Воспитываем в детях доброту
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Астапенко Наталья Владимировна

В своей публикации хочу затронуть тему доброты и уважения детей друг к другу и к взрослым. Как воспитывать и прививать это качество нашим малышам. Что должен знать взрослый о доброте и как себя вести с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем в детях доброту.26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем в детях доброту!

Научите ребёнка делать добро!

Добро - это утверждение жизни раскрытие человеческих сил.

Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому.

                                                                      Эрик Фромм.

        

В своей публикации я хочу затронуть тему  доброты и уважения детей  друг к другу. Так как я сама педагог и работаю в детском саду уже давно, эта проблема очень остро стоит сейчас во  многих  садах и школах, в том числе и у нас, в нашей группе.        Для начала разберемся, что же такое доброта? Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.                                                                                                Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Говорят, что сейчас каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Что денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.                                                        Доброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги для детей в детский дом, улыбнуться прохожему - это тоже доброта. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее.                                                                                         Но не стоит ее путать с жалостью или необходимостью. Я для себя выбрала уникальный принцип: делай так, как хочешь, чтобы делали все окружающие. Я теперь просто задаю себе вопрос: «А если бы каждый делал так же, то как бы мы жили?». Я мечтаю проживать в настоящем, которое хочется хвалить, а не ругать, поэтому каждый раз представляю, что все жители города поступят так же. И к чему это приведет?
Идеальный мир начинается с нас самих, мы можем сохранять или даже приумножать его красоту или уничтожать ее. При этом в воспитании я никогда никого не обсуждаю и не обвиняю. Я просто говорю, что люди не умеют думать о будущем.                                Как помочь ребенку строить отношения в коллективе? Как научить взаимодействовать без конфликтов и проблем? Этими вопросами все больше задаются многие родители. Конфликтность и агрессия зачастую - это копирование поведения взрослых людей: родителей, воспитателей и учителей. Так с чего же начать? Как дать понять малышу образ доброжелательности, в мире котором нет жестокости, насилия?

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношений человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.

Доверие взрослых и постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций.

Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности в своих силах благотворно складываются на характере и организме ребёнка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребёнка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе, прекрасное, показывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются.

Ирония заключается в том, что доброта как образ жизни приносит огромную радость не только окружающим, но и нам самим. Когда мы проявляем доброту, несмотря ни на что, то сразу замечаем, как изменяется наша жизнь.

Если доброта поселилась в семье, то мы видим ее в каждом поступке мамы, папы и, в конечном итоге, в поступках ребенка. Но в настоящее время наступил кризис не только в финансовой сфере , но и в духовно-нравственной сфере. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Повреждены устои семьи:

- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи

- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования.         Последнее время сделана попытка изменить ситуацию, но слишком много воды уже утекло, слишком много времени мы потеряли, и сейчас будет очень трудно вернуться к истокам. Очень трудно будет доказать современным детям, что семья- это, в первую очередь, любовь, уважение, доброта и понимание.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Здесь могут только появиться помощники, которые вместе с семьей занимаются воспитанием и становлением ребенка и придерживаются главного правила « не навреди». В нашем случае это стал класс, где все понимают друг друга уже с полуслова, где всё делается сообща, где всегда вместе родители и дети , и их педагог. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить праздник для ребёнка несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его отпраздновать?

В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию - это одно из чувств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего воспитывать у ребёнка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание помогать, заботиться о других. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по – разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей«Тебе больно?»дети чутко реагируют на чуткое отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребёнок может заплакать, если видит, что плачет его друг. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка. Жизнь ставит перед взрослыми целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребёнку плохое? О чём он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызвать у него сочувствие к детям. Почему ребёнок должен сочувствовать тому? Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей группы поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Одно из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывается у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающим, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Поведение и деятельность ребёнка более целеустремлённы, осознанны и эмоционально насыщены, если в их основе лежат заботливое отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребёнка и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

Будьте примером!
Можно долго говорить ребенку, как делать, как себя вести, и он не всегда услышит. Но стоит лишь раз сделать, как он запомнит. Если вы решили дать понять, что такое доброта, начните с себя. Проявляйте это качество по отношению к окружающим, будьте терпимы и доброжелательны. Ребенку легче скопировать поведение, чем понять, что не нужно как-то себя вести.                                                                                                Пример должен быть искренним и постоянным. Помните, что дети отлично чувствуют фальшь, поэтому не нужно при малыше делать все, как положено, а когда его нет рядом, творить что-то обратное. Также не стоит обсуждать ситуации на работе, если в них были конфликты. А вот события, свидетелем которого стали ваши сын или дочь, стоит рассмотреть подробнее. И неважно, участвовали вы или нет. Просто объясните, почему сложилась такая ситуация, кто в этот раз повел себя не очень корректно, как лучше бы было в это время поступить. Рекомендуется так же подходить к просмотру фильмов или мультиков, обсуждая ситуации, чтобы дать понять основные принципы жизни, чтобы помочь малышу ориентироваться в современном мире. Но в процессе старайтесь никого не обвинять, просто констатируйте, что какие-то типы поведения самые хорошие, а другие тоже встречаются. Люди разные, они по-разному видят мир и свою роль в обществе. Но сейчас доброта важнее, чем все остальное.

Каждый день, воспитывая детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Малышу порой бывает сложно сказать, поступить «правильно», что называется, совершить добрый поступок. Дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Поэтому, нам взрослым, необходимо стать «эталоном доброты» для своего ребенка.

Будьте для ребенка идеальным примером доброты. Сочувствия, понимания и благородства. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле подъезда цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.

Учите своего ребенка щедрости, внушайте, что с людьми надо делиться.

Помогайте бездомным животным. Регулярно кормите их, подыщите им приют или семью. Заведите домашнего питомца, и пусть малыш ухаживает за ним.

Смотрите вместе с ребенком советские мультфильмы и сказки, в них заложена великая мудрость. Пробуйте сами сочинять сказки и не ленитесь рассказать ему перед сном.

Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится, радуется, смеется, плачет, огорчено, обиженно, удивлено, испуганно. Спросите ребенка, какое вы нарисовали солнышко. Если малыш затрудняется, помогите ему: «Это печальное солнышко», «Это веселое солнышко» и т. д. Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с помощью мимики. Малышу очень понравится это занятие и доставит много удовольствия. Гуляя в парке, произносите какую-нибудь фразу разными интонациями, предложите ребенку прочитать четверостишие «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно». Предложите малышу станцевать «бабочку», «лошадку», «кошку», «цветок», «молоток». Когда ребенок справился с первой частью задания, то пусть танцует «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз». Музыку можно использовать любую, важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Рисуйте эмоции пальцами. В продаже уже давно появились пальчиковые краски.

Слушайте музыкальные отрывки, попросите детей описать настроение музыки: веселая – грустная, бодрая – усталая, спокойная – усталая, медленная – быстрая, ясная - мрачная. Все эти упражнения не займут у родителей достаточно времени и доставят ребенку радость и, несомненно, пользу. Обсуждение книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния. Нужно ли детей учить прощать своих обидчиков? Конечно, да. Иногда родители сами не прощают тех, кто сделал им больно или предал. Эта обида и злость, находящиеся внутри нас, сказывается негативно не на наших обидчиках, а в первую очередь на нас с вами. Если вашего ребенка обидели, помогите ему сделать вывод, что есть люди, с которыми не стоит дружить и общаться.

Учите его давать сдачи, умению постоять за себя, но не допускайте, чтобы злость, месть, обида пустили корни в его душе. Уметь прощать – значит принимать людей такими, какие они есть, не застревать на своих негативных переживаниях и продолжать радоваться жизни.

Употребляйте в своей речи пословицы и поговорки о доброте.

Учите ребенка доброму отношению к пожилым людям.

Воспитывайте в детях доброту через любовь к животным, природе, учите совершать добрые дела и поступки, показывая пример.

Итак, подведем итоги. Доброта – это умение замечать других людей и понимать их потребности. Это умение ценить каждого человека. И подобно всем чертам характера любящего человека, доброта гораздо проще и сильнее, чем нам кажется.

Планомерная работа по семейному воспитанию, где во главе стоит доброта, и любовь дает следующие результаты: укрепление семей, возрождение традиций семьи, активизация духовного и культурного, педагогического сознания родителей, снятие напряженности для детей в процессе обучения в школе.

Литература:

1.Петрова Л.И Родители- особая профессия-«Феникс»;2010г-319с

2 Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. - М.: 2001. - 96 С.

3 Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С.

4.РуденкоВ.И Родители и подростки: умные отношения-«Феникс»-2012-219с

5.Слуцкий В Растим вместе: как помочь ребенку стать счастливым-«феникс»2012-364с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитываем детей добротой".

Цель: Формирование у детей, различных чувств: сопереживание, жалость, сострадание, милосердие и конечно же доброту.Советы родителям в воспитании детей1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.2. ...

Сценарий родительского собрания "Воспитываем в детях доброту"

Дети учатся всему, в том числе и нравственности, на примере родителей. Окружив ребёнка любовью и нежностью с самых первых минут жизни, став для него лучшим образцом сопереживания и сочувствия, мы дела...

«Воспитываем детей добротой».

laquo;Воспитываем детей добротой»....

Консультация "Воспитываем детей добротой"

Как воспитать доброго, отзывчивого ребёнка....

Статья .Как воспитывать в детях доброту.

Доброта - основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям....

"Воспитываем в детях доброту"

Родители  окружив ребёнка любовью и нежностью с самых первых минут жизни, становятся для него лучшим образцом сопереживания и сочувствия,   делая первый уверенный шаг на пути к де...