Как воспитывать детей без наказания и при этом не потерять своего авторитета?
статья
Все дети временами шалят, не слушаются, становятся вредными, капризными. Так и хочется порой прикрикнуть или шлепнуть озорника.Оказывается, добрые методы воспитания доступны каждому, кто готов отказаться от стереотипов, усвоенных с детства и посмотреть на мир глазами своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospityvat_detey_bez_nakazaniy.docx | 166.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитывать детей без наказания и при этом не потерять своего авторитета?
Все дети временами шалят, не слушаются, становятся вредными, капризными. Так и хочется порой прикрикнуть или шлепнуть озорника.
Оказывается, добрые методы воспитания доступны каждому, кто готов отказаться от стереотипов, усвоенных с детства и посмотреть на мир глазами своего ребенка.
Ребенок начинает свою жизнь с нуля. Весь мир для него - большая и увлекательная игра, где всё - впервые. В силу своей детской природы и малолетнего возраста, малыш не может изначально, с пелёнок, понимать правил и норм существования в обществе - "законов взрослых". Свойство их принимать и подчиняться им приходит к малышу постепенно, в процессе его воспитания родителями и близкими людьми.
Форм обучения ребенка тем или иным нормам («можно» и «нельзя»), существует множество. Одна из них – это наказание, причем выбор, применять наказание или нет, зависит только от личных убеждений родителей.
Если говорить о необходимости применения наказаний, то в первую очередь следует понять, какие именно наказания могут быть, для чего эффективны те или иные виды наказаний и какие последствия они влекут за собой.
Основные виды наказаний, как метода воспитания:
Словесные наказания (крики, ругань, оскорбления, угрозы).
Некоторые родители склонны считать, что гневные окрики, ругань, нотации на повышенном тоне - ребенок понимает лучше и эффективнее, чем разъяснения ровным тоном. Но чаще всего это наказание используется воспитующими неосознанно, как аффективная реакция.
Наказания, основанные на причинении боли,
...предполагающие, что страх боли впоследствии остановит ребенка перед совершением какого-либо проступка.
Наказания лишением любви.
Основа такого наказания в том, что ребенок в дальнейшем будет бояться потерять любовь, расположение, благосклонность и поэтому не станет совершать плохих поступков.
Наказание трудом
Вроде того, "Ах, ты разбросал все игрушки? Какой бардак - как это плохо! Вот собирай теперь сам, пока всё не соберешь". Также бывает, используются наказания физическими нагрузками, и даже учебой.
Наказания лишением удовольствия.
Например: лишения похода в цирк, чтения, компьютера, мультфильмов и т. п. Этот тип наказаний более отсрочен по эффективности, нежели первые два, поскольку напрямую чувств ребенка не задевает. поэтому, он больше подходит для детей старшего возраста.
Что влекут за собой эти наказания?
Словесные наказания
- как регулярное психологическое давление в "воспитательных целях" на ребенка, отнюдь не приближает нас к нему, напротив, только отдаляет. Причем на такое расстояние, на котором взаимопонимание может стать совершенно невозможным. Затем начинается пожинание плодов: дети озлабливаются в ответ, отрицая авторитет взрослого, или становятся подавленными, занижается их самооценка.
Особенно опасны личные оскорбления и угрозы. Помните, Ваш ребенок, воспринимает на веру все Ваши высказывания о нем: он действительно будет считать себя тем, кем Вы его назовёте. Как мягкий податливый пластилин в руках скульптора - принимает ту форму, которую ему придадут...
Наказание физическое.
Самые разнообразные формы физического наказания применялись всегда и применяются сегодня: шлепок, удар, ремень. Современная психология, тем не менее, указывает на недопустимость и неэффективность физического воздействия на ребенка, аргументируя это тем, что поведение после физического наказания становится хорошим, но только в присутствии наказавшего. Если же его поблизости нет, то ребенок вполне может вернуться к плохому поведению, поскольку угрозы немедленной физической расправы существовать не будет.
Кроме того, физические наказания могут привести к травмам, как телесным, так и психологическим, отложенным во времени. К таким последствиям относятся сломленная воля ребенка, его нежелание и неспособность в дальнейшем действовать самостоятельно.
Велика вероятность того, что повзрослев и став сильным физически тот, кого в детстве наказывали физически, примет ту же модель поведения по отношению к родителям, младшим, ровесникам. Отдаленные последствия могут проявиться и в виде протестного подросткового поведения.
Словом, те ценности, которые прививаются насильно, не могут восприниматься иначе, чем отрицательно. Следовательно, ценностями лично для ребенка они не станут.
Наказание лишением любви
– это выражение безразличия к ребенку, изолирование его от других членов семьи, слова о том, что Вы его "не любите из-за плохого поведения". Для ребенка это – самый большой ужас, он чувствует себя одиноким, беззащитным и ненужным своим самым близким людям.
Наказания трудом...
... способны закрепить у ребенка на всю жизнь отвращение к труду, уборке, физическим нагрузкам, учебе. Этого ли добивается родитель?
Лишение удовольствия.
Подобное наказание (особенно, если используется слишком часто) может вызывать у детей злобу, обиду, ощущение обманутых ожиданий. Увлечение наказаниями этого типа может повлечь за собой потерю интереса малыша к любимым занятиям или привести к серьезной обиде на взрослых. Для детей раннего возраста оно не слишком эффективно, если удовольствия, которых они лишаются - и так нерегулярны.
Но, надо отметить, что из всех выше перечисленных типов, наказание лишением удовольствий - наиболее гуманное.
Наказания - неизбежны?
Казалось бы, очевидно, что любое наказание способно серьезно нарушить психологическое состояние ребенка. Тем не менее, зачастую воспитательный процесс без наказаний вообще невозможен.
Поэтому, если применение наказания неизбежно, нужно соблюдать некоторые правила:
- Первое и главное, что должен знать ребенок – это то, что его любят.
В любом случае, даже в случае наказания, ребенок должен быть уверен в Вашей любви.
- Избегайте обидных слов в адрес ребенка, оценивайте только его поступки: «Ты наказан, потому что этого нельзя делать».
Старайтесь не просто констатировать факт плохого поведения, но и объяснить, почему этот поступок – плохой.
Скажем, если ребенок ковырял отверткой в розетке, то нужно не просто сообщить ему, что этого делать нельзя, но и рассказать, что это опасно для его здоровья и жизни.
- Еще один принцип – принцип постоянства.
Если нельзя играть с ножиком, то этого нельзя делать не только при маме, но и при бабушке с дедушкой, и при папе, и при воспитателе детского сада.
- Постарайтесь договориться с ребенком о том, какое наказание последует за нарушение тех или иных правил.
Если правило ребенок уяснил, и знает, какое наказание последует за его нарушение, это скорее приведет его к необходимости соблюдения этого правила, нежели наказание, которого он не ожидал.
- Важно соблюдать возрастной принцип.
Не стоит требовать от ребенка соблюдения правил, которые непонятны ему в силу возраста, равно как и действий, которые он просто не может совершить, потому что слишком мал.
- Соблюдение временного промежутка.
Наказание, которое последовало через длительное время после проступка, воспринимается ребенком чаще всего как несправедливое и незаслуженное. Кроме того, временной принцип отражается и в длительности наказания: будет лучше, если Вы сообщите ребенку, что, к примеру, мультики он не будет смотреть 2 дня, а если Вы изолируете его в другую комнату – то это на 15 минут. И ни минутой больше.
И все-таки... во многих случаях можно обойтись и без наказания
Один из приемов – моделирование такой ситуации, когда проступок может превратиться в созидательное действие. К примеру, если Ваш сын с упоением вбивает гвоздь в стул, можно предложить ему попросить у папы дощечки и вместе с папой соорудить кукольный стол. Если дочь решила обрезать бахрому на шторах – предложите ей направить энергию в мирное русло и убрать торчащие нитки на коврике у двери.
Воспитывая ребенка в позитивном ключе, стоит уделять больше внимания и усилий "светлой стороне" методов воспитания - воспитанию поощрениями. Как говорится, 99% воспитания должно состоять из родительской предусмотрительности. Ребенку необходимо много внимания, общения, познавательной и воспитательной игры и сказки, поощрения всех его личностных достоинств и положительных поступков. Причем поощрения - не обязательно материального плана, чаще всего - достаточно улыбки и ободрения "Я рада, что ты поступил так хорошо!". Хуже, когда ребенок делает хорошее, лишь добиваясь новых игрушек или сладостей.
При этом стоит отличать проявление детских манипуляций, когда ребенок, используя слабые места родителей, добивается того, чего он хочет. Если Вы видите, что сын или дочь пытаются манипулировать другими, установите четкие правила, которых должны будут придерживаться все члены семьи без исключения. При борьбе с детскими манипуляциями главное, что нужно родителям – это терпение, выдержка, спокойствие и уверенность в собственных силах.
ПРИНЦИПЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВЫБИРАЮЩИХ ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Истина состоит в том, что любой, кто хочет понять, как воспитывать детей без наказания, может это сделать, но не все способны собраться с духом и воплотить эти принципы в жизнь. Вот они:
- Сдержанность. Первая реакция на непослушание – агрессия, желание настоять на своем любой ценой, заставить ребенка подчиниться. Это легкий путь, на который «сходят» многие родители. Другой тернист, сложен, но и у него становится все больше приверженцев, – это путь сдержанности, контроля своих эмоций. Результатом сознательного выбора этого пути становится воспитание без наказаний и крика
- Безусловная любовь. «Не будешь слушаться – мы не будем тебя любить!» – недостойная позиция, манипуляция. Любят «не за что-то», не «потому что», родительской любовью нелепо «торговать»! Став мамой или папой, человек получает огромное счастье в облике ребенка – самоценной личности, рядом с которой он может пережить ни с чем не сравнимые эмоции, новый опыт, чему-то научиться. Так не надо «лимитировать» чувство святой родительской любви и снижать его ради самоутверждения в бытовом конфликте с ребенком
- Принятие ребенка. Психологи говорят, что воспитание без наказания возможно при условии принятия особенностей ребенка и готовности помогать ему идти собственным путем. Каждый человек, чтобы чувствовать себя в гармонии с миром, должен научиться быть собой и позволять другим оставаться другими. Это же правило действует и в воспитании
- Готовность уделять внимание. У ребенка должно быть достаточно личного пространства для развития, но причина непослушания часто кроется в недостатке внимания со стороны родных. Дайте малышу достаточно времени на общение с вами, и его не придется наказывать
- Верность собственным принципам. Многие родители, которые поняли, как воспитывать детей без наказания, говорят, что самым сложным для них было следовать собственным принципам. Легко декларировать – трудно выполнять. Но уж если о чем-то условились с ребенком, выполнение этих договоренностей обязательно обеими сторонами!
- Отказ от давления. Еще из курса физики мы знаем, что при усилении давления возрастает и сопротивление. Ужесточая воспитание, родители сталкиваются с противодействием, которое часто становится для них полной неожиданностью. Последним «аргументом» является наказание. Те же, кто выбирает воспитание без наказаний и крика, стремятся сначала посмотреть на ситуацию глазами ребенка, затем найти «точки соприкосновения» с ним и лишь через взаимопонимание влияют на его позицию
- Признание успеха. Если ребенку удается выработать правильные, позитивные черты характера или положительным образом изменить свое поведение, это должно быть отмечено. Не стоит «покупать» послушание словами: «Если будешь вести себя хорошо в магазине, не станешь капризничать, я куплю тебе шоколадку». Это может склонить ребенка к манипуляции, когда за выполнение любой договоренности он будет требовать «плату». Можно ограничиться и простой похвалой, но непременно при получении результата, а не заранее
- Развиваться вместе с ребенком. Те, кто практикуют воспитание без наказания, стараются повышать свой эмоциональный интеллект, читая литературу для родителей, общаясь с педагогами, участвуя в мероприятиях весте с детьми. Это помогает укрепить духовную связь с ребенком, лучше понять его, постараться сделать воспитание естественным.
Как часто родители прибегают к наказаниям вместо того, чтобы выслушать и понять ребёнка? Как часто взрослые наказывают детей в состоянии злости и раздражения, просто сливая на них свой гнев? Подобное воспитание маленьких детей недопустимо и приводит к печальным последствиям. Ребёнок не только не поймёт, в чём именно он провинился, он перестанет доверять своим родителям.
Ребёнок, которого воспитывают с помощью силы, может вырасти либо трусливым и хитрым, либо жёстким и агрессивным. И в том, и в том случае наказание станет причиной психологической травмы, которая в будущем обязательно повлияет на жизнь уже взрослого человека.
Когда можно наказывать ребёнка за провинности?
Любящие родители не наказывают своих детей за мелкие шалости. Они находят другие пути воспитания. Однако если ребёнок переступил черту дозволенного и сделал что-то такое, что угрожало его жизни или жизни другого живого существа, опытные и мудрые родители применяют действенное наказание, сопровождая его доходчивыми разъяснениями, что было сделано не так. Всё познаётся в сравнении. Лучше наказать ребёнка за игру с огнём, чем позволить ему сгореть в пламени.
Категорически нельзя наказывать ребёнка в состоянии злости, страха и раздражения. Это вызовет у ребёнка обиду и ненависть, а урок не будет усвоен.
Наказывать нужно с холодным разумом и любящим сердцем. Ребёнок должен навсегда усвоить урок и осознать возможные последствия своих действий.
У психологически здоровых родителей – послушные дети
«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, ведь ребёнок учится на примере своих родителей» – это известное выражение является золотым правилом детского воспитания. Если один из родителей часто разражается, кричит и злится, не может справиться со своими эмоциями и даёт выход агрессии, то ребёнок будет эмоционально неустойчивым и проблемным.
Иногда случается, что у внешне спокойных и интеллигентных родителей вырастает настоящий бунтарь. Это означает, что в семье не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Родители привыкли скрывать свои истинные чувства под маской равнодушия и безразличия.
Реализованные в социуме и психологически здоровые родители создают крепкую и дружную семью, где царит гармония и понимание, а возникающие проблемы обсуждаются вслух и тут же решаются. В такой семье дети будут расти послушными, энергичными и успешными.
Таким образом, чтобы растить детей без наказаний, взрослым нужно разобраться в своих собственных эмоциональных проблемах.
Как воспитывать детей без наказания:
- Признание уникальной личности ребёнка. Важно понять, что у него есть свой характер, чувства, желания и потребности. Нужно осознать, какие мотивы лежат в поступке ребёнка. Если в плохом поведении виноват некий дискомфорт или страх, родители должны попытаться устранить его. Если же ребёнок имеет другие ценности, то нужно принять и понять это.
- Чтобы воспитание было максимально эффективным, нужно научиться признавать собственные ошибки и делать выводы. Если система запретов не работает, следует изменить подход. Шаблонные методы воспитания не подходят для всех детей. Каждую ситуацию необходимо обсуждать, чтобы найти мостик понимания с собственным ребёнком.
- Если ребёнок растёт в атмосфере любви и понимания, у него не возникает желания что-то доказать своим родителям и привлечь их внимание безумными выходками. Иногда детям нужно чуть больше внимания. Однако любовь не должна быть слишком навязчивой. Многие дети быстро покидают родной дом из-за чрезмерной заботы и опеки родителей.
- Подавать пример собственным поведением, быть последовательным в своих словах и действиях, исповедовать принципы честности, морали, уважения – вот залог успешного воспитания детей.
Выстроить доверительные взаимоотношения с ребёнком можно только в результате постоянной работы над собой. Родители, которые любят и уважают собственных детей, позволят им стать целостными личностями, мудро направляя их, но не подавляя их свободную волю.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрыва.
В любом случае, применяются наказания, или нет, один универсальный способ воспитания используется всеми без исключения. Этот способ – подражание. Лев Толстой говорил: "Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру". От того, что видит ребенок с раннего детства в семье, зависит его личность, его характер, его действия и поступки. Если Ваш малыш чувствует любовь, если видит уважительные и спокойные отношения в семье, скорее всего, он примет для себя именно такую модель поведения и применять наказания в большинстве случаев просто не придется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК 8-ОЕ МАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ."КАК АЛЁНКА ПОТЕРЯЛА СВОЮ КОШКУ ".
Весеннее развлечение для детей 1-ой младшей группы....
Эссе « Я и моя профессия» «Я – воспитатель, и горжусь этим, ведь жизнь свою посвящаю детям!»
О моей профессии...
Консультация для родителей "как воспитывать детей без наказаний"
Как воспитывать детей без наказаний«Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или п...
Напоминание родителям: "Как воспитывать детей без физического наказания?"
Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей ин...
Сценарий праздника 8 Марта для детей II группы раннего возраста. «Как Аленка потеряла свою кошку»
Сценарий праздника 8 Марта для детей II группы раннего возраста. «Как Аленка потеряла свою кошку»...
Можно ли воспитывать детей без наказания?
Материал может быть использован для консультации родителей детей дошкольного возраста....