НОД в ДОУ
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Непосредственно образовательная деятельность – основная форма обучения в детском саду Переосмысливается роль педагога, который становиться в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации Позиция педагога ДОУ по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнёром.
Три формы организации обучения Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Традиционно выделяется три формы организации обучения. Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная
Ф ормы организации обучения Индивидуальная форма организации обучения Позволяет индивидуализировать обучение(содержание, методы, средства); Работа с литературой; Письменные упражнения; Экспериментальная деятельность- опыты, наблюдения; Минус- ограничение сотрудничества с другими детьми Подгрупповая форма организации обучения Работа группами во время НОД; Экскурсия по группам; Трудовая деятельность; Педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения
Фронтальная форма обучения Четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; Усвоение знаний; Овладение умениями и навыками; Применения знаний, умений, навыков; Обобщения и систематизация знаний; Проверка и самопроверка знаний, умений и навыков; Недостатком – трудности в индивидуализации обучения
Требования к НОД НОД должна быть эмоциональной, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях. Темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и ребёнка завершёнными. Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и ребёнка, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда должна доминировать. Педагог должен обеспечить активное обучение каждого ребёнка. По возможности следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения .
Педагогические умения воспитателя Гностические умения (от греческого гнозис - знания ) Диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребёнка. Определять психологический климат в группе. А нализировать психическое и физическое здоровье ребёнка. Анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение – самостоятельно работать с литературой. Проективные и конструктивные умения: Осуществлять текущее и перспективное планирование. Осуществлять динамическое проектирование развития группы и отдельных детей. Анализировать проблемные педагогические ситуации. Предвидеть возможные трудности в работе. Определять конкретные образовательно – воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приёмы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами.
Выбирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с родителями. Планировать ситуацию успеха для каждого ребёнка особенно неуверенных в себе, застенчивых). Согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя, родителями. Коммуникативные умения Легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами, родителями, проявлять гибкость и терпимость в общении. Создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества – владеть вербальными и невербальными средствами общения. Использовать юмор, шутку в общении, регулировать межличностные отношения в детском коллективе.
Содержание НОД Подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе, и с воспитательными; Д олжно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным, направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, а на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений; По возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная) Должна быть практическая направленность(связь содержания с жизнью, обсуждение того, где встречается, где может использоваться); Включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью реализации имеющих знаний, умений из других видов деятельности) Предусматривает реализацию гендерного подхода(если позволяет содержание); Имеет воспитательную направленность( формирование положительного отношения к тому, что знают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Структура классической НОД В любой классической структуре НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: вступительная, основная и заключительная. Вступительная – предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, Стимуляция интереса к ней, Создание эмоционального настроя, Точные и чёткие установки за предстоящую деятельность(последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут .
Основная часть: Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных образовательных задач. Осуществляется индивидуализация обучения(минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение) Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Заключительная часть: Посвящается подведению итогов и оценке результатов деятельности: В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; В средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности В старшей и подготовительной группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОД НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ Проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и решение вопроса, познания объекта или явления . Методы и приёмы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности. Сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы в соответствии с возрастом детей. Систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации. Обеспечить осмысленное усвоение детьми информации(необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации. Грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности. Осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Цели нод Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего,определить её главную цель. Заключается она в том, будет ли эта непосредсвенно образовательная деятельность носить развивающей характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД ( часто называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности. В о время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель Это - образ желаемого результат. Это – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др. Должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. При постановке целей полезно учитывать следующие требования: Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ возможностей, средств, ресурсов, с другой стороны, цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам. Цели должны быть напряженными, но и реальными т.е. находиться в зоне ближайшего развития детей. Цели должны быть сформированы настолько конкретно(включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было четко определить достигнуты ли они.
Цели: Д олжны иметь мотивирующий, стимулирующий характер. Должны соответствовать основным ценностям ДОУ. Должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию. Цель конкретной НОД должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и стремлениям коллектива, ДОУ в целом. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределённой форме: закрепить, сформировать, обобщить, систематизировать, развивать, актуализировать, формировать, побуждать, совершенствовать, воспитывать и т.д.
правило СФОРМИРОВАВ ЦЕЛЬ НОД, ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЯСНО И КОНКРЕТНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО ОН НАМЕРЕН ПОЛУЧИТЬ К МОМЕНТУ ОКОНЧАНИЯ НОД,КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗВОЛЯЮТ ЕМУ УБЕДИТЬСЯ В ДОСТИЖЕНИИ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА, ЧЕМ ОБОСНОВАН ВЫБОР ИМЕННО ЭТИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ЦЕЛЬ НОД БУДУЧИ ДОСТИГНУТОЙ, ДОЛЖНА ПРИБЛИЖВТЬ К КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
АЛГОРИТМ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ: Оцените имеющиеся п роблемы(расхождение между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную. Четко сформулируйте эту проблему. Определите шаги(действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат(эффект)от исполнения каждого действия. Оцените какие(и сколько) их этих шагов(действий) можно реально осуществить в рамках одной НОД. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.
ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ Задача непосредственно образовательной деятельности триедина: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: повышать уровень развития ребёнка. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. РАЗВИВАЮЩАЯ: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические и развивающие игры и др. Связующим звеном выступает тема( образ)рассматриваемая во время НОД.
Метод как способ достижения цели Метод – это способ достижения цели. Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого «метод» означает путь к чему –либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например: в старшей группе - метод беседа включает в себя распространенные приемы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы Например приемы запоминания, использование загадок, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
метод Это способ достижения цели, т.е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели(способ прикоснуться к ребёнку). Все методы обучения состоят из разнообразных приёмов, например беседа – из приёмов постановки вопросов, анализа ответов воспитанников, комментирования и корректировки их, подведение воспитанников к выводам. Выбор метода обучения Зависит от цели и содержания НОД Практические: опыт, упражнение, экспериментирование, моделирование. Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Словесные: рассказ педагога, беседа, ЧХЛ. И гровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.
При использовании игровых методов Необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно –ролевой игры , которые не имеют чётких границ Предметно –действенным (ранний и младший возраст); Ролевым (средний дошкольный возраст); Сюжетосложением ( старший дошкольный возраст). Введение в процесс обучения игры В ызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; Создает мотивацию учебной деятельности; Позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; Доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончанию НОД.
МОТИВАЦИЯ Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научит его нельзя. Внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей. Но внутренне. Психологически, она весьма разная; часто она побуждается внешними мотивами. (Ребёнок не любит рисовать, н о делает картину, чтобы подарить маме. Получить похвалу-это тоже внешняя мотивация).
мотивация Мотивация влияет на содержание НОД, на то чему и как учить, из содержания непосредственно образовательной деятельности вытекает оценка и подведение итогов НОД. Игровая мотивация- дает лучшие результаты, т.к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности. На каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно –ролевой игры. Игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно –ролевой игры.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах Младший возраст- мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал –это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали действовать. Средняя группа - можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли . Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения ) –главное не персонажи, а сюжеты(передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо).Сюжеты могут быть продолжительными( путешествие на машине времени).В ходе НОД Может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли. Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра – соревнование с установкой на выигрыш(используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побыть в ситуации выигрыша и проигрыша. При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации Учет возраста(в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию; Мотивация должна быть экономной (2-3мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; Завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течении НОД. Используя игровую мотивацию воспитателю необходимо принять позицию «равного партнёра».
Оценка результата В конце НОД со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремиться к тому , чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке. Заключительная часть НОД в младшей группе направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводиться некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей.
Возрастные этапы оценки Младший возраст- указывает ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа.(Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайчика может сказать, что ему страшно сидеть в темноте. В этом возрасте оценка идёт по ходу НОД, а не в конце. При этом и замечания , и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы по учебному и игровому содержанию НОД, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей зайчонок и зайчиха.
Средний возраст – ребенок учиться соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определённую роль и действуя в ней( в роли зайчика ребенок строит дом) ребенок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относиться к критике как к напоминанию выполнять определенные правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата. Старший возраст - особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребенок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребенок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности т отказу от работы. « НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ»
В НАЧАЛЕ ГОДА РУКОВОДСТВО И АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РАБОТ ПРОВОДИТЬСЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ Важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом на основе общего интереса, которое должно восприниматься детьми как действительно необходимое для успеха предстоящей работы. Дети должны договариваться (например. кто будет рисовать предмет, который может быть изображен только в единственном числе). Дети могут сами объединяться в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку другого партнёра. Важно высказывать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать рисунки(если они получились удачными) другим детям.
Как подготовить (НОД)?
1.Определение целей и ведущих понятий Чётко определить и сформировать тему. Определить место темы в учебном плане. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное НОД. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других НОД. О пределить целевую установку НОД – для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще. Нужно обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД. 2.Планирование учебного материала. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания. Целью которых является: Узнавание нового материала, Воспроизведение, Творческий подход к заданию.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципами « От простого к сложному» Составить три набора заданий: Подводяшие детей к воспроизведению материала, Способствующие осмыслению материала. Способствующие закреплению материала. 4.Продумывание «изюминки» НОД Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление. в осторг, одним словом, то ,что, дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей. Этот прием который подходит для средней, но не подходит для раннего или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5.Группировка отобранного материала Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке –умение найти такую форму организации занятия. Которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.
6.Планирование контроля за деятельностью детей Продумать: Что контролировать, Как контролировать, Как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех. Тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес. Педагога к их работе. 7.Подготовка оборудования Составить список необходимых учебно –наглядных пособий, приборов ТСО. Проверить все ли работает. После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватнная , полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах. б еспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.
Советы воспитателям по организации нод : Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить. Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами. Подводите детей к выводам, обобщениям. Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом. Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей. Проводите игры, упражнения. Используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей. Обеспечивайте смену деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать. Удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям с просьбой- уточнить сказанное 9делая вид, что это важно, но ещё не понятно), объяснить по - другому. После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
НОДв области познания
конспект занятия...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
НОДв области "Художественно - эстетическое развитие" по теме "Ваза с фруктами"
Конспект занятия по аппликации для старшей группы на тему:«Ваза с фруктами»...