Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОО
методическая разработка
Описаны варианты здоровьесберегающих технологий, формы, методы, приемы их использования в дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 44.65 КБ |
zst_novokshonova.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии,
используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в ДОО - технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников образовательных отношений в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов встречаются разные трактовки, их можно считать как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. При реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей
- технологии профилактики заболеваний,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
- реабилитация соматического состояния здоровья,
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
- закаливание КГН;
- беседы по валеологии;
- спортивны праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
- Семинары-тренинги «Точечный массаж»;
- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологическое просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
- Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
- Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
- Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Картотека здоровьесберегающих технологий
- Методика физического воспитания Н.Н.Ефименко
В связи с этим мной была сформулирована первая педагогическая заповедь – «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!»
ПОМЕНЯТЬ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ НУЖНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!
Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям
разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей!
Точечный массаж по системе А.А.Уманской
Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа.
Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша.
Точечный массаж или лечим простуду пальцем
Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших естественных целительных методов, суть которого заключается в воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. А.А.Уманской предложена методика, названная автором "управление электромагнитной системой организма", по сути представляющая из себя точечный массаж определенных зон на теле человека.
Регулярное использование данной методики, по мнению автора, позволяет восстановить защитные функции организма, "включить изначально заложенные в него природой программы, содержащие информацию о том, каким должен быть организм человека в идеале".
Автором отобрано 9 зон, воздействие на которые в определенной последовательности позволяет "оживить Биорезонансную Активную Систему Автоматического Регулирования - БАСАР", которая в медицине пока еще называется просто "соединительная ткань".
- Рижский метод закаливания
Метод закаливания с 1983 года применяется в дошкольных учреждениях Риги и других городов Латвии. А подсказали его нам наблюдения за детьми: вода в Рижском заливе почти всегда прохладная, но ребята, которые в летние дни гуляют вдоль побережья по щиколотку в воде, обычно меньше болеют. Объясняется это тем, что раздражение рецепторов кожи стоп прохладной морской водой оказывает тренирующее воздействие на кровеносные сосуды, нервную систему ребенка, повышает холодоустойчивость организма. На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол и смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды), ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".
"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
- Контрастные ванночки для рук Автор Алямовская В.А.
Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом.
Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут
- «Льдинка» Автор Кузнецова М.И.
«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка. Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном спокойным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают. Засыпают (2 раза),
Дышится легко… ровно… глубоко…
Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа - закаливание льдинкой, но опять с трех раз. Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.
Методика закаливания Никитиных
Никитины — муж и жена — педагоги со стажем, многодетные родители в течение длительного времени разрабатывали собственную систему воспитания, образования, укрепления здоровья своих детей.
Вот основные постулаты методики Никитиных.
— Организм новорожденного ребенка обладает громадным резервом прочности (в 50-70 раз превышающим необходимые пределы), это «принцип функциональной избыточности организма». В условиях цивилизованного мира этому принципу противостоит «закон свертывания функций за ненадобностью». Раньше у многих народов новорожденного ребенка обтирали в проруби безо всякого вреда для его здоровья. Современные дети сразу после рождения попадают в чрезмерно комфортные условия, и в результате все совершенные механизмы саморегуляции, заложенные самой природой, оказываются ненужными и с течением времени атрофируются, что и ведет к высокой детской заболеваемости с преобладанием простудных заболеваний.
— С самого, рождения не надо кутать ребенка. Пусть полежит голышом или в одной распашонке, побегает или поползает по полу в одних трусиках, пробежится босиком по земле.
— Очень полезна в любом возрасте ходьба или бег по снегу в течение 1-2 мин. После такой процедуры надо не забыть досуха растереть ноги и надеть сухую обувь. Ступни горят, а в ногах такое ощущение — как после массажа.
— По возможности стараться на время сна размещать ребенка в прохладном помещении, а во время бодрствования периодически выносить (или выводить) ребенка из теплого (+25 °С) в прохладное (до 10 °С) помещение.
— Очень полезны в любом возрасте воздушные ванны (даже для ребенка
первых месяцев жизни). Надо оставлять малыша в распашонке или в трусиках (зимой — в комнате, в теплые времена года, при температуре воздуха + 15-25 °С — на улице). Продолжительность воздушной ванны — по 20-30 мин. несколько раз в день (во время кормления и в промежутках между ними). Если малышу становится дискомфортно на свежем воздухе, он начинает хныкать, гримасничать, нужно одеть его в распашонку, подгузник, большую пеленку и завернуть теплой пеленкой ножки.
— Умывать и подмывать ребенка надо холодной водопроводной водой, предварительно набрав ее в горсть. С рождения очень полезны солнечные ванны. Ребенка укладывают на пеленку голышом, прикрыв краем пеленки головку. Регулярно переворачивают малыша с бока на бок, с живота на спинку. Начинать надо с 5-6 мин., постепенно увеличивая время нахождения на солнце до 30-60 мин.
— Залог успеха в любом деле — уверенность в своей правоте.
- Зверобатика С.Реутского
Зверобатика - это акробатика, которая "проще, чем кувырок". Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку и подражают движениям "зверушек". Какие возможности таят в себе самые простые, доступные каждому, упражнения?
Играйте с детьми в любую самую привычную игру разными зверобатическими способами - и игра сможет развиваться бесконечно.
Чаще очень важное положение: стремясь ко все более сложным движениям, ребенок на самом деле стремится проживать двигательные аналоги жизненных ситуаций: победы — отступления, дружбы — вражды и т. д. А для этого, как считает Сергей Владимирович, нужна двигательная среда — лучше, если всамделишная: горы, ручьи, леса, путешествия, звери, приключения, но сгодится и самодельная: специально оборудованный двор или зал с разными физкультурными комплексами, лазалками, инвентарем — так называемое физически воспитывающее пространство.
Список использованной литературы:
1. . Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики.
Ростов – на –Дону .,2005
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
3. Алямовская В. Физкультура в детском саду. М.,2005
4. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Лекции 1-4 .М.,2010
5. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Лекции 5-8 .М.,2011
6. Береснева З.И. Здоровый малыш М.,2004
7. Валеология: здоровьесберегающие подходы к обучению и развитию детей.
Томск -2011
8. Вераксы Н.Е., Комаровй Т.С., Васильевой М.А., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования М.,2011
9. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.,2006
10. Горбатенко О. Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград.,2008
11. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников М.,2007
12. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья . М.,2007
13. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
14. Железняк Н.Ч. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников. М., 2009
15. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду.М,2009
16. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. М.,2007
17. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-Йога для детей. С.-П.,2003
18. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. М.,2004
19. Инструктор по физкультуре №2., 2011
20. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. М,2005
21. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М,2007
22. КлюеваМ.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. С.-П., 2007
23 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
24.Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада М.,2008
25. Кривоногова Т.С. Оздоровительные технологии у детей дошкольного возраста. Томск- 2011
26. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей Ярославль,1996
27. Луконина Н. Физкультурные праздники в детском саду. М.,2007
28.Меличевам. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года
С.-П.,2007
29. Моргунова О.Н. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.,2007
30. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград., 2009
31. Рогунова О.А. Методика телесно-ориентированной терапии в детском саду. Томск.,2004
32. Реутский С. Физкультура про другое. С.-П., 2006
33. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей. С.-П., 2002
34. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
35. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”, 2012
36. Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет. М.,2011
37. Тарасва Т.А. Контроль физического стояния детей дошкольного возраста. М.,2005
38. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду
39. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990
40. Щетинин М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2008
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии,
используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в ДОО - технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников образовательных отношений в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов встречаются разные трактовки, их можно считать как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. При реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей
- технологии профилактики заболеваний,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
- реабилитация соматического состояния здоровья,
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
- закаливание КГН;
- беседы по валеологии;
- спортивны праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
- Семинары-тренинги «Точечный массаж»;
- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологическое просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
- Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
- Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
- Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Картотека здоровьесберегающих технологий
- Методика физического воспитания Н.Н.Ефименко
В связи с этим мной была сформулирована первая педагогическая заповедь – «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!»
ПОМЕНЯТЬ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ НУЖНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!
Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям
разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей!
Точечный массаж по системе А.А.Уманской
Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа.
Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша.
Точечный массаж или лечим простуду пальцем
Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших естественных целительных методов, суть которого заключается в воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. А.А.Уманской предложена методика, названная автором "управление электромагнитной системой организма", по сути представляющая из себя точечный массаж определенных зон на теле человека.
Регулярное использование данной методики, по мнению автора, позволяет восстановить защитные функции организма, "включить изначально заложенные в него природой программы, содержащие информацию о том, каким должен быть организм человека в идеале".
Автором отобрано 9 зон, воздействие на которые в определенной последовательности позволяет "оживить Биорезонансную Активную Систему Автоматического Регулирования - БАСАР", которая в медицине пока еще называется просто "соединительная ткань".
- Рижский метод закаливания
Метод закаливания с 1983 года применяется в дошкольных учреждениях Риги и других городов Латвии. А подсказали его нам наблюдения за детьми: вода в Рижском заливе почти всегда прохладная, но ребята, которые в летние дни гуляют вдоль побережья по щиколотку в воде, обычно меньше болеют. Объясняется это тем, что раздражение рецепторов кожи стоп прохладной морской водой оказывает тренирующее воздействие на кровеносные сосуды, нервную систему ребенка, повышает холодоустойчивость организма. На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол и смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды), ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".
"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
- Контрастные ванночки для рук Автор Алямовская В.А.
Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом.
Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут
- «Льдинка» Автор Кузнецова М.И.
«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка. Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном спокойным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают. Засыпают (2 раза),
Дышится легко… ровно… глубоко…
Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа - закаливание льдинкой, но опять с трех раз. Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.
Методика закаливания Никитиных
Никитины — муж и жена — педагоги со стажем, многодетные родители в течение длительного времени разрабатывали собственную систему воспитания, образования, укрепления здоровья своих детей.
Вот основные постулаты методики Никитиных.
— Организм новорожденного ребенка обладает громадным резервом прочности (в 50-70 раз превышающим необходимые пределы), это «принцип функциональной избыточности организма». В условиях цивилизованного мира этому принципу противостоит «закон свертывания функций за ненадобностью». Раньше у многих народов новорожденного ребенка обтирали в проруби безо всякого вреда для его здоровья. Современные дети сразу после рождения попадают в чрезмерно комфортные условия, и в результате все совершенные механизмы саморегуляции, заложенные самой природой, оказываются ненужными и с течением времени атрофируются, что и ведет к высокой детской заболеваемости с преобладанием простудных заболеваний.
— С самого, рождения не надо кутать ребенка. Пусть полежит голышом или в одной распашонке, побегает или поползает по полу в одних трусиках, пробежится босиком по земле.
— Очень полезна в любом возрасте ходьба или бег по снегу в течение 1-2 мин. После такой процедуры надо не забыть досуха растереть ноги и надеть сухую обувь. Ступни горят, а в ногах такое ощущение — как после массажа.
— По возможности стараться на время сна размещать ребенка в прохладном помещении, а во время бодрствования периодически выносить (или выводить) ребенка из теплого (+25 °С) в прохладное (до 10 °С) помещение.
— Очень полезны в любом возрасте воздушные ванны (даже для ребенка
первых месяцев жизни). Надо оставлять малыша в распашонке или в трусиках (зимой — в комнате, в теплые времена года, при температуре воздуха + 15-25 °С — на улице). Продолжительность воздушной ванны — по 20-30 мин. несколько раз в день (во время кормления и в промежутках между ними). Если малышу становится дискомфортно на свежем воздухе, он начинает хныкать, гримасничать, нужно одеть его в распашонку, подгузник, большую пеленку и завернуть теплой пеленкой ножки.
— Умывать и подмывать ребенка надо холодной водопроводной водой, предварительно набрав ее в горсть. С рождения очень полезны солнечные ванны. Ребенка укладывают на пеленку голышом, прикрыв краем пеленки головку. Регулярно переворачивают малыша с бока на бок, с живота на спинку. Начинать надо с 5-6 мин., постепенно увеличивая время нахождения на солнце до 30-60 мин.
— Залог успеха в любом деле — уверенность в своей правоте.
- Зверобатика С.Реутского
Зверобатика - это акробатика, которая "проще, чем кувырок". Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку и подражают движениям "зверушек". Какие возможности таят в себе самые простые, доступные каждому, упражнения?
Играйте с детьми в любую самую привычную игру разными зверобатическими способами - и игра сможет развиваться бесконечно.
Чаще очень важное положение: стремясь ко все более сложным движениям, ребенок на самом деле стремится проживать двигательные аналоги жизненных ситуаций: победы — отступления, дружбы — вражды и т. д. А для этого, как считает Сергей Владимирович, нужна двигательная среда — лучше, если всамделишная: горы, ручьи, леса, путешествия, звери, приключения, но сгодится и самодельная: специально оборудованный двор или зал с разными физкультурными комплексами, лазалками, инвентарем — так называемое физически воспитывающее пространство.
Список использованной литературы:
1. . Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики.
Ростов – на –Дону .,2005
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
3. Алямовская В. Физкультура в детском саду. М.,2005
4. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Лекции 1-4 .М.,2010
5. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Лекции 5-8 .М.,2011
6. Береснева З.И. Здоровый малыш М.,2004
7. Валеология: здоровьесберегающие подходы к обучению и развитию детей.
Томск -2011
8. Вераксы Н.Е., Комаровй Т.С., Васильевой М.А., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования М.,2011
9. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.,2006
10. Горбатенко О. Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград.,2008
11. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников М.,2007
12. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья . М.,2007
13. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
14. Железняк Н.Ч. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников. М., 2009
15. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду.М,2009
16. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. М.,2007
17. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-Йога для детей. С.-П.,2003
18. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. М.,2004
19. Инструктор по физкультуре №2., 2011
20. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. М,2005
21. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М,2007
22. КлюеваМ.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. С.-П., 2007
23 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
24.Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада М.,2008
25. Кривоногова Т.С. Оздоровительные технологии у детей дошкольного возраста. Томск- 2011
26. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей Ярославль,1996
27. Луконина Н. Физкультурные праздники в детском саду. М.,2007
28.Меличевам. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года
С.-П.,2007
29. Моргунова О.Н. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.,2007
30. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград., 2009
31. Рогунова О.А. Методика телесно-ориентированной терапии в детском саду. Томск.,2004
32. Реутский С. Физкультура про другое. С.-П., 2006
33. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей. С.-П., 2002
34. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
35. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”, 2012
36. Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет. М.,2011
37. Тарасва Т.А. Контроль физического стояния детей дошкольного возраста. М.,2005
38. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду
39. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990
40. Щетинин М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Разработка на тему : « Современные здоровьесберегающие используемые в детском саду» содержит выступление и презентацию к нему. Затронуты вопросы современных здоровь...
« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми воспитателем I квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Тургеневский» Развозжаевой Еленой Николаевной.
В данном документе отображена система и методы здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...