Игротренинг и нетрадиционные методики в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Игротренинг - это комбинация игровых упражнений (микс, при помощи которых педагог отрабатывает речевые навыки (произносительные, навыки словообразования, словоизменения, уточнения и обобщения, навык построения предложений и т. д.)) Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое.
Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию. Занятия по игротренингу являются занятиями по развитию сенсорики у детей дошкольного возраста.
Игротренинг является фундаментом для любого дошкольного и школьного предмета. Информация, которую получают дети при изучении того или иного предмета, становится не только целью его изучения, но и средством для развития ребенка как творческой личности.
Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Таким образом, используя нетрадиционные материалы в работе с детьми дошкольного возраста, осуществляется деятельность по основным направлениям: профилактика, развитие, просвещение, диагностика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования.
«Игротренинг и нетрадиционные методики в работе
с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Игротренинг - это комбинация игровых упражнений (микс, при помощи которых педагог отрабатывает речевые навыки (произносительные, навыки словообразования, словоизменения, уточнения и обобщения, навык построения предложений и т. д.)) Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое.
При подборе игр для игрового тренинга учитывается наличие объединяющего общего элемента. Это может быть тема недели (например, домашние или дикие животные, времена года, птицы и т.д.); или закрепляемый звук в названиях игрушек, предметов и картинок; или цветовой игротренинг, где связующим звеном является цвет всех предметов и объектов игр. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга через сенсорные каналы восприятия является важным фактором для развития творческой и гармоничной личности.
Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию. Как показывает многолетняя практика, работа с детьми дошкольного возраста, раннее сенсорное развитие ребенка является важным аспектом для развития творческой гармоничной личности.
Занятия по игротренингу являются занятиями по развитию сенсорики у детей дошкольного возраста. Много авторских программ с использованием элементов игрового тренинга для развития сенсорики у детей с 3-х лет. Занятия с детьми дошкольного и школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга проходят либо в виде сюжетно-ролевой развивающей игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребенка сенсорных каналов восприятия (слуха, зрения, ощущения, обоняния и осязания), либо в форме тренинга с включением педагогических приемов по организации учебновоспитательного процесса, основанных на элементах невербального общения (язык жестов, мимики, звуковых сигналов).
Игротренинг является фундаментом для любого дошкольного и школьного предмета. Информация, которую получают дети при изучении того или иного предмета, становится не только целью его изучения, но и средством для развития ребенка как творческой личности. Обучение через игровой тренинг - это новый вид взаимоотношений учителя с учениками. Внедрение на уроках элементов игротренинга улучшает психологическую атмосферу в классе (группе), способствует формированию общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего партнера. Это новый подход к обучению, основанный на творческой природе ребенка.
Некоторые виды игротренигов:
- Пальчиковый игротренинг (самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры с нетрадиционными материалами)
- Двигательный игротренинг (дыхательные упражнения с мячом, координация речи с движением, «звучащие» стихи и общая моторика)
- Цветовой игротренинг.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное-уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - работа каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Таким образом, используя нетрадиционные материалы в работе с детьми дошкольного возраста, осуществляется деятельность по основным направлениям: профилактика, развитие, просвещение, диагностика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей о нетрадиционных способах рисования с детьми дошкольного возраста
Необычные способы рисования очень увлекают детей. В этой статье я расписала какими способами можно рисовать с детьми....
семинар для родителей «Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании»
На данном семинаре рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей раннего возраста в семейном воспитании....
Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений.
Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений...
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...
Удостоверение о повышении квалификации «Методика работы с детьми дошкольного возраста в ДОО в современных условиях»
laquo;Методика работы с детьми дошкольного возраста в ДОО в современных условиях»...
Выступление на методическом часе с педагогами «Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений»
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...
«Игротренинги» (игротерапия) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста группы «Сложные дефекты»
Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (которая и является ведущим видом деятельности в до...