Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития посредством пальчиковых игр
консультация (средняя группа)

Кунекова Айгуль Рыскалиевна

Для развития мелкой моторики существует множество приемов, но я обращу ваше внимание на классический приём речевого развития посредством развития моторики. Этим приёмом являются старые добрые пальчиковые игры.

Почему, именно пальчиковые игры я считаю наиболее целесообразными в данном вопросе? Потому что в пальчиковые игры невозможно играть не разговаривая, потому что в этой деятельности происходит гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, что способствует формированию правильного произношения,помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно, что между речевой и общей двигательной системой существует тесная связь. Такая же тесная связь существует между рукой и речевым центром головного мозга. Пальчиковые игры хороши ещё и тем, что они не требуют каких-то материальных и значимых временных вложений. Их можно проводить в любую свободную минутку практически в любом месте, ведь для их проведения всё необходимое всегда с собой. Это наши ручки и пальчики, и ещё хорошее настроение.

ТЕМА ДРУЖБЫ

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук,ритмично, соединяются в "замок")

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять

(ритмичное касание одноименных пальцев рук, начиная с мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Замок"

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединение пальцев рук в "замок")

Кто его открыть бы смог?

(повторение движений)

Потянули,

(пальцы сцеплены в"замок", руки потянули в одну, потом в другую сторону)

Покрутили,

(движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали,

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

И открыли.

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

Осенняя тематика

"Засолка капусты"

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трём.

(руки сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(движения, имитирующие посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмём.

(Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

"Угощайтесь молодцы"

Точим нож,точим нож очень будет он хорош.

(ритмичное трение ладоней)

Будем резать мы припасы.

(движения, имитирующее,нарезание одной рукой)

Масло, сало, сыр, колбасы,

(движения, имитирующее,нарезание другой рукой)

Помидоры, огурцы.

(показ форм: круг, овал)

Угощайтесь молодцы

(Разведение рук в стороны,приглашающий жест).

СЕМЕЙНАЯ ТЕМАТИКА

Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка.

Этот пальчик-папа, этот пальчик-мама.

Ну, а этот пальчик-я(загибание пальчиков в кулак)

Вот и вся моя семья (ритмичное сжимание и разжимание пальчиков в кулак).

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем- щи варил, с этим братцем-кашу ел,

(поочередное загибание пальцев в кулак)

С этим братцем-песни пел

(Хлопки в ладоши).

ТЕМА МОРАЛЬНО_ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.

Этот пальчик-хочет спать

Этот пальчик-прыг в кровать.

Этот пальчик-прикорнул,

Этот пальчик, уж уснул. (загибание пальчиков в кулачок)

Тише, пальчик, не шуми,

(предупреждение указательным пальчиком одной руки)

Братиков не разбуди.

(предупреждение указательным пальчиком другой руки)

Встали пальчики. Ура!

(сцепленные в замок пальчики поднялись вверх)

В детский сад идти пора!

(пальчики "шагают").

ФЭМП (понятия величины: большой-маленький;форма :круг)

Тесто мы месили (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы пирог лепили (ладошки сверху, снизу).

Шлёп, шлёп, шлёп,шлёп (хлопки)

Слепили мы (ладошки сверху, снизу)

Большой пирог (круг)

(Понятия: высоко-низко)

ЭТА башня высока (руки вверх, тянутся на носочках)

Достаёт до потолка (показывают на потолок).

Эта башня низкая (приседают, показывая,ладошками насколько низкая,

Для любимой кисоньки (ладошками, показывают ушки).

В качестве пальчиковых игр можно использовать хорошо известные короткие стишки или потешки, прибаутки.

Например«Кошкин дом».

Тили -бом, тили-бом (Хлопок по коленочкам и хлопок в ладошки!

Загорелся кошкин дом (машут ладошками).

Кошка выскочила (имитация бега!

Глаза выпучила (бинокль)

Бежит курочка с ведром (бег на месте с высоким подниманием колен)

Заливать кошкин дом.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....