План по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Проект
«Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста»
Воспитатель:
Желонкина Татьяна Сергеевна
Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать и утвердить программу по созданию дополнительных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, предусмотрев достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.
В нашем дошкольном учреждении, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», функционируют две группы для детей от полутора до двух лет с целью успешной адаптации и позитивной социализации детей раннего возраста.
В ходе реализации инновационной комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3 лет, в рамках сотрудничества федерального государственного бюджетного учреждения «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» под научным руководством И.А. Лыковой нами была сформулирована основная идея проекта «Моделирование образовательной среды»
Инновационная деятельность проекта направлена:
- внедрение образовательной программы «Теремок» с целью образования и развития детей раннего возраста;
- моделирование образовательной среды для детей раннего возраста;
-формирование у малышей полноценного восприятия окружающей действительности, которая служит основой познания мира с учетом вектора амплификации (с учетом индивидуальных особенностей ребенка и образовательного «запроса» семьи).
Актуальность проблемы
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью.
Ранний возраст − это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Актуальность проблемы обеспечения качественного образования детей раннего возраста, в дошкольном учреждении обусловлена необходимостью решения задач дошкольного образования. В настоящее время именно дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени. От того, как будут складываться взаимоотношения взрослого и ребенка первые дни, и месяцы и при каких условиях, будут зависеть способности, характер, психическое и физическое состояние ребенка в последующей жизни. Поэтому, крайне важно переосмысление системы, условий и значение качества образования детей раннего возраста. Сегодня необходима такая дошкольная образовательная организация, руководитель и сотрудники которой умеют моделировать образовательную среду, отвечающую особенностям детей раннего возраста, владеют необходимыми компетенциями, постоянно развиваются.
Обозначение значимости предлагаемого проекта
Дошкольная образовательная организация – это важный социальный институт, закладывающий основу формирования личности, поэтому модернизация среды, окружающая ребенка в группе, должна способствовать его психофизическому развитию.
Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи в рамках инновационной образовательной программы «Теремок».
К значимости проекта следует отнести повышение профессиональной компетенции педагогов в соответствии с принципами образовательной программы «Теремок», развитие интереса педагогов в работе с детьми раннего возраста.
Новизна проекта:
Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:
- Успешную реализацию инновационной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде;
- Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;
- Решение оценки качества образования для детей раннего возраста;
Цель: Создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи, в рамках реализации программы «Теремок».
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу к программе «Теремок»;
- Изменить существующие подходы к организации образования детей раннего возраста;
- Организовать условия для освоения детьми разных видов деятельности с учетом вектора амплификации;
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Создание оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования детей раннего возраста;
2. Разработка новой модели развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.
3. Практический выход с педагогическим опытом.
Календарный план реализации проекта
Подготовительный этап. | |||||
Мероприятия | Сроки | Предшествующие мероприятия | Создаваемые объекты интеллектуальной собственности | Практический выход | |
Изучение данной темы с научной, психологической, педагогической точки зрения. Изучение основной образовательной программы дошкольного образования раннее детство «Теремок» И.А.Лыковой. Сбор информации по теме: Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста | В течение года | Научные разработки и статьи: Специфика развития детей раннего возраста: Н.М. Аксарина, А.В. Физиологические особенности детей: В.М. Бехтерев; Вопросы организации жизни детей раннего возраста: М.Ю. Кистяковская; Особенности взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста:М.И. Лисина; Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО: Н.М. Аксарина ; Условия развития общения: В.В. Гербова, М.И. Лисина. | Консультация для родителей на информационном стенде по данной теме. | Участие на конференции ФИРО с Лыковой И.А. 25.09.2020 | |
Изучение состояния инфраструктуры группы для организации деятельности | Проведение оценки оснащенности группы раннего возраста. | Мониторинг состояния образовательной среды в группе детей раннего возраста | Паспорт группы. | ||
Подготовка предложений по совершенствованию образовательной среды | Представление новых идей по совершенствованию образовательной среды в группе №6 «Ромашка» | Приобретение необходимого материально-технического оснащения. | Оснащение группы детей раннего возраста мобильной мебелью, дидактическим материалом Разработка паспорта группы | ||
Проведение родительского собрания | ноябрь | Знакомство родителей с проектной деятельностью. | Совместное сотрудничество ДОУ с родителями по обогащению среды группы | Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством образования детей. Анализ анкетирования родителей | |
Основной этап | |||||
Выявление уровня развития детей раннего возраста. | в течение года | Расширять возможности вхождения ребенка в социум. Форма взаимодействия взрослый – ребенок - сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности и складывается в «ансамбль» с другими видами деятельности | Мониторинг. | Сравнительный анализ мониторинга – промежуточного и на конец года. | |
Организация совместной деятельности педагога и детей | Развитие способностей детей во всех видах деятельности с учетом вектора амплификации. | Пополнение и обновление развивающей среды по календарному плану. | Размещение фото и видео на сайте в интернет сообществе. | ||
Обучение на курсах повышения квалификации | Повышение уровня квалификации педагогов | Повышение уровня компетентности педагогов | Сертификаты удостоверения | ||
Участие педагогов в городских методических объединениях, конференциях, семинарах, вебинарах | Распространение и обобщение педагогического опыта | Повышение уровня компетентности педагогов | Размещение презентаций, докладов, отчетов на сайте ДОУ, в группе инстаграмм, публикации в СМИ | ||
Итоговый этап | |||||
Анализ обновленной инфраструктуры группы на конец года | май | Оценка оснащенности группы на конец учебного года. | Мониторинг состояния образовательной среды в группе на конец года для детей раннего возраста. | Паспорт группы. | |
Итоговая диагностика детей | май | Изучение уровня развития сенсорного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития детей раннего возраста с учетом вектора амплификации. | Сравнительный анализ карт наблюдений – промежуточного и на конец года. | Мониторинг | |
Трансляция опыта работы | май | Публикации статей в журналах, презентация проекта на методических объединениях | Размещение фото и видео и методических разработок на сайте в интернет сообществе | Методические разработки. | |
День открытых дверей с родителями и детьми. | май | Изучение отношения родителей к новой модели образовательной среды. | Консультирование родителей по данной теме, проведение совместных мероприятий, родительских собраний, открытых занятий | Формирование положительного имиджа дошкольного учреждения | |
Анализ результативности проекта | май | Анализ выполнения задач проектной деятельности | Мониторинг эффективности реализации проекта | Создание презентации и размещение на сайте детского сада |
Календарный план моделирования образовательной среды группы №6
Оснащение группы | сроки | Результаты о проделанной работе |
Изучение состояния инфраструктуры группы для организации деятельности. Благоприятная социальная адаптация детей в детском саду. Создание атмосферы эмоционального комфорта. Формировать первоначальные представления социального характера. Знакомить с правилами и нормами поведения в обществе. | Начало сентября | Мониторинг состояния образовательной среды в группе. Ведение адаптационных листов. Заполнение социальных паспортов – родители. |
Вовлечение детей в систему социальных отношений в близком социуме. Трансформация мебели, зонирование игровых центров по образовательным задачам ОО программы «Теремок» | Середина и конец сентября Октябрь | Консультации для родителей об адаптации детскому саду. Материал на информационном стенде «Советы родителям». Анкетирование родителей. Приобретение ковров – 3 шт. Замена мебели в соответствии возрастным особенностям детей. Установка магнитной доски и изготовление пособий – карточек для дидактических игр. |
Содействовать развитию взаимоотношений с близкими людьми в процессе доступных видов деятельности. Пополнение сенсорной зоны развивающими игрушками, соответствующими только для детей раннего возраста | В течение учебного года | Сюжетно ролевая игра «Дом», «Семья». Различные игровые ситуации. информационный материал для родителей - Питание детей в выходные дни - фитотерапия - пальчиковые игры - лучше про игру Экран из фетра для развития мелкой моторики руки, освоения сенсорных эталонов и развития познавательной сферы. Создание тактильного набора. |
Пополнение зоны физического развития игрушками, соответствующими только для детей раннего возраста. | В течение учебного года | Консультацию «Как мы играем с детьми» - лучше про двигательную активность и ЗОЖ
- одежда детей в группе - формирование навыков одевания и кормления |
Пополнение игровой зоны «Дом» развивающими игрушками, соответствующими только для детей раннего возраста | В течение учебного года |
Пошив одежды для кукол (родители) |
Пополнение зоны театрализации развивающими игрушками, соответствующими только для детей раннего возраста | В течение учебного года | Проводить беседы с родителями это на сентябрь, октябрь - о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам - необходимости отказаться от памперсов Попросить родителей сделать пособия для развития речевого дыхания |
Анализ обновленной инфраструктуры группы на конец года | Май | Мониторинг состояния образовательной среды в группе на конец года для детей раннего возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...