Методическая разработка "Роль игры в жизни ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Ажгиревич Маргарита  Валерьевна

В педагогической системе воспитания роль игры занимает полноценную и достаточно содержательную для детей деятельность. Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ee9dae1f8253d58dc75fe08d4094b3cf.docx181.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Образования Администрации Ленинского

Муниципального Района

Муниципальная Автономная Дошкольная Образовательная Организация

«Детский сад №39 «Ромашка»

Методическая разработка

На тему «Роль игры в жизни ребенка»

Составила воспитатель

Ажгиревич М.В.

                                            Г. Видное

Дидактические игры в педагогической системе.

 Виды дидактических игр

В каждой педагогической системе воспитания дидактические игры занимали и занимают полноценную и достаточно содержащую для детей деятельность. Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

   Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры, а не в учении и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

   М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания

   Е.И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит, насколько они совместимы интересам ребенка, доставляют ли они радость ребёнку, позволяют ему проявить свою активность и самостоятельность. Ученые-педагоги педагогики и психологии 20 и 21 века (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Н.Е. Веракса и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил. Авторы называют предлагаемые дидактические игры развивающими, т.е. детям выбрать способ решения конкретной задачи. (1, 325 с.). Развивающий эффект таких игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, а также характером игровых материалов. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии. Это, прежде всего настоящая игра. Но в отличие от спонтанной детской игры, развивающая игра является педагогическим средством, созданным взрослыми для развития какой-либо способности. Вовсе не обязательно это знания и навыки. Это могут быть нравственно-волевые качества, коммуникативные способности, речь и пр.

   Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

   Игра для ребенка – это серьезное занятие. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в и г р о в о й д е я т е л ь н о с т и . В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Игра возможна при активной работе воображения, благодаря которому дети комбинируют впечатления, договариваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы. Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления. (1, 160 с.) Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

     Рассмотрим некоторые подходы к дидактической игре.

  Фридрих Фрёбель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Ф. Фрёбель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Ф. Фрёбель определил этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Многоценного содержалось в предложениях Ф Фрёбеля об организации работы детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага, мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками и др.). Он считал игру основным средством развития, показал её роль в физическом и психическом развитии ребёнка. (6, 326 с.) Фридрихом Фрёбелем в помощь детским воспитателям (садовницам) создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения.

D:\MyProfile\Andrey\Desktop\dari-froebelya.jpg

   Мария Монтессори для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и самое главное упражняя свою активность. (1, 326 с.) Мария Монтессори итальянский педагог (1870-1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде, основанной на принципе автодидактизма. Автодидактизм — способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это свойство связано с «неизбежностью» получения по ходу участия в проекте новой информации, освоения новых видов активности, в том числе совместной с другими, с переживанием позиции творца, позиции «управляющего обстоятельствами человека» (СНОСКА: См.: Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. — С. 171). (8, 37 с.) Благодаря специально разработанным М. Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребёнка, освоение счёта, письма и чтения. Наряду с этим она разработала и другую форму обучения – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность ребёнка предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функции учителя на уроке – констатация сенсорного движения ребёнка; учитель не имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает, или понял, чего не понимает, он не имеет права дать почувствовать ребёнку, что тот сделал ошибку. (6, 326 с.) Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания.

D:\MyProfile\Andrey\Desktop\slide-8.jpg

   Структура дидактической игры – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1)дидактическая задача; 2)игровая задача; 3)игровые действия; 4)правила игры; 5)результат (подведение итогов). Дидактические задачи (замысел) и содержание дидактических игр определяются целью учебного занятия (материала) или целью воспитательного воздействия. Педагогу важно уметь чётко и конкретно формировать обучающие задачи каждой дидактической игры в соответствии с конкретной игровой ситуации, а также возрастными и индивидуальными особенностями детей. Следует заметить, что одна и также дидактическая игра может иметь разные задачи (например: закрепление знания цвета, формы). Значение любой дидактической игры состоит в том, что она развивает, мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры («Узнаём, что чудесном мешочке?», «Что бывает такого цвета?». Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательней. Обучение игровым действиям осуществляется через игровой ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и другие способы. (3, 5 с.) Следующим элементом дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры, что, в свою очередь, обусловливает характер и способ игровых действий, организует и направляет поведение детей, регулирует взаимоотношения, между ними и педагогом. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.     Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют их способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Педагогу рекомендуется не вводить много правил и не принуждать детей к их выполнению, так как это приводит к отрицательным результатам, снижает интерес к игре и даже разрушает её. Дидактическая задача (цель игры реализуется через игровую задачу (игровой замысел)). Игровая задача является задачей самого ребёнка. В процессе дидактической игры внимание ребёнка сфокусировано в выполнении игровых действий. Дидактическая задача при этом ребёнком может не осознаваться (как чаще всего и происходит). Следует заметить, что дидактическая игра-это игра самих детей, которая для педагога выступает не столько игрой, сколько формой (или способом) организации обучения. Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы и природные материалы. Они поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры, игровые действия и помогают педагогу успешнее решать педагогические задачи. Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития. Они расширяют кругозор, испытывают интерес к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, способствуют самостоятельности и самостоятельной деятельности. Это народные дидактические игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрёшки, грибы, бочонки, мелкие игрушки (вкладыши, бирюльки), и разнообразные игрушки для конструирования – палочки, мозаика и др.                 Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, печатные картинки, квартеты, кубики. Игровые действия – это основа дидактической игры, средства реализации игрового замысла и способ выполнения игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее её результат. Разнообразие дидактических игр создаёт условия для различных игровых действий. Результат дидактической игры показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Таким образом, мы видим из выше написанного, что игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. (3, 6-7 с.) Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить свой опыт. Своеобразие дидактической игры. Основная цель дидактической игры – речение конкретных обучающих задач. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на интегрированных фронтальных занятиях в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребёнка. (3,4-5 с.) 1. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

    Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания. Таким образом, в современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармонического (всестороннего) развития личности ребёнка-дошкольника. Один из распространённых в дошкольной педагогике подход к классификации дидактических игр объединяется по характеру в использовании материала на три основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

   Игры с предметами – это игры с реальными предметами, дидактическими игрушками (в качестве которых выступают бочонки, шары, матрёшки и т.д.), мозаикой, пуговицами, бусами, различными природными материалами (листьями, плодами, семенами камушками, шишками, ракушками, песком, глиной). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

   Настольно-печатные – это такие виды игр как: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, складные кубики и другие. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

   Словесные игры направлены на формирование грамматически правильной, связной и выразительной речи, обогащении словаря детей. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, т.к. требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В младшей группе игры «Чудесный мешочек», «Что предмет расскажет о себе». Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет». 2. составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц». 3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета». 4. игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Таким образом, группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Коллектив соавторов учебника «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др. выделяют в дидактике дошкольного образования компьютерные игры, которые могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Постой город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований. Следует отметить, что компьютерные игровые программы не заменяют успешно применяемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. К игре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно- продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Свою классификацию дидактических игр по виду деятельности детей предлагает А. И. Сорокина: 1. Игры – путешествия; 2. Игры – поручения; 3. Игры – предложения; 4. Игры – загадки; 5. Игры – беседы (игры - диалоги). Правила обладают обязательным компонентом дидактической игры и они служат для организации поведения ребенка и его действий. Правила делают игру напряженной и интересной и даже захватывающей, ставят запреты и предписания, которым должен руководствоваться ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных действий в игре, прилагая усилие воли учась. Когда определяются правила игры, в которую собираетесь играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых для ребенка условий в игре. Ведь ребенок хочет получить радость от выполнения задания. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

   К дидактической игре нужно подготовиться, подобрав игры в соответствии с задачами воспитания и обучения детей. Установить соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей, определить удобное время для проведения дидактической игры в процессе в непосредственной образовательной, свободной или самостоятельной деятельности, определив качества игроков, выбрав необходимый дидактический материал для выбранной игры, подготовив себя и детей на игру. Проведение дидактических игры начинается с ознакомления детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); с объяснения хода игры и правил игры. Для этого педагог обращает внимание на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого он учит детей правильно выполнять действия; определяется роль воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Сам воспитатель участвует в игре по мере возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической цели и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих детей (советом, вопросом, напоминанием), подводит итог игры – это ответственный момент в руководстве игрою воспитателем, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов подготовки и проведения, её: какие, приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.    

   Анализ позволяет воспитателю выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова): 1. Взрослый должен играть вместе с детьми для того чтобы дети овладели игровыми умениями. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером - сверстником. 3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал простейшие, постепенно усложняющиеся способы построении игры Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в несколько измененных условиях.

  Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются, прекрасным средством развития маленьких де...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"

Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Методическая разработка "Подвижная игра в жизни ребенка"

Данная публикация поможет педагогам уточнить какую важную роль играет подвижная игра в формировании  личности ребенка....

методическая разработка "Роль игры - в жизни ребенка"

Консультация для родителей старшей группы "Роль игры - в жизни ребенка"...

Методическая разработка. Родительское собрание в младшей группе на тему : "Роль игры в жизни ребенка".

Данная разработка будет полезна для воспитателей и методистов. В данной методической  разработке представлен план родительского собрания, в котором рассказываетс  о роли игры в жизни ребенка...