Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи в организации речевой и творческой активности воспитанников посредством патриотического воспитания»
консультация
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый, и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – это родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие ДОУ и семьи в организации речевой и творческой активности воспитанников
посредством патриотического воспитания»
Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык. Он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов… Осваивая родной язык ребёнок осваивает духовный опыт предшествующих поколений».
Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый, и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – это родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни!
Из опыта работы: в группе мы провели проект «Генеалогическое древо моей семьи», целью которого было расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях. Родители совместно с детьми изготовили своими руками книги «Моя семья». Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. Яркие рисунки помогли ребятам легко составить яркие и интересные рассказы о том, где работают родители, где живут бабушки и дедушки, чем они занимаются. Благодаря рассказам по книгам, сделанным своими руками, у детей расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и звуковая культура речи.
К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т. д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.
С чего начинается Родина? В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – в первую очередь с любви к матери, близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу. Без любви к своей малой родине невозможна любовь и уважение в стране в целом. А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его общество, близких людей. Любовь и уважение к родине – одна из черт характера, которая должна прививаться ребенку наравне с трудолюбием, терпимостью, принципиальностью и чувством собственного достоинства. Патриотизм – одна их важных моральных ценностей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.
Из опыта работы: Дети вместе с родителями в течение учебного года готовили русские народные костюмы к праздникам («Колядки», «Масленица»). На кружке по развитию речи «Ладушки» мы с детьми читаем сказки, драматизируем их. Разучиваем народные песни и игры, знакомимся со старинными обрядами и обычаями.
Познавательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром была посвящена темам: «Мой город», «Моя страна», «Традиции моего народа», «Народные ремесла». Благодаря этой работе наладилась связь с семьей, родители проявили интерес к воспитанию детей, стали полноправными участниками педагогического процесса (приносили фотографии нашего города, фото с памятными местами; совместно с воспитателями и детьми делали книги «Мой любимый город Михайловск», «Ветераны города Михайловска»). На родительском собрании родители могли свободно высказать свое мнение, делились опытом семейного воспитания.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушки и прабабушки получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). В рамках проекта «История моей семьи в истории моей страны», который проходил в марте в нашей группе, родители вместе с детьми организовали выставку семейных работ «Генеалогическое древо моей семьи». Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли. В ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы небольшим рассказом о своей семье.
При знакомстве детей с их прабабушками, прадедушками, знакомимся с патриотическим воспитанием, традициями русской народной культуры, нравственным климатом в семье.
Необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, возрождать традиции.
В группе был оформлен стенд «Моя малая родина», к 9 мая готовим фото-стенд «Я в городе». На этом стенде будут размещены фотографии детей и родителей у памятных мест нашего города (Вечный огонь, храмы, памятники воинам-освободителям).
В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с историческим прошлым, настоящим своей малой Родины, особенностями природы, её главными улицами, отдельными историческими, культурными памятниками способствует формированию у детей патриотических чувств, приобщению детей к культурному наследию.
Составляя короткие рассказы о своих любимых местах, у ребят совершенствуется речь как средство общения: умение излагать свои мысли понятно для окружающих.
Важным направлением в работе по нравственно-патриотическому воспитанию является сотрудничество с родителями.
В рамках приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков.
В нашей группе многие папы являются боевыми офицерами Российской армии. Для того, чтобы воспитать у детей любовь к Отечеству, к своей Родине, воспитать уважение к другим людям, мы собираем информацию о родителях-военнослужащих и к старшей группе оформим портфолио «Мой папа – защитник!»
Хочу поделиться своими формами работы по патриотическому воспитанию детей. Считаю, такой системный подход дает положительные результаты к концу дошкольного периода.
1. Самое первое и необходимое условие – организация соответствующей развивающей среды: в группе оформлен «патриотический» уголок, который оснащен различными наглядными материалами – геральдикой нашего государства, города; настольными печатными играми, создан сборник-альбом «Календарные российские праздники», тематические альбомы «Михайловск» (фото достопримечательностей), «История нашего города», «Костюмы народов России», художественной литературой для детей; дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации, найти на глобусе или карте свою страну, город, познакомиться с символикой родного города, государства. Есть книжный уголок с русскими народными сказками, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Есть и книги, созданные руками детей и педагогов (альбом «Растительный и животный мир родного края», «Прошлое и будущее вместе – дети и ветераны». В театрализованной деятельности дети обыгрывают народные сказки, осваивая русский фольклор в действии.
2. В календарном плане прописываю работу по нравственно-патриотическому воспитанию. Материалы закрепляются в повседневной жизни, беседах, на личном примере, в различных мероприятиях. В этой области беру за основу литературу Н.Г. Зеленовой и Л.Е.Осиповой «Мы живем в России» и использую интернет-ресурсы.
3. Территория нашего детского сада очень большая – это нам позволяет организовывать мини-экскурсии по разным зонам нашей территории, понаблюдать за изменениями в природе в разное время года.
4. Я пришла к выводу, что формирование патриотизма у детей лучше всего осуществлять через проектную деятельность, т.к. проектная деятельность – это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
В чем преимущества проектной деятельности?
1. Это всегда творческий труд «от всего сердца».
2. Центральное место в проекте – ребенок. «Ребенок – это солнце, вокруг которого всё вращается». (Д. Дьюи).
3. Всегда индивидуальный подход. Позиция «рядом», «вместе».
4. Очень мощное саморазвитие.
5. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и родителями.
6. Формирует партнерские отношения.
7. Разнообразие форм и методов работы.
8. Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью совместной работы детского сада и семьи. Личный положительный пример родителей пробуждает в детях патриотические чувства.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Рекомендации для педагогов и родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные
заведения.
5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она
наказуема!» и т. д.
6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
7. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
8. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению к ЗОЖ"
данная консультация будет полезна воспитателям ДОУ...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС"
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОО с семьями по вопросом физического воспитания дошкольников."
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей»
В консультации рассказывается о том, какие формы работы с родителями используются в нашем детском саду, как улучшить работу с родителями. Ведь только в совместной деятельности с родителями можно получ...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию"
Данная консультация для воспитателей поможет совместно с родителями выстроить работу по патриотическому воспитанию детей...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи по проблемам трудового воспитания"
Консультация для воспитателей в рамках Педагогического Совета...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей"
В работе преставлены обоснования актуальности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего общества. А так же - опыт работы ДОУ с семьми воспитан...