Консультация для родителей"Возрастные особенности детей 1 группы раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_1.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 1.5-2 лет
Воспитание ребенка 2 лет: познание окружающего мира
Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), — просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.
Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!
Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.
Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать, что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день — после обеда. Все остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм. Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки, газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это — развитие новых навыков и умений.
Падаем и снова встаем
В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша — научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание — прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.
Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку. Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от всего. Пусть учится!
Как научить ребенка есть самостоятельно?
Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.
А вот с чем надо бороться — так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.
Выбираем игрушки: для каждого возраста — свои!
Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики
А теперь — одеваться!
Обычно дети, достигшие полутора – двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.
Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в прятки — а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.
Изучаем шкафы. Что внутри?
Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5–2 лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае! Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя: опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг — спрячьте их в ящик стола и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье — уберите его «с глаз долой». Еще один выход — загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу — не беда, соберете, зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.
Разговариваем вместе с малышом
Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.
Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка — встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.
Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.
Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир — он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками — неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.
Воспитание ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли — общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» — познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.
В два года ребенок уже уверенно ходит и бегает. При этом часто страдает, спотыкаясь или налетая на разные предметы, мебель, стены. Малышу пока еще сложно координировать свои движения. Помогите ему снизить опасность травматизма. Уберите из комнаты лишние предметы, создайте простор. Ходите на прогулки, причем не по магазинам, а на стадион, на полянку или лужайку, в парк или сквер — одним словом, туда, где можно вволю побегать, а если даже упадешь, то на траву или на землю, и будет не очень больно.
Привлекайте малыша к «взрослым» занятиям, чтобы он мог получить определенные навыки. Если вы заняты чисткой картошки — пусть подает вам клубни, а очищенные бросает в воду; убираете квартиру — предложите ему навести порядок «на своей территории»; стираете — малыш тоже может прополоскать в теплой водичке платочек или маечку.
Что там говорить, воспитание ребенка 2 лет, уже не так сложно, чем, скажем, годовалого. В этом возрасте с ним уже можно договориться, объяснить, почему что-то надо делать, а что-то – нет.
Правда, в этот период у ребенка во всей красе просыпается характер, причем, не всегда его лучшие качества. Это, конечно, не способствует воспитанию ребенка 2 лет. Но мы же взрослые люди, и должны знать, где надо уступить, где проявить твердость, где пойти на хитрость.
Не стоит ломать маленькому человеку характер, подминать его под себя. Давайте ребенку право выбора, не давите на него. Исключение – это опасные для жизни ситуации, где достаточно совершить запрещающее для ребенка действие и твердо сказать «нельзя».
Ну а если есть выбор, то почему бы и нет? Если ребенок хочет обуть именно эти сандалии, а не другие, что в этом плохого? А вот если идет дождь, а он хочет сандалии, то надо объяснить, почему лучше надеть такую обувь, и что в сапожках мама разрешит ему пройтись по неглубокой лужице.
Если малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна, куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует воспитанию ребенка 2 лет.
Таким образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать, чтоб получилось лучше.
И конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)"
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенн...
Консультация для родителей Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Это консультация для родителей про возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет очень важен в развитии ребенка и его по праву считают базовым. В этом возрасте закладываются основные качества личности, формируется половая идентификация и образ своего &l...
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...