Агушеньки
консультация
Предварительный просмотр:
Ребёнок совершенствует двигательные умения
В раннем детстве быстрее, чем в другие периоды жизни, увеличиваются рост и масса тела, совершенствуются все функции организма, в том числе высшая нервная деятельность.
Главные достижения первого года жизни — овладение прямой походкой, предметной деятельностью и речью — определяют интенсивное психическое развитие ребенка.
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего совершенствуется ходьба. Сохранять вертикальное положение очень трудно, малейшее препятствие кажется непреодолимым, малыш часто теряет равновесие. Участие и одобрение взрослых заставляют его подниматься и делать новые попытки. Ходьба доставляет огромную радость, если приближает ребенка к определенной цели. После многих падений ходьба становится более осторожной: ребенок идет, держась за предметы, предварительно измеряя взглядом расстояние. Преодоление трудностей доставляет ему радость, но после овладения ходьбой, когда она становится автоматической, интерес к ней, как к самостоятельному занятию, пропадает.
На овладение уверенной, самостоятельной ходьбой уходит примерно полгода. Так, в один год и три месяца ребенок самостоятельно ходит, присядает, наклоняется, к полутора годам движения становятся более координированными, малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, за день он пробегает по нескольку километров и не устает. Характерна повышенная ориентировочная деятельность, у ребенка появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему, все надо потрогать, попробовать, а порой и сломать.
В два года движения ребенка координированы; он хорошо ходит, преодолевает препятствия, может чередовать шаг, самостоятельно подниматься по лестнице, толкать ногой мяч, закрывать дверь.
Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец. Ребенок уже может брать предметы двумя пальчиками, может вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек. Кроме этих так называемых «соотносящихся» действий ребенок начинает овладевать «орудийными» действиями.
Если до одного года он выполнял с любым предметом, попавшим к нему в руки, известные действия, то на втором году начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать. Связать между собой всё участвующие в процессе предметы — очень трудная для ребенка задача, она требует полной перестройки движений руки. Например, ребенок очень долго учится есть кашу ложкой, длительное время не может скоординировать свои движения, чтобы точно донести ложку до рта. Овладевая все новыми действиями с предметами, ребенок открывает новые функции предметов, узнает, что вещи имеют определенное назначение и определенный способ употребления.
МАЛЫШ ЗАГОВОРИЛ
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь (сенсорная речь), а во второй половине второго года быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется активная речь.
Если для годовалого ребенка слова взрослого обозначают настроение, ситуацию в целом, общий смысл, то по мере получения все новых представлений об окружающей обстановке, людях, предметах, игрушках у него устанавливается связь слова с предметом. Этот процесс происходит быстрее, если взрослые показывают и называют окружающие ребенка предметы, игрушки, учат, как ими пользоваться, словесно обозначают свои действия, за которыми следит ребенок. Позднее он начинает понимать и смысл целых предложений.
В лепете ребенка появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален, сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок произносит в основном облегченные слова (машина — «би-би», собака — «ав-ав»), то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать-сорок слов, однако даже знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной заинтересованности, при обращении к взрослым заменяет слова выразительными жестами, мимикой, звуками, одним словом выражает целую фразу, предложение, например, слово «на» обозначает: «Возьми меня на руки!» Произношение ребенка еще очень неправильное, это либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные звукосочетания: «ки» — ботинки, «абака» — собака и т. д. Вновь появившимися словами ребенок пользуется в окружении близких людей, в непривычной обстановке он обычно молчит.
Во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300—400 слов. Ребенок вначале устанавливает значение слов, он торопится поскорее узнать названия всех окружающих его предметов. Начинается период вопросов: «что это? где? кто?». Получив ответ, он повторяет его несколько раз, затем задает тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка входят только названия предметов и действий, затем качества предметов, в речи появляются грамматические формы. Ребенок начинает говорить предложениями из двух, а затем из трех-четырех слов. Речь становится средством общения ребенка со взрослым, средством выражения своих желаний, впечатлений.
К двум годам малыш может сказать: «Мама день пальто — галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей, ориентация в окружающем пространстве. На основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать, устанавливать связь между явлениями. Язык становится все более гибким орудием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок
МЫСЛИТ ЛИ РЕБЕНОК?
В возрасте одного года у ребенка нет целостного представления о вещах, он обращает внимание на один-два признака, с помощью которых сравнивает различные предметы. Например, он называет словом «ко» и яйцо, и мячик, и яблоко, и все, что имеет округлую форму. Пространственное расположение предметов в этом возрасте ему недоступно.
В последующие месяцы начинается активное познание окружающего мира в результате деятельности, прежде всего, манипулирования руками. Ребенок сначала познает форму и величину предметов, цвету он не придает никакого значения.
Подражая взрослым, ребенок запоминает порядок выполнения действий, например, он собирает пирамидку в той же последовательности, что и взрослые, но не учитывает размер колец. Лишь многократно повторяя свои действия, экспериментируя, без труда нанизывает сначала большие, затем меньшие кольца. Различая, сравнивая, ребенок устанавливает сходство предметов по их признакам — форме, величине, цвету. Ощущения и восприятия обогащаются во время игры с предметами, контрастными по одному из признаков и сходными по. другим (мячи, шары одного цвета, но различные но размеру; коробочки, одинаковые по величине, но разные по цвету; мишки, куклы и другие игрушки, изготовленные из разного материала — матерчатые, резиновые, деревянные и другие).
Разнообразие предметов, подчеркивая различие и сходство признаков, углубляет и уточняет восприятие.
После 1 года 6 месяцев малыш начинает правильно оценивать расстояние, указывать направление движения, решать простые задачи на преодоление препятствий для достижения цели. Например, он не может дотянуться до игрушки, находящейся на столе, играя ложкой, случайно наталкивается на игрушку, которая с ее помощью продвигается по направлению к ребенку. После многократного экспериментирования он спокойно достает игрушку с помощью ложки, затем заменяет ее палкой или другим предметом.
С этого времени ребенок начинает зрительно соотносить свойства предметов, он может свободно ориентироваться в пространстве, способен на глаз подобрать нужные предметы, например, из двух-трех матрешек разной величины выбирает по просьбе взрослого самую маленькую, из двух-трех цветных шариков выбирает шарик требуемого цвета.
К концу второго года жизни ребенок начинает собирать примитивные конструкции, овладевать элементарными умениями: ставить кубик на кубик, раскладывать их рядами, ставить по-разному кирпичи, сооружая дом или ворота, при этом совершенствуются пространственные понятия — рядом, подальше, впереди.
Восприятия тесно связаны с выполнением действий, многократно повторяемых, свойства предметов, не связанные с практической деятельностью, усваиваются труднее, с помощью взрослых. В частности, это относится к цвету.
В результате речевого общения к двум годам ребенок овладевает всеми звуками, соотношение звуков по высоте тона дается труднее. Народные прибаутки, короткие стихи, различные озвученные игрушки, песни, музыка побуждают детей прислушаться к звукам, вслушаться в слова, что способствует развитию слухового восприятия. При этом внимание, которое в начале второго года было непроизвольным, — ребенок часто переключался с одного предмета на другой, — становится более устойчивым, развивается умение сосредоточиться.
Таким образом, формируется произвольное внимание.
В процессе деятельности совершенствуется память, ребенок не забывает о цели своих действий, задуманных несколько минут назад. Он у знает предмет, который видит через какой-то промежуток времени, или предметы и явления, которые сильно заинтересовали его, вызвали сильные ощущения. Эти воспоминания возникают на основе наглядной ситуации. Мальчик, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: «Папа бил». Отдельные события, обратившие на себя внимание, ребенок на втором году жизни может помнить в течение нескольких дней. В раннем детстве важен не объем приобретенных знаний, а уровень развития таких психических процессов, как восприятие, память, воображение, внимание.
Первые проявления мышления можно заметить у годовалого ребенка, когда он догадывается взять в руки машинку, потянув ее за веревочку, подкатить палкой мячик. Сначала дети совершают свои действия по показу взрослых, затем сами путем экспериментирования устанавливают связи между предметами.
Следующим этапом в развитии мышления является наглядно-образное мышление, когда ребенок может выполнить в уме порядок действий с образами предметов, например, он сам догадывается достать мяч палкой из-под дивана. До-словесное мышление первых двух лет жизни «предметно и конкретно».
Основной формой мышления в этом возрасте является мышление по аналогии. Даже явления природы, человеческое поведение ребенок объясняет по аналогии с тем, что ему известно: машины и механизмы ребенок считает «живыми существами», ребенок 1 года 11 мес. протягивает пирожное паровозу, «чтобы его накормить», мальчик двух лет, впервые увидев море, решает, что это «живое существо», девочка 1 года 11 мес. собирает руками солнечные лучи.
Только к концу второго года, после овладения речью, возможно логическое мышление, когда ребенок начинает обобщать предметы и действия по существенным признакам, давать названия всем окружающим предметам и живым существам. Имя становится сущностью предмета. Появляется вопрос: «Что это?», после двух лет: «Зачем? Почему?». Ребенок задает один и тот же вопрос помногу раз, чтобы прежде всего самому найти на него ответ. Через речевое общение со взрослым он получает во много раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Постепенно мысль соединяется со словом, речь становится средством мышления.
МАЛЫШ — ТВОРЧЕСКАЯ личность
Для эстетического развития ребенка важен уровень сенсорного развития: умение видеть, слышать, различать предметы, а также преимущественное развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. Ребенок не различает реальное и воображаемое, у него нет чувства действительности. Отношение к миру, к людям окрашено эстетическими переживаниями. Все в мире — и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо, и земля, и люди — все, все восхищает маленького человека, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможности его использования. Ребенок не знает продолжительных радостей и горестей, но зато отдается им всей полнотой своего существа, он переживает свои горести как настоящие трагедии, однако от скорби легко переходит к новому чувству, забывая о прежнем. Ребенок свободен в выражении своих чувств, таких как страх, гнев, радость, упрямство, но в то же время необычайно раним.
Все прекрасное в какой бы то ни было форме привлекает ребенка, он любит и музыку, и сказку, и рисунок, и лепку, и танцы, и сценические представления. Однако он не ограничивается только эстетическим восприятием, он стремится к творческой деятельности. В первую очередь, это рисование. Ребенок, играя карандашом по бумаге, выводит случайные линии, настоящие каракули, и уже это его радует. По сравнению с речевым, графическое развитие ребенка запаздывает, дети долго не выходят за пределы нескольких форм, которыми они овладели, и без конца ими варьируют. Даже в первых каракулях главной темой является человек.
Рисованию принадлежит огромная роль в развитии точности восприятия, внимания, тренировке мышц кисти. На втором году жизни ребенок начинает понимать картины.
Не меньшее значение в эстетическом созревании ребенка играет лепка, вызывающая необычайный творческий подъем из-за возможности самому создавать фигурки животных, человечков и другие поделки.
Детские танцы благодаря своим осмысленным, выразительным движениям развивают в детях чувство ритма, приобщают к чувству изящного, дети начинают лучше владеть своим телом, грациозно двигаться. То же самое можно сказать и о культуре голоса, во время пения у детей воспитывается умение вслушиваться в звуки, радоваться им, развивается чувство ритма и слух.
Огромную роль в эстетическом развитии имеют стихи, народные потешки, сказки. Для ребенка вся природа жива, полна богатой внутренней жизни. Сказки наиболее полно отвечают потребности ребенка в «очеловечивании» природы, а также неуемной работе фантазии и свободной игре образов.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном коне с таким же увлечением, как если бы он ехал на настоящем. Игры для детей — это часть их жизни. Всякая игра связана с работой фантазии, воображения, и в то же время игра требует хоть каплю реальности жизни как исходной основы работы фантазии.
В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВТОРОГО ГОДА дети в игре преимущественно воспроизводят ранее разученные действия. Они «кормят», «качают» кукол, «пляшут» с ними. Постепенно эти действия переносятся на другие предметы — кормят не только кукол, но и кошку, собаку, мишку и т. д. Все действия ребенка сопровождаются лепетом, отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями положительных эмоций.
С 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ ребенок начинает подражать действиям взрослых, он воспроизводит то, что видит вокруг себя, например, «читает газету», «причесывается», «наряжается» и т.д.
В 1 год 6 МЕСЯЦЕВ малыш начинает изображать в игре все более разнообразные действия окружающих, связывать их между собой, он подолгу возится с куклой, кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает.
В 1 год 9 МЕСЯЦЕВ игра еще более усложняется, становится сюжетной с последовательными действиями. Например, мальчик берет машину, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора, причем играть не отвлекаясь он может в течение 15—20 минут. Ребенок любит игры, развивающие ловкость, быстроту, он ищет повод, чтобы двигаться, чем больше затруднений на этом пути, тем ему приятнее их преодолевать. Ребенок незаметно упражняется в разнообразных формах движений с целью овладеть своим телом. Он любит играть в «догонялки», «прятки», «кататься с горки», играть с мячом, носить предметы, перевозить тележку и т. д.
Детские игры в этом возрасте могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Ребенок, взяв те или иные предметы, ломает, вскрывает их, разделяет на составные части. Дети не могут быть равнодушными к вещам, которые они видят, какая-то беспокойная потребность взять предмет в руки и заняться «исследованием» владеет ребенком. Но эти так называемые деструктивные игры — не стремление портить вещи, это познавательные игры, ребенок хочет проникнуть в скрытый «механизм» вещей, в их внутреннее строение. Чтобы ослабить интерес к деструктивным играм, необходимо направить детскую активность на созидательную, так называемую конструктивную игру. Это игра с песком, кубиками, строительным материалом, лепка. При этом ребенок начинает пользоваться рукой как орудием творчества. В играх ребенка развиваются такие психические качества как внимание, память, интеллект.
В конце второго года жизни все большее значение для развития ребенка приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой он копирует жизнь окружающих его людей во всем ее многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агушеньки
Консультация для родителей...
Рабочая программа для детей 1-2 лет (I младшая группа «Агушеньки») по Основной образовательной программе дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,
Рабочая программа для второй группы раннего (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 1 до 2 лет. Программа разработана в соответствии с Ос...