Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевые игры
статья
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте важны для дошколят и их значимость я представляю в этом сообщении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_cherez_syuzhetno-rolevye_igry.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Шульгина Елена Владимировна
Воспитатель Овчинникова Наталья Валерьевна
БДОУ «Детский сад № 236»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего развития личности ребенка.
Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам. Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно - временная динамика изображаемого. Cюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В структуре игры, как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.
В своей практике мы стараемся больше уделять время сюжетно-ролевым играм, потому что что дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх детей в настоящее время наблюдается много негатива, дети отображают неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. В детском саду нельзя работать не играя, так как ребенок- человек играющий. Иногда смотришь на детей, которых играть не учили: игрушек полно, играй - не хочу. А дети не знают на чем остановиться, не оказалось среди них лидера, который смог бы организовать игру. Но если им помочь распределить роли, подсказать сюжет, то они и заиграют. И тогда в следующий раз им легче развернуть игровую ситуацию.
Со своими воспитанниками мы проводили следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:
- «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные будущим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);
- «Летчики», «Космонавты», «Детский сад», «Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка;
- «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника - прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими;
- «Больница». Игра воспитывает сочувствие, симпатию, жалость, внимательное отношение к другим людям, вежливость;
- «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.
Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать игрушки – заместители. Например, песок превращается в кашу, кубик в утюг и конструктор в торт.
На основе выделенных педагогами и психологами положений о роли игры в жизни дошкольника, можно сделать вывод, что игра, тогда становится важным средством духовно-нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.
Список литературы:
1. Поддьяков Н.Н. Нравственное воспитание дошкольника. - М., 2000.68с.
2.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова. - М.; «Про-свещение» 2005-320с.
3. Изучение развития и поведения детей. / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 2006.37с.
4. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Ре-пиной. – М., 2006.56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру», фотоотчёт
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:uсоздание предметно-развивающей среды,u наличие определенного времени в режиме дняu профессионализм педагога. Сюжетно-р...
Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...
Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...
Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевые игры.
Гендерное воспитание...
консультация для воспитателей "Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру".
консультация проводилась в форме семинара-практикума с проигрыванием сюжета....
«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...