Статья "Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания"
статья

В последнее время в мире произошли экономические и политические изменения. Поэтому именно сейчас остро возникла необходимость патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание начинается в семье с детства. На примере родителей дети в семье учаться заботиться о старшем поколении, бережному отношению друг к другу, к труду взрослых, приобретают такие понятия как добро, милосердие, терпение, открытость, способность прощать, гордость за свою семью, Родину.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация патриотического и

духовно-нравственного воспитания  

"Патриотизм – это не значит

 только одна любовь к своей Родине.

 Это гораздо больше.

Это-сознание своей неотъемлемости от

Родины и неотъемлемое переживание

вместе с ней ее счастливых и ее

 несчастных дней"—

Алексей Николаевич Толстой.

В последнее время в мире произошли экономические и политические изменения. Поэтому именно сейчас остро возникла необходимость патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание начинается в семье с детства. На примере родителей дети в семье учаться заботиться о старшем поколении, бережному отношению друг к другу, к труду взрослых, приобретают такие понятия как добро, милосердие, терпение, открытость, способность прощать, гордость за свою семью, Родину. 

Дети, поступающие в детский дом, либо не имеют родителей, либо имеют негативный опыт проживания в семье. Как результат, у детей преобладают ценности потребительского отношения к жизни, людям. Часто любовь к материальным ценностям на много сильнее любви к ближним. К сожалению, опыт показывает, что многие подростки-сироты, поздно выявленные из не благополучных, семей не знакомы с истиным содержанием понятия чести, святости, великодушии. Именно поэтому патриотическое, духовно-нравственное воспитание, это одно из приоритетных направлений работы педагогов с детьми, воспитывающимися в детском доме.

Работа по этим направлениям строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования, что соответствует п.2. положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв.постановлением Правительства РБ от 24 мая 2014 г. № 481

 Начинаем развивать духовно-нравственного восприятие воспитанников с знакомства с русской народной культурой. Приобщение воспитанников к  русской народной культуре, это одна из форм как патриотического, так и духовно-нравственного воспитания. Народное искусство это и устное народное творчество и народная мудрость, и народное знание.

 Необходимость обращения к истокам продиктована спецификой жизненного опыта детей детского дома: дети детского дома  переживают кризис, нарушаются  традиции, рвутся  нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно создать  преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности, когнитивной сферы.

Работая по направлениям духовно-нравственного и патриотического воспитания, используем такие воспитательные средства, как: фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.), традиционные обрядовые праздники, народные игры, народное искусство, атмосферу национального быта, волонтерская помощь старшему поколению. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. 

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью мы легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. В работе с детьми мы используем все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине.  Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришла к выводу о необходимости воспитания в наших детях нравственности и патриотизма через народное искусство, знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.

В процессе воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению использую следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • Театральные этюды, постановки.
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, литературных произведений с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Народные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.
  • Экспозиция "Русская изба".
  • Изготовление национальных костюмов.
  • Знакомство с предметами быта, старины.
  • Фольклорные праздники.

  Одной из интереснейших форм работы с детьми являются фольклорные праздники.  Народные праздники в старину укрепляли хозяйственные и семейные связи, играли важную роль в формировании традиций. В нашей семье "Гнездышко" стало традицией проведение таких народных праздников как: Капустные посиделки, Рождество, Масленица, Пасха, которые предполагают участие всех воспитанников, а использование различных форм позволяет участвовать в проведении праздника и пассивных детей тоже. В фольклоре главное – не результат, а участие ребёнка. Поэтому, кроме познавательного, речевого, художественного и эмоционального развития такие мероприятия способствуют социальному развитию ребёнка. Привлекая детей к участию в народных праздниках, мы даем детям возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица).       К проживанию календарного праздника  мы с воспитанниками готовимся в течение определенного времени: разучиваем песни, заклички, учим пословицы, поговорки, разгадываем загадки, играем хороводы, знакомимся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта.

Рассмотрим праздник " Капустные посиделки"

Праздник "Капустные посиделки" традиционно проводится в детском доме с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников  через приобщение к традициям и обычаям русского народа.

Основные задачи проведения праздника "Капустные"  посиделки: формировать представление о содержании, структуре русского народного обряда; воспитывать интерес и уважение к традициям народных праздников; стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русской народной культуры; познакомить с процессом засолки капусты.

Проведение народного праздника "Капустные посиделки" наряду с другими народными праздниками обеспечивает естественное приобщение воспитанников к национальным традициям. Праздники на фольклорном материале пронизаны духовной мудростью народа. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы, народные игры - прекрасный материал для нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклорные праздники в детском доме имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности знакомим  воспитанников с народной культурой, что способствует их  духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Таким образом, через изучение народных праздников решается задача приобщения к народным корням и как следствие формирование патриотического отношения к своей культуре, приобритение навыков общения в соответствии с духовными традициями народа, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине.



Предварительный просмотр:

Организация патриотического и

духовно-нравственного воспитания  

"Патриотизм – это не значит

 только одна любовь к своей Родине.

 Это гораздо больше.

Это-сознание своей неотъемлемости от

Родины и неотъемлемое переживание

вместе с ней ее счастливых и ее

 несчастных дней"—

Алексей Николаевич Толстой.

В последнее время в мире произошли экономические и политические изменения. Поэтому именно сейчас остро возникла необходимость патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание начинается в семье с детства. На примере родителей дети в семье учаться заботиться о старшем поколении, бережному отношению друг к другу, к труду взрослых, приобретают такие понятия как добро, милосердие, терпение, открытость, способность прощать, гордость за свою семью, Родину. 

Дети, поступающие в детский дом, либо не имеют родителей, либо имеют негативный опыт проживания в семье. Как результат, у детей преобладают ценности потребительского отношения к жизни, людям. Часто любовь к материальным ценностям на много сильнее любви к ближним. К сожалению, опыт показывает, что многие подростки-сироты, поздно выявленные из не благополучных, семей не знакомы с истиным содержанием понятия чести, святости, великодушии. Именно поэтому патриотическое, духовно-нравственное воспитание, это одно из приоритетных направлений работы педагогов с детьми, воспитывающимися в детском доме.

Работа по этим направлениям строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования, что соответствует п.2. положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв.постановлением Правительства РБ от 24 мая 2014 г. № 481

 Начинаем развивать духовно-нравственного восприятие воспитанников с знакомства с русской народной культурой. Приобщение воспитанников к  русской народной культуре, это одна из форм как патриотического, так и духовно-нравственного воспитания. Народное искусство это и устное народное творчество и народная мудрость, и народное знание.

 Необходимость обращения к истокам продиктована спецификой жизненного опыта детей детского дома: дети детского дома  переживают кризис, нарушаются  традиции, рвутся  нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно создать  преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности, когнитивной сферы.

Работая по направлениям духовно-нравственного и патриотического воспитания, используем такие воспитательные средства, как: фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.), традиционные обрядовые праздники, народные игры, народное искусство, атмосферу национального быта, волонтерская помощь старшему поколению. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. 

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью мы легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. В работе с детьми мы используем все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине.  Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришла к выводу о необходимости воспитания в наших детях нравственности и патриотизма через народное искусство, знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.

В процессе воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению использую следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • Театральные этюды, постановки.
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, литературных произведений с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Народные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.
  • Экспозиция "Русская изба".
  • Изготовление национальных костюмов.
  • Знакомство с предметами быта, старины.
  • Фольклорные праздники.

  Одной из интереснейших форм работы с детьми являются фольклорные праздники.  Народные праздники в старину укрепляли хозяйственные и семейные связи, играли важную роль в формировании традиций. В нашей семье "Гнездышко" стало традицией проведение таких народных праздников как: Капустные посиделки, Рождество, Масленица, Пасха, которые предполагают участие всех воспитанников, а использование различных форм позволяет участвовать в проведении праздника и пассивных детей тоже. В фольклоре главное – не результат, а участие ребёнка. Поэтому, кроме познавательного, речевого, художественного и эмоционального развития такие мероприятия способствуют социальному развитию ребёнка. Привлекая детей к участию в народных праздниках, мы даем детям возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица).       К проживанию календарного праздника  мы с воспитанниками готовимся в течение определенного времени: разучиваем песни, заклички, учим пословицы, поговорки, разгадываем загадки, играем хороводы, знакомимся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта.

Рассмотрим праздник " Капустные посиделки"

Праздник "Капустные посиделки" традиционно проводится в детском доме с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников  через приобщение к традициям и обычаям русского народа.

Основные задачи проведения праздника "Капустные"  посиделки: формировать представление о содержании, структуре русского народного обряда; воспитывать интерес и уважение к традициям народных праздников; стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русской народной культуры; познакомить с процессом засолки капусты.

Проведение народного праздника "Капустные посиделки" наряду с другими народными праздниками обеспечивает естественное приобщение воспитанников к национальным традициям. Праздники на фольклорном материале пронизаны духовной мудростью народа. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы, народные игры - прекрасный материал для нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклорные праздники в детском доме имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности знакомим  воспитанников с народной культурой, что способствует их  духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Таким образом, через изучение народных праздников решается задача приобщения к народным корням и как следствие формирование патриотического отношения к своей культуре, приобритение навыков общения в соответствии с духовными традициями народа, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"

Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....

Доклад на тему"Организация работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"

Доклад для семинара по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию....

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

Работа с детьми трех лет по вопросам патриотического и нравственного воспитания.

Главная цель работы- это воспитание маленького гражданина....

"Патриотическое и экологическое воспитание дошкольников с использованием музейной педагогики."

Мое глубокое убеждение, что в настоящее время самое большое внимание необходимо уделять патриотическому и экологическому воспитанию.Эти направления неразрывно связаны между собой.Надо учить любить не ...

Героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием.

Актуальность: Героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. С малых лет нужно рассказывать о героях.Духовно – нравственное воспитание...