консультация для родителей
статья (младшая группа)

Саксина Светлана Ивановна

Социальное развитие ,как фактор гражданского воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._razv._kak_faktor_grazhdanskogo_vostitaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное развитие, как фактор гражданского воспитания детей

Дошкольный возраст – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определеннее развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Также в это время у дошкольников формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

Сегодня проблема  воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.     Родина… В чём смысл этого слова? На мой взгляд, быть преданным своему народу, быть готовым  по первому её зову встать на защиту своего отечества. Любовь к Родине выражается в любви к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.     Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах русских людей, побуждая их всемирно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжких испытаний грудью защищать её от захватчиков.     Родина – одно из основных понятий, представление, о котором следует давать детям с дошкольного возраста.

 Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что, в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Велика наша Родина мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать = одна у него и родина.

 Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует амплификации детского развития в соответствии с ФГОС. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предусматривает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь.    

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим её; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредствам:

  • освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
  • проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  • организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий; вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым, нуждающимся, концертная деятельность для жителей микрорайона).

.Развитие гражданских качеств личности – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность, и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция. Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим. У дошкольника появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение  детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. В ходе бесед с детьми важно обсуждать такие темы, как «Дружба», «Милосердие», «Добрые дела и поступки», «Конфликты и пути их преодоления», «Помощь и взаимопомощь», «Правила в нашей жизни», «Мои обязанности», «Я и другие люди: особенности взаимоотношений».

В повседневной жизни следует учить дошкольника нормативным способам решения проблем и конфликтных ситуаций, к которым относятся: голосование, использование жребия, установление очередности, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства. Дошкольники могут принимать активное участие в обсуждении планов жизни группы и детского сада. С ними необходимо обсуждать роль правил в упорядочении жизни; при этом важно формировать позитивные модели поведения, которые предполагают, что человек способен:

  • разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами;
  • учитывать позиции, желания, потребности других людей;
  • произвольно контролировать свое поведение и управлять им;

Важность воспитания гражданственности огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Помехи, создаваемые сегодня уровнем жизни в стране значительно влияют на прогресс гражданского воспитания. Отсутствие этих помех способствовало бы повышению эффективности гражданского воспитания. Но, тем не менее, задача воспитателя, не смотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящему и гордящемуся своей родиной, городом, в котором он живёт, а так же ставить в пример таких же патриотов страны, которые в Великую Отечественную Войну защищали наше отечество.

Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.    

Используемая литература:

1. Г. А. Урунтаева  «Практикум по детской психологии».

ФГОС

2. Программа Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой  « От рождения до школы»

3. К. Ушинский «Наше отечество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...