Проект "Космос"
проект (средняя, старшая группа)
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Загадочный космос»
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели) с 23 марта по 12 апреля 2021 года.
Участники проекта: дети средней и старшей групп (4-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников).
Цель проекта: углубление знаний детей о космосе.
Задачи (старшая группа):
- формирование элементарных знаний о космосе;
- рассказать детям о замечательных людях, прославивших свою страну;
- рассказать детям о профессии «космонавт»;
- развитие любознательности и расширение кругозора;
- уточнять представления о планетах, звездах;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связанна с освоением космоса.
Задачи (средняя группа):
а) формировать первоначальные представления о:
-космосе,
-солнце как звезде,
-планетах Солнечной системы,
- о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли.
б) систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Актуальность: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Предполагаемый результат: Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Работа с родителями: Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков о космосе.
Этапы реализации проекта:
I этап
Подготовительный:
- выявление первоначальных знаний детей о космосе;
- информация для родителей о предстоящей деятельности;
- подобрать методическую, художественную, детскую литературу для рассматривания, чтения;
- подготовить картины, фото, плакаты;
- подобрать дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры;
- оформить для родителей папку-передвижку: «Что можно рассказать ребёнку о космосе»;
- составить перспективный план мероприятий.
II этап
Практический:
Реализация проекта в старшей группе
Дата | Мероприятия и формы организации детской деятельности | |
I половина дня | II половина дня | |
Вторник 23.03 | Речевое развитие Беседа с детьми. «Первый космонавт на Земле» Художественно-эстетическое развитие (музыка) Разучивание песни и танца А.Чугайкиной «Гагарин», «Полька инопланетян» | Эксперимент «Сила тяготения» |
Среда 24.03 | Познавательное развитие (математика) «Школа юных космонавтов» Физическое развитие Подвижные игры: «Космонавты», «Ракетодром». | Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка» |
Четверг 25.03 | Беседа с детьми. «Планеты солнечной системы» Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Космос» Физическое развитие. Подвижные игры: «Солнце-чемпион», «Космическая зарядка» | Дид. игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Подбери созвездие» |
Пятница 26.04 | Речевое развитие. Составление творческого рассказа «Как я стану космонавтом, полечу я на…» Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Космические корабли» (макаронотворчество) | Дид. игры: «Добавь словечко», «Летает, плавает, ездит». |
Понедельник 29.03 | Познавательное развитие (приобщение к социальным ценностям) «Звезды и планеты». | Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций энциклопедий: «Чудесна планета земля», «Окружающий мир», «Космические корабли». |
Вторник 30.03 | Речевое развитие. Чтение художественной литературы. В.Бороздин «Звездолетчики»; миф «Дедал и Икар». Художественно-эстетическое развитие (музыка) Разучивание песен А.Чугайкиной «Гагарин», «Полька инопланетян». | Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Больница для космонавтов». |
Среда 31.03 | Беседа с детьми. «Наша вселенная». Физическое развитие Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость» | Конструирование. «Космодром». |
Четверг 01.04 | Беседа «Белка и стрелка» Физическое развитие Подвижные игры: «Ракетодром», «Ждут нас быстрые ракеты» | Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». |
Пятница 02.04 | Художественно-эстетическое развитие (музыка) Слушание звуков, беседа о них (ветра, шума ракеты, самолета, загадочные звуки для инопланетян и др.) Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Звездное небо» (пластилинография) | Эксперимент «Солнце дарит нам тепло и свет» |
Понедельник 05.04 | Беседы с детьми: - «Кто такие космонавты»; - «Герои космоса»; Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие». | Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» |
Вторник 06.04 | Художественно-эстетическое развитие (музыка) «Путешествие на таинственную планету» | Дид. игры: «Куда летят ракеты», «Найди лишнее» |
Среда 07.04 | Познавательное развитие (математика) «Полет на луну» (Голицына) | Самостоятельная работа в уголке творчества. Лепка «Забавные инопланетяне» |
Четверг 08.04 | Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Необычная планета» | Отгадывание загадок о космосе |
Пятница 09.04 | Художественно-эстетическое развитие (объемная аппликация) «Космические корабли» | Выставка детских работ ко Дню космонавтики: «Космические корабли» (совместное с родителями творчество) |
Понедельник 12.04 | Утренник «День космонавтики». |
Реализация проекта в средней группе
Дата | Мероприятия и формы организации детской деятельности | |
I половина дня | II половина дня | |
Вторник 23.03 | Беседа с детьми «Первый космонавт на Земле» Художественно-эстетическое развитие (музыка) Знакомство с песней и танем А.Чугайкиной «Гагарин», «Полька инопланетян» | Дид. игра «Мы в космосе» Конструирование «Строим ракету» |
Среда 24.03 | Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Лети, ракета, к звездам» Физическое развитие Подвижные игры: «Космонавты», «Ракетодром». | Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка» |
Четверг 25.03 | Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Звездное небо» | Беседа с детьми. «Планеты солнечной системы» |
Пятница 26.04 | Беседа с детьми «Космос» | Подвижные игры: «Ракетодром», «Космонавты» |
Понедельник 29.03 | Познавательное развитие (приобщение к социальным ценностям) «Звезды и планеты». | Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций энциклопедий: «Чудесна планета земля», «Окружающий мир», «Космические корабли». |
Вторник 30.03 | Речевое развитие «Звездное небо» (с использованием аппликации) Художественно-эстетическое развитие (музыка) Разучивание танца А.Чугайкиной «Полька инопланетян». | Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Больница для космонавтов». |
Среда 31.03 | Беседа с детьми. «Наша вселенная». Физическое развитие Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость» | Конструирование. «Ракета». |
Четверг 01.04 | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Ракета летит в космос» | Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». |
Пятница 02.04 | Художественно-эстетическое развитие (музыка) Слушание звуков, беседа о них (ветра, шума ракеты, самолета, загадочные звуки для инопланетян и др.) | Дид. игра «Помоги ракете долететь до своей планеты» |
Понедельник 05.04 | Беседы с детьми: - «Кого принимают в космонавты»; - «Что едят космонавты?» | Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» |
Вторник 06.04 | Речевое развитие Чтение «Незнайка на Луне» | Дид. игры: «Куда летят ракеты», |
Среда 07.04 | Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Необычная планета» | Самостоятельная работа в уголке творчества. Лепка «Забавные инопланетяне» |
Четверг 08.04 | Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Необычная планета» | Отгадывание загадок о космосе |
Пятница 09.04 | Художественно-эстетическое развитие (плоскостное моделирование) «Ракета» | Выставка детских работ ко Дню космонавтики: «Ракета» (совместное с родителями творчество) |
Понедельник 12.04 | Утренник «День космонавтики». |
III этап
Презентация проекта.
1. Выставка детских работ ко Дню космонавтики: «Космос глазами детей».
2. Утренник «День космонавтики».
Занимательные опыты и эксперименты
1. Сила тяготения.
Задачи: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материалы: глобус, небьющиеся, разные по всему предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассового, деревянного, металлического, мячи.
Описание, ход. В гости к детям приходит Почемучка и приносит глобус. - Что такое глобус? (Модель Земли.) Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле? - Есть, видимо, какая-то невидимая сила, которая притягивает реки к Земле. - Что же это за сила? Она и нас держит? - Проверьте, держит ли нас эта сила. Попытайтесь подпрыгнуть, оторваться от Земли и задержаться в воздухе. Дети выполняют. - Ой, ничего не получается. Я почему-то все время падаю на Землю. - Человек не может летать. Его притягивает к Земле какая-то сила. - А предметы притягивает эта сила к Земле или нет? - Проверьте. Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх. Дети выполняют. -Что происходит? Почему все предметы – и легкие, и тяжелые – падают? - Я раскрою секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения. (Можно записать варианты ответов детей.) Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетели в космос. - А почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие? Ответы детей. - Сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца. Ребята, давайте зарисуем, что же притягивает сила тяготения к Земле, и подарим наши картинки Почемучке
|
2. Далеко-близко – эксперимент.
Задачи: установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.
Материалы: два термометра, настольная лампа и длинная линейка
Описание, ход.
1. Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 100 см.
2. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.
3. Включите лампу.
4. Через 10 мин. Запишите показания обоих термометров.
Итог: ближний термометр показывает более высокую температуру.
Объяснение результата: термометр, который находился ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагревать дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближняя к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии, и их атмосферы холодные. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температур на поверхности планет, то на них оказывают влияние другие факторы.
3. Солнце дарит нам тепло и свет.
Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
Материалы: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
Описание, ход.
Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает им загадку.
Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце)
После того как дети отгадали ее, он интересуется, почему они так думают. На что похоже Солнце? (Огненный шар).
После этого дед Знай рассказывает, что Солнце – самая близкая к Земле звезда. Солнце – главный осветитель. Оно горит над Замлей как гигантская лампочка. Что было бы если б не было Солнца? (Можно вспомнить «Краденое солнце» К.И.Чуковского).
Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла. Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?
Представим, что электрическая лампа – это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо). Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце – это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.
Хотите в этом убедиться? Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее.
На что похожа спираль? (На змею). С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? Почему змейка вертится?
Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Как вы думаете, какая температура на поверхности солнца? (Большая).
На поверхности солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше. Как выдумаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково?
Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12-15 см).
На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!» (В кругу – восклицательный знак). Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания. Какие материалы нагреваются сильнее? Почему?
Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца – световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Дед Знай. Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться. Почему люди Солнце ласково называют «солнышко»?
С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на Землю Солнце и тепло, и свет.
Солнце – великий труженик – работает круглые сутки. Как оно работает, вы нарисуете и в следующий раз покажете мне, а я украшу рисунками свою лабораторию.
4. Воздух
Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидимый, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Материалы: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Описание, ход.
Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?
Дед Знай. Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет). Посмотрите, сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (Воздух.) А в не надутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как проверить (Можно взвесить). Чем будем взвешивать? (Чашечными весами).
Дети берут шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес).
Дед Знай. Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому?
Воспитатель достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется). Как можно теперь сдуть шарик? Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе.
Дети рассказывают.
Дед Знай. А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар? Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.
Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком. (Шарик спустился). Почему? (При охлаждении воздух сжимается). Чем еще можно надувать шары? (Насосом).
Детям предоставляется возможность надувать шары насосом. В конце дети благодарят деда Зная за интересный рассказ и уходят, забрав шары для игры в группе.
5. Почему в космос летают на ракете?
Задачи: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.
Материалы: листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.
Описание, ход.
В гости к детям приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.
Незнайка. Сегодня я принес вам фотографию ракеты, на которой летал на Луну. Мне понравилось путешествие на ракете. Но в следующий раз мне хотелось бы полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро, и я не успеваю все рассмотреть в иллюминатор.
Воспитатель. Можно ли лететь в космос на самолете?
Незнайка. Конечно, можно.
Воспитатель. А вы, дети, как думаете, можно ли полететь в космос на ракете? Помните, в энциклопедии мы читали, что самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха? Для чего самолету воздух? Самолет взлетит и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это птицы.
Чтобы это представить, давайте сильно подуем под листком бумаги.
Дети выполняют.
Воспитатель. Что вы видите? (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так-то просто. Помните, мы говорили с вами о силе тяготения? Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро летать. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты особый двигатель, который может разогнать ее до такой скорости.
Незнайка. Значит, ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле?
Воспитатель. Да, Незнайка, она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. (Рассматривание картинки с изображением ракеты.) Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?
Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко.
Дети выполняют.
Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу. Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи.
Незнайка. Так работают все реактивные двигатели?
Воспитатель. Да, Незнайка, именно так.
Детям предлагается поиграть с шарами – «Чья ракета быстрее летит».
В заключение дети зарисовывают принцип работы реактивного двигателя на примере опыта с шарами и дарят одну ракету-шар Незнайке.