картотека игр по социо - игровой технологии
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр социо-игровой технологии
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Палочкина Е.В.
Рыбинск 2021
Игры для рабочего настроя (Игры – приветствия)
«Настроение»
Цель: настроить детей на общение друг с другом, создать радостное настроение от взаимодействия в коллективе.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами. Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки, Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть!
«Мы проснулись»
Цель: способствовать сближению малышей друг с другом и с воспитателем; активизировать двигательную активность;
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют стихотворение жестами
"Вышло солнце погулять,
С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора.
Потягушка- потянись,
Поскорей, скорей проснись.
С добрым утром, глазки,
С добрым утром, ушки,
С добрым утром, ручки,
С добрым утром, ножки! " Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись!
«Что слышно? » (за окном, за дверью и т. п.)
Цель: активизировать слуховую активность детей, настроить их на рабочий лад.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты: воспитатель предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.
Ритуалы приветствия
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
«Передай улыбку по кругу»
Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
«Волшебный клубочек»
Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку,тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
«Круг радости»
-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
«Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки ,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!
«Круг радости»
-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
«Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
«Приветствие с разным настроением»
Для проведения упражнения используется «кубик настроений», на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок здоровается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?
Игра «Интервью»
Участники сидят полукругом, у ведущего микрофон. Произнося реплику, он одновременно передаёт микрофон партнёру справа. Тот должен передать его следующему игроку, ответив при этом на заданный ему вопрос. Например:
-Какое у тебя настроение?
-Хорошее.
-Кого ты рад видеть сегодня?
-Что ждёшь от сегодняшнего дня? и т.д.
«Здравствуй, солнышко!»
Педагог: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
«Волшебная палочка»
Педагог держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.
«Хорошее настроение»
Педагог: Дети, здравствуйте!
(Звучит лёгкая приятная музыка).
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
«Здравствуй, это я…»
Я с утра сюда пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Это я (имя и отчество воспитателя)!
Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя)!
Игры-разминки ( разрядки )
Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Люблю – не люблю» -
дети стоят по парам. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) один ребенок в розовых очках , другой в черных . Ребенок в розовых очках , говорит - «Я люблю, …» Ребенок в черных очках говорит - «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …» и т. д.
«Царевна – Несмеяна»
дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
«Тень»
один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.
«Руки-ноги»
Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.
Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).
Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.
«Заводные человечки»
Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).
Вариант:
называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.
Муравьишки
Рассыпьте на полу мелкие предметы (игрушки, кубики, шишки и др.). Выберите двух-трех детей и завяжите им глаза. Каждому из них дайте коробочку или корзиночку. По условному сигналу они должны начать собирать с пола предметы и складывать их в свои коробочки. По сигналу «Стоп!» дети останавливаются, после чего им снимают повязки, и ведется подсчет собранных предметов. Выигрывает тот, у кого в коробке окажется больше предметов.
«Не урони шарик»
Предложите ребенку донести в ложке шарик, не уронив его, до условного места. Если помещение не очень большое, то предложите сделать 2-3 круга, неся в ложке шарик.
«Проворные ребята»
К середине 3-4-метровой веревки привяжите ленточку, а концы веревки прикрепите к эстафетным палочкам или линейкам. Двум игрокам нужно взять палочки и разойтись друг от друга на длину веревки. По общей команде игроки должны начать быстро вращать палочки, наматывая на них веревку, и продвигаться вперед. Выигрывает тот, чья палочка раньше коснется финишной ленточки.
«Достань камешек»
Для игры потребуется крепкая веревка длиной 2-3 метра и два небольших камешка. Предложите двум игрокам взяться за концы веревки (для удобства на концах веревки можно сделать петли) и разойтись, натягивая веревку. На одинаковом расстоянии от каждого игрока положите камешек. По сигналу каждый игрок старается, перетянув соперника, достать камушек.
«Петушки»
Сложив руки на груди и подпрыгивая на одной ножке, двум играющим — «петушкам», надо подойти вплотную друг к другу. Толкая партнера плечом в плечо, каждый должен постараться заставить его встать на обе ноги. Тот, кто встал на обе ноги, проиграл, а победитель приглашает для дальнейшего поединка нового партнера. За каждую победу игроку начисляется очко.
«Настольный гольф»
Приготовьте лист бумаги формата А4. Это поле. Вырежьте в нем несколько отверстий-лунок. Из пластилина скатайте шарик. Положите лист на стол и предложите ребенку загнать пластилиновый шарик в лунку. Лункам можно присвоить очки, а после нескольких попыток произвести подсчет набранных очков.
«Неподвижный карандаш»
Для игры необходимо приготовить 20 карандашей (палочек). Сложите их в беспорядке в кучку на столе. Поочередно игроки должны брать карандаши так, чтобы не пошевелить другие карандаши. Выигрывает тот, кто четко выполнит инструкцию.
«Ловись рыбка»
Привяжите к поясу каждого участника игры полутораметровую нитку, на другой стороне которой привязан фантик («рыбка»). Задача каждого игрока — наловить как можно больше «рыбок» (т. е. наступить на фантик и оборвать его). Игрок, потерявший «рыбку», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наловит «рыбок» и, ловко увертываясь, сохранит свою.
«Платок»
Эту игру лучше всего проводить с большим количеством игроков. Все участники должны встать в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет кому-нибудь платок на плечо и быстро бежит по кругу, а тот, на чье плечо положили платок, берет его и бежит за водящим. И тот, и другой стараются занять свободное место. Если игрок с платком догонит водящего и сможет коснуться его платком, прежде чем он займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, и игра продолжается.
«Сова»
Выберите одного из играющих. Он будет Совой. Сова находится в небольшом круге. Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. По вашему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются, а Сова «вылетает» на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, Сова берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда играющие услышат «День!», все снова начинают двигаться. После 2-3 повторений надо выбрать новую Сову. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в «гнездо». В этой игре дети должны хорошо знать правила: Сова не может долго наблюдать за одним и тем же игроком; нельзя вырываться от Совы; если Сова не заметит пошевелившихся игроков до сигнала «День!», то она улетает в «гнездо» одна, без добычи.
«Найди мяч»
Пригласите игроков встать в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. Все должны держать руки за спиной. Дайте одному игроку мяч среднего размера. Детям необходимо передавать мяч друг другу за спиной. Водящий угадывает, у кого мяч. Обращаясь то к одному, то к другому игроку, он спрашивает: «Что в руках?». Игрок, к которому обратился водящий, должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил мяч, становится водящим.
« Делай , как я! »
Цель: Совершенствовать навыки координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развивать воображение и эмпатию.
Ход игры:
Ведущий говорит слова : Встаньте дети встаньте в круг!
Повторяй за мной мой друг!
Ведущий показывает разнообразные движение. Д ети повторяют это движение друг за другом, как бы передавая движения по кругу.
«Мы похожи ? »
Цель : знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Ход игры:
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что.
- Я отличаюсь от тебя тем, что.
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
«Похвали себя»
Цель: создать предпосылку для того, чтобы ребенок хотел и мог публично презентовать себя с лучшей стороны, развивать уверенность, сформировать чувство самоуважения.
Ход игры:
Сейчас мы, дети, сядем в тесный круг. Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебный клубок (мяч, игрушки). При этом каждый ребенок, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнем с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим детям и их родителям, а также другим людям».
Воспитатель проговаривает свои слова доверительной интонацией. Затем передает эстафету.
Игры социо- игрового приобщения к делу
Эти игры можно использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
«Буквы-загадки»
1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.
2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)
«Эхо»
Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)
Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты:
-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.
«Неиспорченный телефон»
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.
Варианты:
-слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово
-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.
«Летает – не летает»
Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения
(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух.
Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др
.
«Спор предлогами»
Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.
«Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе, картину и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.
Вариант: дети делятся на две команды и рисуют командой композицию – например, два треугольника, три квадрата и один прямоугольник. Когда рисунок готов, то команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, должен «по рации» объяснить, как изобразить то же самое. Потом это проделывает другой капитан.
«Составь слово»
Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.
Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.
«Пишущая машинка»
Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами
Вариант:
-изменять темп движений,
-вводить речевое сопровождение,
-передавать эстафету глазами, голосом
.
«Знаки препинания»
Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .).
Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).
«Превращение предмета» (развивает воображение)
Любой предмет (карандаш, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,) предлагается «превратить» в нечто другое. Например, дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку, стол и т.д., при этом можно выразить словом , а можно показать действием.
«Так и не так»
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильное и неправильное поведение. Карточки раздаются детям. Ведущий просит рассмотреть их и поднять картинку с «неправильным поведением». Один из детей рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Остальные дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает рассказывать как надо себя вести.
Первый вариант- просто знакомство с правилами поведения. Второй – актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций.
«Настроение»
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами.
Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки,
Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз,
легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть!
«Выбор водящего»
— варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка»
Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
«Одно и то же по-разному»
Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать.
Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка, собачка нетак как бабочка и т.д. И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т.д.
Упражнение "Мы похожи?»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что.
- Я отличаюсь от тебя тем, что.
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
«Встать «по пальцам»
Так как задание это связано с двигательной активностью, то на занятиях оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Все дети должны разбежаться на мини-группы по заданному количеству.
Во время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому педагогу, а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. (Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу). Встать «по пальцам» упражнение, в котором каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
«Разведчики» (связаться глазами с партнером)
Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или «взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.
Педагог обращается к детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
«Актеры»
Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали.
«Испорченный телефон»
Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
«Азбука городов»
Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Ребенок произносит, например, следующее: «Я поеду в Астрахань», - и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А». Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив, несообразности вносят в неѐ дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов могут идти по алфавиту, а могут быть произвольно выбранные названия городов): «Я поеду в Братск!» - и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Баранки покупать... А я поеду в Вологду. Зачем?» …Ну и так далее. Тот, кто ошибся - ответил невпопад, - платит фант или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру.
«Люблю – не люблю»
Цель: развивать навыки коммуникативного общения
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…»
«Аукцион»
Цель: активизировать речь детей, развивать умение правильно произносить звуки
Ход игры:
Дети сидят за столами и определяются со звуком. Затем «выкупают» у воспитателя карточку за правильное произнесение слова, причем произносят слово столько раз, сколько определит воспитатель. Затем составляют предложения с этими словами. Выигрывает тот, кто составит предложение, используя как можно больше выкупленных слов.
«Японская машинка»
Цель: тренировать координацию движений, связь координации с произнесением слов, умение распределять свое внимание
Ход игры:
Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина) :1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д. После того как дети начинают справляться с последовательностью движений и выполняют их ритмично и синхронно, вводится речь. (Можно называть например: Имя, отчество ребенка (мамы, папы); домашний адрес, отвечать на любой поставленный вопрос: какая бывает зима (яркая, снежная, морозная) и т. д.
Игры творческого самоутверждения
«Стихи по ролям»
Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
«Зеркало»
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,
другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.
Варианты:
воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;
-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
«Фраза с заданными словами»
Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
“Животные”
Цель: Развивать умение перевоплощаться
Ход игры:
Воспитатель предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних). Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант: играющие выбирают животных и место обитания.
«Изобрази профессию»
Цель: развивать фантазию, воображение
Ход игры:
Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети называют ряд действий,, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач
– градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)
«Волшебная верёвочка»
Цель: развивать мышление
Ход игры:
Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1, 5 – 2 м, узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами.
«Угадай-ка»
Цель: развивать творчество, актерские способности
Ход игры:
Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Одно и то же по-разному Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка, собачка не так как бабочка и т.д.
И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т. д.
Игры вольные ( на воле)
«Воробьи-вороны»
Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель
(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.
Вариант:
-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)
«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»
Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)
«Море-суша»
Очерчивается круг-«море».По команде «море» дети запрыгивают в круг, «суша»- из круга.
«Прятки»
Всем участникам завязываются глаза, и в комнате было очень тихо.Каждый игрок должен поймать одного из играющих,но убежать от остальных. Участники передвигаются очень тихо, прислушиваются к шагам,дыханию друг друга и, когда захотят,могут назвать любого игрока по имени и спросить: «Ты где?». Игрок, которого спрашивают должен обязательно ответить: «Я здесь».
«Мышеловка»
Дети делятся на две команды. Одна группа встает вкруг, держась за руки, -«мышеловка». По хлопку ведущего руки поднимают так, чтобы вторая команда –«мыши» — могла свободно вбегать и выбегать из круга. По следующему хлопку ведущего руки опускаются –«мышеловка захлопывается», и мыши стараются выбежать. Тот кого поймали, становится в общий круг-«мышеловку».
«Воробьи-вороны»
Дети делятся на две команды «вороны» «воробьи», которые становятся напротив друг друга. Та команда, которую называет ведущий, ловит другая убегает. Затем ведущий называет другую команду и команды меняются ролями.
«Море волнуется»
Ведущий отворачивается и произносит следующие слова:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри! (Фигура может быть лесная, воздушная и т.д.)
После этих слов дети принимают застывшую позу. Ведущий, подходя к каждому и рассматривая его, должен угадать кто это или что это.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
Дети делятся на группы. Дети каждой группы договариваются о том, какое действие они будут выполнять, самостоятельно продумывают и представляют сюжет, при этом все действия производят молча. Другая группа должна догадаться, что им показали. Затем группы меняются ролями.
«Быстро собери».
Цель: развивать ловкость и координацию.
Ход игры:
Мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.
Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.
«Запретный номер».
Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.
Ход игры:
Оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
«Высвобождение гнева».
Цель: освобождение от негативных эмоций.
Ход игры:
Подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли. Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.
«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»
Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)
Ритуалы окончания занятия
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Речевка
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
«Хорошие новости»
Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?».
Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мяч (или другой привлекательный предмет).
Время высказывания педагог ограничивает звуковым сигналом, (Желательно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан.)
«От сердца к сердцу»
Педагог: Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и красивыми. Давайте закончим наш день в кругу радости следующими словами:
Нежные, добрые девочки! (Воспитатель идет по внешнему кругу)
Сильные, смелые мальчики! (Обращаясь то к девочке, то к мальчику)
И встанем в круг, за руки все возьмемся (Соединяет их руки),
И радостно друг другу улыбнемся! (Дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются).
«Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек)
и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
«Прощанье»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
«Спасибо за приятное занятие»
Педагог говорит детям:
«Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит:
«Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит:
"Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».
«Тепло рук и сердец»
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
«Обниму я крепко друга»
Дети становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за совместные игры, обнимаются друг с другом.
«Очень жаль нам расставаться»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)
«Скажите доброе словечко»
Педагог: Ребята, давайте закончим наш день ритуалом: каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с радостным чувством.
«Прощаемся с разным настроением»
Для проведения упражнения используется «кубик настроений»,на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок прощается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.
Педагог: Ребята, давайте попрощаемся друг другом с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое прощание вызвало у вас приятные чувства?
«Аплодисменты по кругу»
Педагог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. 3-ий выбирает 4-го и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Подарок»
«Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
«Самый лучший сосед – мой сосед»
Дети стоят парами или в кругу и говорят: «Самый лучший сосед - мой сосед (имя)». Смотрит на своего соседа и отмечает хорошее, что есть у соседа.
« Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Я делюсь c вами»
Педагог рассказывает o хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу:
«Мы тоже! ».
Педагог: «Я делюсь c вами своим хорошим настроением !
Дети: «мы тоже! »
Педагог: «я дарю вам улыбку».
Дети: «мы тоже»
Педагог: «я радуюсь».
Дети: «мы тоже! »
Педагог: «Я прыгаю от счастья!».
Дети: «Мы тоже!»
Педагог: «Я вас люблю!».
Дети: «Мы тоже! »
Педагог: «Я вас обнимаю!».
Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? (ДA)
Приятных вам эмоций!
«Луч солнца»
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по социо-игровой технологии
Классификация и описание игр по социо-игровой технологии...
Картотека игр по социо-игровой технологии.
Картотека игр по социо-игровой технологии.Старший дошкольный возраст....
Картотека игр по социо-игровой технологии.
Игры по социо-игровой технологии...
Картотека игр по Социо-игровой технологии
Картотека игр.Социо-игровая технология.Для детей дошкольного возроста....
Картотека игр по социо-игровой технологии
Игровые задания для повышения мотивации детей к получению новых знаний...
Картотека игр по социо-игровой технологии. Старший дошкольный возраст
Картотека игр по социо-игровой технологии....
Картотека игр по социо-игровой технологии. Старший дошкольный возраст.
Картотека игр по социо-игровой технологии. Старший дошкольный возраст....