Конспект Родительского собрания: Влияние современных гаджетов на развитие детей.
материал (старшая группа)
Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ слайд
Ответы на эти вопросы помогут вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.
а) Нет.
б) Да.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
а) Нет.
б) Да.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
а) Нет.
б) Да.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
а) Нет.
б) Да.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
а) Нет.
б) Да.
Расшифровка слайд
Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.
Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.
Упражнение «Продолжи фразу»
Телевидение и компьютер – это…
Дети посещают детский сад, где в среднем проводят 9-10 часов в день. Еще 10 часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается 4 часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время? (ответы родителей)
Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.
Чем же занят ребенок? Утро — сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.
А что же вечером?
Как часто дети смотрят телевизор?
Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор или компьютер.
Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день.
Тем более что вечерние программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А еще существует компьютер, возле которого дети также проводят не мало времени.
Слайд Видео
А сейчас хотелось, чтобы вы приняли участие в небольшой дискуссии, а именно подумайте и назовите положительное и отрицательное влияние информационных носителей на развитие детей. Родители высказывают свое мнение с доказательствами, я записываю ответы родителей на доску. Потом подводим обобщение. Слайд
Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Расширение кругозора, словарного запаса. | Вред здоровью при неправильной организации рабочего места (осанка, зрение) |
Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и т.д.) | Влияние на психику (ужастики, стрелялки) |
Обучение в интересной форме (английский, чтение, география и т. д.) | Отучает быть спортивным, подвижным |
Экономия времени на поиск информации | Предмет ссор в семье |
Стимуляция познавательной активности детей | Уменьшение роли родителей в воспитании |
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Минусы использования гаджетов слайд
- Проблемы со здоровьем (покраснение и сухость глаз, ухудшение зрения, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, нарушение осанки, проблемы с мышцами от их длительной неподвижности, кислородное голодание мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха, расстройства сна);
- Психологические проблемы (проблемы с социальной адаптацией - трудности в общении с людьми, робкость и застенчивость, растерянность в реальных жизненных ситуациях. Страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, воображения, речи. Повышается уровень агрессивности детей, появляются страхи, тревожность, невротические симптомы).
- Зависимость. Это самое серьезное последствие. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройств, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т. д.) и имеет целый ряд симптомов.
Симптомы зависимости слайд
* Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит);
* Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером и т. д. ;
* Отсутствие других интересов, целей и стремлений – ребенок забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройствами;
* Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними;
* Возникновение проблем в детском саду (проблемы с поведением и т. д.);
* Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройствами.
Проблема зависимости возникает из-за стремления ребенка к уходу от реальности, который связан с изменением психического состояния!
Игры на гаджетах не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Они привлекают ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости, примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Также отсутствует эмоциональная включенность в этот процесс родителей, что отражается на детско-родительских отношениях. Роль родителя меняется: постепенно ребенок воспринимает его как препятствие на пути к любимому устройству.
Чем позже ребенок начнет взаимодействовать с гаджетами, тем лучше.
Телевизор дошкольнику рекомендуется смотреть максимум 1 час в день.
Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы гаджеты воспринимались им лишь как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель.
ВАЖНО!
Обращайте внимание на причины, заставляющие ребёнка уходить с головой в виртуальный мир! Очень часто у вашего ребёнка могут быть совсем другие проблемы вместо зависимости. Это не успешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребёнка (семейные конфликты, одиночество, сложности в общении со сверстниками, неуверенность в себе и т. д.).
Что поможет избежать зависимости? слайд
- Прогулки, игры, обсуждение интересных вопросов (книг, музыки и т. д., посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение. Тогда потребность в частом использовании технических средств как развлечения пройдет сама собой. Посмотрите, что вызывает у вашего ребенка наибольший интерес и развивайте это.
- Помните про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность, дошкольники часто забываются и могут использовать гаджеты, смотреть телевизор дольше, чем положено.
- Домашние животные благотворно повлияют на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.
- Сокращение времени работы с устройством - давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно.
До четырехлетнего возраста дети не в состоянии различить правду и вымысел, когда смотрят телевизор. Для дошкольника телевидение - это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир. Хотя жестокость в телевизионных программах стимулирует реакцию, направленную на выживание, она может стать обычным, ежедневным явлением. Большая часть этих ранних впечатлений могла появиться под влиянием телепередач, которые совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым или наглядный пример.
Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Родители - это зеркало, в которое смотрит ребенок. Если родители проводят все свободное время за монитором компьютера, играя в игры на планшете, общаясь на различных сайтах в смартфоне, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Родительского собрания: Влияние современных гаджетов на развитие детей.
Слайд Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ.gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей. Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема.
Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ слайд
Ответы на эти вопросы помогут вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.
а) Нет.
б) Да.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
а) Нет.
б) Да.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
а) Нет.
б) Да.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
а) Нет.
б) Да.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
а) Нет.
б) Да.
Расшифровка слайд
Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.
Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.
Упражнение «Продолжи фразу»
Телевидение и компьютер – это…
Дети посещают детский сад, где в среднем проводят 9-10 часов в день. Еще 10 часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается 4 часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время? (ответы родителей)
Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.
Чем же занят ребенок? Утро — сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.
А что же вечером?
Как часто дети смотрят телевизор?
Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор или компьютер.
Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день.
Тем более что вечерние программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А еще существует компьютер, возле которого дети также проводят не мало времени.
Слайд Видео
А сейчас хотелось, чтобы вы приняли участие в небольшой дискуссии, а именно подумайте и назовите положительное и отрицательное влияние информационных носителей на развитие детей. Родители высказывают свое мнение с доказательствами, я записываю ответы родителей на доску. Потом подводим обобщение. Слайд
Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Расширение кругозора, словарного запаса. | Вред здоровью при неправильной организации рабочего места (осанка, зрение) |
Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и т.д.) | Влияние на психику (ужастики, стрелялки) |
Обучение в интересной форме (английский, чтение, география и т. д.) | Отучает быть спортивным, подвижным |
Экономия времени на поиск информации | Предмет ссор в семье |
Стимуляция познавательной активности детей | Уменьшение роли родителей в воспитании |
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Минусы использования гаджетов слайд
- Проблемы со здоровьем (покраснение и сухость глаз, ухудшение зрения, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, нарушение осанки, проблемы с мышцами от их длительной неподвижности, кислородное голодание мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха, расстройства сна);
- Психологические проблемы (проблемы с социальной адаптацией - трудности в общении с людьми, робкость и застенчивость, растерянность в реальных жизненных ситуациях. Страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, воображения, речи. Повышается уровень агрессивности детей, появляются страхи, тревожность, невротические симптомы).
- Зависимость. Это самое серьезное последствие. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройств, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т. д.) и имеет целый ряд симптомов.
Симптомы зависимости слайд
* Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит);
* Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером и т. д. ;
* Отсутствие других интересов, целей и стремлений – ребенок забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройствами;
* Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними;
* Возникновение проблем в детском саду (проблемы с поведением и т. д.);
* Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройствами.
Проблема зависимости возникает из-за стремления ребенка к уходу от реальности, который связан с изменением психического состояния!
Игры на гаджетах не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Они привлекают ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости, примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Также отсутствует эмоциональная включенность в этот процесс родителей, что отражается на детско-родительских отношениях. Роль родителя меняется: постепенно ребенок воспринимает его как препятствие на пути к любимому устройству.
Чем позже ребенок начнет взаимодействовать с гаджетами, тем лучше.
Телевизор дошкольнику рекомендуется смотреть максимум 1 час в день.
Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы гаджеты воспринимались им лишь как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель.
ВАЖНО!
Обращайте внимание на причины, заставляющие ребёнка уходить с головой в виртуальный мир! Очень часто у вашего ребёнка могут быть совсем другие проблемы вместо зависимости. Это не успешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребёнка (семейные конфликты, одиночество, сложности в общении со сверстниками, неуверенность в себе и т. д.).
Что поможет избежать зависимости? слайд
- Прогулки, игры, обсуждение интересных вопросов (книг, музыки и т. д., посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение. Тогда потребность в частом использовании технических средств как развлечения пройдет сама собой. Посмотрите, что вызывает у вашего ребенка наибольший интерес и развивайте это.
- Помните про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность, дошкольники часто забываются и могут использовать гаджеты, смотреть телевизор дольше, чем положено.
- Домашние животные благотворно повлияют на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.
- Сокращение времени работы с устройством - давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно.
До четырехлетнего возраста дети не в состоянии различить правду и вымысел, когда смотрят телевизор. Для дошкольника телевидение - это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир. Хотя жестокость в телевизионных программах стимулирует реакцию, направленную на выживание, она может стать обычным, ежедневным явлением. Большая часть этих ранних впечатлений могла появиться под влиянием телепередач, которые совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым или наглядный пример.
Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Родители - это зеркало, в которое смотрит ребенок. Если родители проводят все свободное время за монитором компьютера, играя в игры на планшете, общаясь на различных сайтах в смартфоне, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Влияние современных гаджетов на развитие детей»
1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забы...
Консультация для родителей: «Влияние современных гаджетов на развитие детей»
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами. Отношение родителей ...
Влияние современных гаджетов на развитие детей
Углубить знания родителей о пользе или вреде использования гаджетов....
Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
"Влияние современных гаджетов на развитие детей"
Консультация для родителей о влиянии гаджетов на развитие детей....
«Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»
В консультации для родителей - «Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста», говорится о том, что у детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми,...
Консультация для родителей «Влияние современных гаджетов на развитие детей»
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами. Отношение родителей ...