Развивающие игры.
учебно-методический материал (старшая группа)

Адельшина Альфия Ирнистовна

Апрель

Виды игр

1 неделя

Весна

2 неделя

Космос

3 неделя

Перелетные птицы

 

4 неделя

Рыбы

Эксперименты.

 

«Норки для ежат»

Цели: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка

«Солнечные «Зайчики» 

Цель: Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков»

«Поиграем с солнышком»

Цели:Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени)

«Тонет-не тонет; плавает - не плавает»

Цели: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Дидактические игры

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

 

«Наш космический

корабль отправляется в полѐт»

Цель:Распиширение знаний детей о космосе

«Маленькие звѐздочки,

большие планеты»

Цель: стимулирование познавательно-речевой активности детей

«Сосчитай сколько …»

Цель:Расширять знания о порядковом счете детей

«Лети ракета к звездам»

Цель: формировать у детей представление о космосе

 

«Птицы у кормушки»

Цель: развивать внимание и память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Что изменилось в одежде?»

Цель:развитие мышления

«Назвать птицу»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

 

 

«Рыбки для аквариума»

Цель:Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу.

«Рыбы»

Цель:Дифференциация речных и аквариумных рыб.

«Где спряталась рыбка»

Цель: Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Сюжетно-ролевые игр.

 «День рождения Степашки»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

«Катя заболела»

Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

 

«Космическое путешествие»

Цель: Создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли. Формировать у детей умение играть, стимулировать творческую активность детей в игре.Формировать дружеские взаимодействия в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, строителя.Закрепит знания о космосе, Вселенной, других планетах. Воспитывать желание играть дружно, сообща

«Приключение Незнайки»

Цель: закрепить знание детей о празднике "День космонавтики",развивать фпнтазию и мелкую моторику рук

«Исследователи космоса»

Цель: Формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных из восприятия окружающего и литературных произведений

 

«Интервью»

Цель: Закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.

 «Куклы на прогулке»

Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.

 

«Рыбаки»

Цель: обучать самостоятельно осуществлять детьми замысел игры «рыбаки», распределять роли, планировать действия.

«На рыбалку»

Цель: Создание условий для активной, творческой игровой деятельности.

«Поездка»

ЦельОбучение детей реализации игрового замысла.

 

Театрализация

 

«Король» (вариант народной игры)

Цель:Развивать действияс воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

 

«Моя Вообразилия»

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

 

«Самолеты и бабочки»

Цель:Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

 

«Кто на картинке?»

Цель:Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

 

Подвижные игры

«солнышко»

Цель: Научить ориентировке в пространстве, действовать по команде воспитателя, выполнять правильно движения, вызвать желание играть самостоятельно, ввести в активный словарь детей понятия «жарко»«холодно»

«веснянка»

Цель:учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, действовать по сигналу.

«На

лужайке поутру»

Цель: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

 

 «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

«Найди свой цвет»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

 

«Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Пастух и стадо»

Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.

«У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

 

«Ловись, рыбка»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

«Акула и рыбки»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviv._igry.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Классы

игр

    Виды

Игр

1 неделя.

Тема: «Праздник мам»

2 неделя

Тема: «Семья»

3 неделя

Тема: «Мебель»

4 неделя

 Тема: Посуда»

                                           Игры, возникающие по инициативе ребенка.

Эксперименты

со спец. игрушками для экспери-

ментов;

Сюжетно-ролевые;

Театра-лизованные;

Почему не получился пирожок?

Цель: ознакомление со свойствами  песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный , из него можно изготавливать куличики).

Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал: бумажные вертушки, султанчики.

Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

 

«Доктор Маша» Цель: учить отображать знакомую детям деятельность взрослых в сюжете и содержании игры;

 «Больница»  Цель: Расширять у детей представления о труде врача.

« Семья»

Задачи: Учить детей творчески воспроизводить в игре быт семьи

Развивать умения выбирать роль(стирать бельё)

 «Бабушка приехала в гости».

Цель: формировать умение разнообразить сюжет за счёт добавления новых ролей.

«Семья», игровая ситуация  «Пришли гости». Цели: продолжать формировать знания о гостевом этикете.

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

  Экспериментирование с воздухом «Поймай невидимку»  Цель: ознакомление со свойствами воздуха.

Таяние снега.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

«Семья»: сюжет «Большая стирка». Расширять представления  детей о различных видах труда. Способствовать применению в игре социального опыта детей

«Бабушка приехала в гости».

Цель: формировать умение разнообразить сюжет за счёт добавления новых ролей.

 «Семья», игровая ситуация  «Пришли гости». Задачи: Учить детей творчески воспроизводить в игре быт семьи

Развивать умения выбирать роль(накрывать настол)

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может

Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).

Свойства воды.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

 «Магазин мебели».

Цель: формировать умение разнообразить сюжет за счёт добавления новых ролей.

«Накроем стол для кукол».

Цель: продолжаем учить детей переносить в игру моменты из реальной жизни.

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Бантик из бумаги и ткани.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с

Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал: бумажные вертушки, султанчики.

«В гостях» Цель:: формировать умение разнообразить сюжет за счёт добавления новых ролей.

«Бабушка приехала в гости».

Цель: формировать умение разнообразить сюжет за счёт добавления новых ролей.

«Накроем стол для кукол».

Цель: продолжаем учить детей переносить в игру моменты из реальной жизни.

«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

Игы, связанные с исходной инициатива взрослого.

Подвижные;

Учебно-предметные

дидактические;

Досуговые.

Хороводная игра: «Каравай». 

Цель: учить детей водитьхоровод; упражнять приседании.

Хороводная игра «Карусель» - пробуждать двигательную активность детей.

 

«Найди предмет» - ориентировка в групповой комнате.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Водичка, водичка»

Цель: заучивание наизусть и параллельно показывают действия.

«Чей малыш?»
Цель: учить детей сопоставлять животных с их детёнышами, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

«Подбери узор»

Цели: Закрепит представление о четырех основных цветах .Прикрепить цветы на доску. Жучков разложить на столе нужно посадить жучка к цветочку одинаково цвета.

 «Подбери картинку. «Цветы». развивать умение классифицировать и обобщать предметы

Игра: «Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Игра «Снег, снег  кружится…»Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

(по

Хороводная игра: «Каравай». 

Цель: учить детей водить

хоровод; упражнять приседании.

«Кот и мыши». Развитие ловкости и увёртливости

 «Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

.

Игра: «Шнуровка» -развивать мелкую моторику рук.

«Подбери картинку!» Мама и детеныши»- развивать умение классифицировать и обобщать предметы.

«Помощники» - развивать мелкую моторику рук.

Игра «Почта»

Цель: Ознакомление с особенностями различных видов деятельности. Развитие навыков общения.

Игра: «Угадай чей голосок» Цель: Развитие слухового внимания Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки

 Найди свой стул.

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Акула и рыбки»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве

Подвижная игра «Гуси – гуси»

Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде

«Мой адрес».

Цель: обогащать словарь детей уменьшительно-ласкательными словами.

«Водичка, водичка»

Цель: заучивание наизусть и параллельно показывают действия.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

«

«Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

«Наседка и цыплята»

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Накрой стол»

Цели: Развитие зрительного внимания и мелкой моторики пальцев рук.

«Помощники»

Цели :Развитие слухового внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

«Разбитая посуда»

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти.

«Большой – маленький»

Цели: Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.

                                        Игры, народные, идущие от исторических традиций   этноса

Сезонное;

Тихие;

ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА!
Дети становятся в круг, выбирают "воробья" и "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка" — за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают.

ВОРОБЕЙ, ЧИРИКНИ!
Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Воробей, чирикни!" "Воробей" чирикает: "Чик-чирик!" Сидящий угадывает, кто это.

«Сочиняем сказку» Задачи: Развивать внимание, мышление

вместе сочините сказку. вы говорите предложения, ребенок договаривает последние слова: «жил-был…. однажды он пошел в…. вдруг он увидел…» и т.д.
 

«Вместо наклеек» Задачи: Развивать внимание, мышление

вырежьте из плотной старой ненужной книги или коробок из-под соков различные фигурки. каждую фигурку подвесьте тоненькой полоской скотча к глянцевой  поверхности, например, книги. говорите ребенку задания: «отлепи картинку котенка, пойди в кухню и наклей котенка на холодильник» и т.д.
 

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик.

КОШКА И СКВОРЦЫ
Один ребенок “кошка”, 6 — 8 детей - “скворцы”. На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 2 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике».

«Запоминалки» Задачи: Развивать память и мышление.

из геометрических форм выложите любую композицию. для  начала хватит квадрат-круг-квадрат. ребенок  пытается выложить точно также, как  у вас. постепенно усложняйте игру: прикрывайте образец книгой, используйте  большее количество фигур. попробуйте выкладывать

композиции из цветных  карандашей, спичек, счетных палочек  в виде треугольника, прямоугольника, крестика, звездочки и т.д.
 

«Логические цепочки» Задачи: Развивать память и мышление.

научите ребенка  выкладывать чередующиеся фигуры: «клади круг, квадрат, круг, квадрат, а теперь что положишь?»

ПЛЕТЕНЬ
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. ТРАКТОРА
Тара-тара-та-ра-ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора. 
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить!
В исходном положении дети стоят по кругу друг за другом с “рулем” в руках. Во время чтения стихотворных строк дети выполняют движения.
Первые три строки: дети двигаются дробным топающим шагом..

«Вышивание» Задачи: Развивать внимание, мышление

закрепите в  пяльцах марлю и покажите, как  можно вшивать на ней цветным  шнурком. можно взять картон, проделать в нем много дырочек и пришивать шнурком картонные пуговицы.
 

«Кукольный  театр» Задачи: Развивать внимание, мышление

возьмите несколько мягких игрушек и спрячьтесь за креслом  или стулом. разыграйте для ребенка  представление: игрушки знакомятся, вместе играют и т.д. если подобрать героев определенной сказки, можно показать по этой сказке театральную  постановку.
 

».


МАТУШКА-ВЕСНА
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ
Выбираются 2 команды: “вороны” и “воробьи”. Герасим медленно говорит “Вороны!” и дети-“вороны” ловят “воробьев”, команде “Воробьи!” — наоборот! 

«Носок в носок» Задачи: Развивать внимание, мышление

нам понадобится несколько носков. берем носок и размещаем его внутри другого носка, потом на эти два носка надеваем следующий и т.д.
 

«Режем  бумажки» Задачи: Развивать внимание, мышление

вы держите длинную узкую полоску бумаги, а ребенок ее режет ножницами - раскрывает детские ножницыдвумя руками, захватывает бумажку и разрезает. можно и рвать бумажки. маленькие  кусочки соберите на блюдце и вместе с ребенком подуйте. по комнате полетят  «пушинки

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....