Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с задержкой психического развития
статья
Представления у детей с задержкой психического развития формируется исходя из их индивидуальных особенностей здоровья и развития. Дети с задержкой психического развития с трудом осваивают не только навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, но и испытывают сложности в переносе имеющегося личного опыта на бытовые и экстремальные ситуации. Работа по развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с задержкой психического развития ведется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.85 КБ |
statya.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с задержкой психического развития.
Представления у детей с задержкой психического развития формируется исходя из их индивидуальных особенностей здоровья и развития. Дети с задержкой психического развития с трудом осваивают не только навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, но и испытывают сложности в переносе имеющегося личного опыта на бытовые и экстремальные ситуации. Работа по развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с задержкой психического развития ведется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ. Все необходимое для становления и развития навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков располагаются в определенных местах хранения, что позволяет детям запоминать их местонахождение. От ребенка с задержкой психического развития требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. На первом этапе выполнение работы по формированию культурно-гигиенических навыков, элементарных самообслуживания ведется при непосредственном участии взрослого, с сопровождением вербальных инструкций, по подражанию взрослого, по образцу, ориентируясь на специальные символы, с которыми дети знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. В дальнейшем, дети с задержкой психического развития должны научиться действовать самостоятельно, ориентируясь на действия по образцу, совместно с педагогом и по словесной инструкции, которые могут включать в себя различные потешки, прибаутки. Т.о. вырабатывается алгоритм самостоятельной деятельности, состоящей из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов.
Для поддержания интереса детей к практическим действиям по самообслуживанию активно используются игровые приемы («умывалочка», «мыльные варежки», «сделай лодочку», «оденем куклу на прогулку»). В процессе повседневной работы с детьми с задержкой психического развития необходимо стремиться к тому, чтобы с возрастом навыки самообслуживания и гигиенические навыки постоянно совершенствовались.
Единство требований со стороны взрослых, как дома, так и в детском саду - залог успеха в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с задержкой психического развития. В связи с этим необходимо в первую очередь донести до родителей как правильно и грамотно помочь своему ребенку, но не сделать за него, а научить, для дальнейшей социализации.
В своей работе я столкнулась с проблемой низкой мотивации родителей, позицией полной опеки. Родителям проще все сделать самим, они не видят смысла в обучении культурно-гигиенических навыкам и навыкам самообслуживания. Для решения данной проблемы мною была организована серия круглых столов и практикумов для родителей: «Начинаем утро правильно»(умывание, мытье рук, чистка зубов, расчесывание), «Давай переоденемся»(процесс одевания и раздевания, смена уличной одежды на домашнюю) и т.д.
Мною были предложены алгоритмы последовательности действий по каждому режимному моменту. Многие родители сами впервые ознакомились с ними и применили на практике (очередность снятия и надевания предметов одежды, правильное складывание ее, размещение одежды в детском шкафу или на стуле; очередность действий во время умывания)
Таким образом для формирования навыков необходимо: дополнительное время, деление процесса на мелкие этапы, визуализация, прием «рука в руке» для выработки мышечной памяти, личный пример. Создание и поддерживание этих приемов для ребенка с задержкой психического развития является первоосновой его полноценного воспитания и развития.
Предварительный просмотр:
«Чем занять ребенка в выходные дома?»
Впереди выходные которых так ждёт ребёнок. Но вам нужно поработать или наоборот хочется отдохнуть Как занять ребенка и направить неуемную детскую энергию в Мирное русло? Уверена что и дома можно найти много полезных и интересных занятий для детей. От вас потребуется только идея и некоторые материалы, а дети сами с радостью возьмутся за дело. Итак, что можно предложить ребёнку?
Творческие выходные.
Выдайте ребёнку небольшое количество макарон разных форм, краски, бумагу и клей. Покажите ребёнку фотографии поделок из макарон, скорее всего ребёнок проведет за творчеством несколько часов подряд.
«Спортивные выходные»
Как известно, движение-это жизнь, а уж тем более в условиях ограниченного пространства квартиры или дома. Отличный момент приучить вашего малыша к зарядке по утрам. При условии что ребенок здоров, заниматься дома с детьми не только можно, но и нужно! Предложите детям поиграть в «воздушный» футбол. Выдайте детям коробку, клей, цветную бумагу, ножницы и вату. Во- первых, дети будут заняты созданием самой игры, а во-вторых (после того как игра будет готова) самим процессом «задувания» голов! Однако не рассчитывайте на то, что выходные пройдут спокойно: то и дело вы будете слышать «Гооол!»
Принимаем гостей
В поисках идей чем занять детей дома, не упускайте момент соединить приятное с полезным: найдите занятие на кухне. На просторах интернета легко можно найти множество простых рецептов, которые обязательно заинтересуют вашего ребёнка. Это может быть салат или оригинально украшенные бутерброды. Беспроигрышным вариантом любимого рецепта станет домашняя пицца, а для начинки подойдет любой набор привычных для вашей семьи продуктов.
Проявите фантазию и предложите детям «вкусное рисование». Для этого вам понадобится тостовый хлеб и чистые кисточки. В качестве «краски» используйте сгущённое молоко с пищевыми красителями.
Пусть ребёнок пригласит к себе гостя. От вас потребуется какое-либо простое угощение (купите детские соки, печенье или фрукты), а также идеи для конкурсов и игр. Воспользуйтесь следующим идеями игр. Предложите детям посмотреть или пересмотреть серийные мультфильмы, а затем предложите им нарисовать, склеить и раскрасить персонажей фильма.
«Сам себе режиссер»
Выдайте ребенку фотоаппарат или камеру( не бойтесь, что ребёнок испортить технику, он оправдает ваше доверие и будет аккуратно с ней обращаться) и задайте тему: пусть он снимет фильм о своей семье «Как мы проводим выходные». Радость творчества, радость от самого процесса и от результата( готового фильма, который вы вместе смонтируйте на компьютере) надолго поднимут всей семье настроение
Шахматы, шашки, морской бой, ребусы, « буриме», кроссворды, изготовление слайма, которым увеличены почти все современные дети- пробуйте новые, задайте целью выяснить, что из этого придется по душе всем членам вашей семьи. Любая идея, чем заняться вместе, будет полезной. Помните, что участие родителей в детских играх и развлечениях носит не столько контролирующий, сколько объединяющей характер. Именно такие минуты запоминаются надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
3. Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1. Раз...
Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Способы обучения детей с сочетанной патологией пользованию столовыми приборами, приучению к чистоплотности, опрятности.Обучение воспитанников алгоритму одевания/раздевания...
НАБЛЮДЕНИЯ по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет (II группа раннего возраста №1)
НАБЛЮДЕНИЯ по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет2018-2019 уч.год...
Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...