Консультация по ФЭМП
консультация

Озерова Мария Геннадьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_femp_1.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 4-5 лет»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий»

В.А. Сухомлинский.

  Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

     Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

    В средней группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшей группе.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Все дидактические игры разделили на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на развитие логического мышления

      Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

    Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

 3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

 5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

 Во время образовательной деятельности  и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности  как одного из средств реализации программных задач.   Не смотря на многообразие математических игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Дидактические игры провожу как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр, на:

  1. Игры с предметами;
  2. Настольно-печатные;
  3. Словесные.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Для работы с детьми, использую такие игры с предметами: «Найди такую же пирамидку», «Длинное – короткое», «Большое – маленькое», «Широкое – узкое», «Игра с обручем», «Составь предмет», «Три медведя», «Игры с семенами», «Подбери игрушку», «Сложи из спичек», «Сложи из палочек», и т.д. Игры с предметами дают возможность решать различные задачи.  

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В своей работе использую настольно-печатные игры: «Модель года», «Собери листочки», «Сначала и потом», «Весёлый клоун», «Сосчитай», «Дни недели», «Вчера сегодня, завтра», «Времена года», «Поставь цифру на своё место», «Продолжи цепочку», «Спрячь зайку», «Составь квадрат», «Разложи правильно», «Зашьём юбочку», «Собери большие и маленькие цветы», «Собери по образцу», «Выложи замки по порядку», «Собери цветочки», «Поможем бабушке Федоре», «Собери животных», «Подбери ключик» и т.д.  

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без  опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В своей работе с детьми использую словесные игры: «Назови скорее», «Кто знает – пусть дальше считает», «Кто больше назовёт», «Посчитай и ответь», «Какой сегодня день», «Куда бросим мяч?», «Назови пропущенное слово», «Весёлые математические задачки», «Загадки о геометрических фигурах» и т.д.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка и в первую очередь, содержание дидактических игр формирует  у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе, предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в  соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей.

    Широкое использование математических дидактических игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины.  Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Советую придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.

Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше.  Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше), дорога длиннее - короче, солнце выше деревьев или ниже)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства - неравенства предметов становится необходимым. Например, мама предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

        Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?  Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Детей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.  

Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени.   Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц,  день недели.  Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый.  Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация по ФЭМП для родителей

Информация для родителей по организации математических игр дома...

Работа с родителями: план консультаций по ФЭМП. Материал к стендам, рекомендации.

В нашем саду родителей всегда интересовало содержание  работы по формированию элементарных математических представлений, ведь от этого зависит успешность обучения ребенка к школе. проанализировав...

консультация по ФЭМП

формировать элементарные математические представления...

консультация по ФЭМП

формировать элементарные математические представления...

Консультация по ФЭМП для родителей.

Консультация по математике....

Консультация по ФЭМП

Консультация по ФЭМП...