Картотека прогулок
картотека (старшая группа)

Ольга Николаевна Ткаченко

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК                                                               Декабрь

                                                         Прогулка№ 1

                                                Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками. Какой снег? (белый, пушистый, холодный, легкий).

Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается).

Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Художественное слово:

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

- Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

- Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит»,«По ровненькой дорожке»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развитие координации движений.

Дидактическая игра: «Один, много».

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах через линии.

Цель: учить прыгать на двух ногах через линии, развивать ловкость.

Труд: Постройки из снега.

Цель: учить трудиться сообща, дружно

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал:лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                     

                                                 Прогулка №2

                                      Наблюдение за елью (сосной)

Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: предложить найти елочку среди других деревьев.

- Чем она отличается от других деревьев?

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками.

- Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая).

Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.

Выучить загадку: Зимой и летом, одним цветом. (Ёлка.)

Художественное слово:

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит, колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады.

Хлопот веселых полон рот:

Готовим ей наряды.

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Зайцы и волк»

Цель: развитие двигательной активности, умения выполнять движения по

сигналу.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Труд: расчистить от снега дорожки.

Цель: прививать трудолюбие, учить работать лопатками.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, о правилах поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  клюшки, шайба, корм для птиц, руль, сигналы светофора.

                                                    Прогулка №3

                                        Наблюдение за птицами

          Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

          Ход наблюдения

Цели: формировать желание заботиться о зимующих птицах;  -  учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

Какое оперенье у воробья?

Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

А чем они схожи?

Чем они питаются?

Какую песенку поет воробей?

А какую сорока?

Какие особенности вы еще заметили в их  поведении?

Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им  очень холодно и они хотят есть.)

Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они  хотят есть и ждут, когда люди покормят их.)

Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармливать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

        Трудовая деятельность:

Постройка из снега столовой для птиц.

Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижные  игры:«С кочки на кочку», Палочка-выручалочка»

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

СРИ «У врача»

Ц: Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной)

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                           

                                                        Прогулка №4

Наблюдение за льдом

Цели: знакомить с природным явлением — льдом;формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.

Ход   наблюдения

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься…(Лёд)

Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда.(Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Трудовая    деятельность:   заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель:воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные   игры:«Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                   

                                                     Прогулка № 5

                                Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая   деятельность: подмести дорожки от снега                                                                     Цель: развивать трудовые навыки

Подвижные  игры«Трамваи», «Пузырь»

Цель: развивать умения выполнять движения согласно правилам игры.

Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цели: учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.

Индивидуальная работа: метание шишек на ловкость.

Цель: развивать меткость, ловкость.

СРИ Угощение»

Ц: развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Выносной  материал: лопатки, ледянки, корм для птиц.

                                           

                                                    Прогулка № 6

                                            Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Дует  грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнет,

Воет, иногда поет!

Он сильнее всех на свете.

Догадайтесь, это... ( Ветер. )

Ход наблюдения

Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

 Вопросы.

Дует ли  сегодня ветер?

Холодный он или теплый?

Как можно узнать, что дует ветер?

В какую сторону он дует?

С бугорка на бугорок

Ловко прыгал ветерок.

По дорожке он бежал,

 В сугроб весело упал.

 «Если зимой шумит лес — к оттепели». Вероятность заморозков увеличивается при ясном небе и ослаблении ветра. Усиление его мешает образованию заморозков.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек.

Цели: учить выполнять задание ,

воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Ловишки», «С кочки на кочку».

Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки.

                                                    Прогулка № 7

                                            Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомство с прородными явлениями. формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Вопросы.

Какой сегодня день солнечный или пасмурный? (как вы узнали)

Где спит солнышко?

Откуда оно поднимается?

Греет ли солнышко зимой? (Солнце светит, но совсем не греет)

Солнышко ясное,  нарядись,

Солнышко красное, покажись,

Платье алое надень, подари нам ясный день! (А. Прокофьев)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

Цели:учить доводить начатое дело до конца;воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Зайцы», «Птички и кошки».

Цели: учить играть, соблюдая правила;развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

Индивидуальная работа«Подбрось повыше».

Цели: закреплять умения  бросать мяч вверх и ловить его.

Дидактическая игра  «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                      Прогулка № 8

                                    Наблюдение за трудом дворника

Цели:продолжать знакомство с трудом дворника;формировать желание приходить на помощь окружающим;воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Что бы город был красивым.

И уютным, и любимым,

Улицы он подметает.

Мусор всякий убирает…(Дворник)

Вопросы.

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Кто убирает снег?

Чем он работает?

Кому нужен труд дворника?

Дворник (уборщик двора) — необходимая и незаменимая профессия в деле поддержания чистоты в городах. Включает в себя множество трудовых функций(чистит, подметает убирает мусор, посыпает дорожки и т.д)

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега.

Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

Подвижные   игры:  «Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                     Прогулка № 9

                          Наблюдение за зимующими птицами

Цели: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...воробей.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

 Вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Трудно ли птицам добывать корм зимой?

Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны,  голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода.

Трудовая деятельность

Сгребание снега вокруг деревьев.

Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры «Кошки и мышки»,«Бегите ко мне».

 Цели:учить быстро двигаться по сигналу воспитателя; ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить бросать снежки вдаль.

Дидактическая игра: «Сравнение предметов».

Ц: учить сравнивать предметы между собой, искать сходства и различия

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ледянки.

        

Прогулка № 10

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

Ход наблюдения

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)

Белая, узорная

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. О. Рождественская

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Метелица», «Скок-подскок».

Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами,  снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа«Кто дальше?».

Цели:учить прыгать в длину с места и с разбега;

развивать силу прыжка.

Дидактическая игра: «Закончи слово»

Ц: развивать умения делить слово на слоги.

СРИ «Скорая помощь»

Цели:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения

Выносной   материал:лопатки, корм для птиц

                                                       Прогулка № 11

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает), учить различать характерные приметы начала зимы.

Ход наблюдения:

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

- За каким месяцем идет декабрь?

- Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

- Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

- Найдите на нашем участке приметы зимы.

Дидактическая игра: «Назови форму, цвет»

Цель: согласование существительных с прилагательными.

Подвижные игры:  «Ловишки», Игра в снежки.

Цель: развивать умения действовать по сигналу, закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять прыжки через  предметы.

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал: лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                   Прогулка № 12

                                           Наблюдение за инеем

Цель: формировать представление об инее как об одном из со стояний воды.

Ход наблюдения

И не снег, и не лед,                                                                                                                       А серебром деревья уберет.  (Иней)

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем

Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры  «Бездомный заяц», «Следопыт»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Дидактическая игра  «Кто и где?»

Ц: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

СРИ «Строители»

Ц: формирование представления о профессии строителя, развитие умения развивать сюжет игры.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ведёрки, клюшка, шайба.

                                                        Прогулка № 13

Наблюдение за состоянием природы

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа  Прыжки через линию.

Ц: Развитие двигательной активности.

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Ц: формировать умение различать предметы по размеру.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, знакомство с правилами поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  мячи, руль, билетики.

                                                         Прогулка № 14

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

 Вопросы.

Что делают зимой деревья?

Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.

Цельучить заботиться о растениях.

Подвижные игры «Два мороза», «Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа «Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Дидактическая игра   «Подуй как ветер».

Ц: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

СРИ «Магазин»

Ц: развитие умения детей классифицировать предметы по общим признакам, развивать правильнее взаимоотношение детей в коллективе.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, кукла одетая по сезону.

Прогулка № 15

Наблюдение за березой зимой

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Береза)

Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

 Вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели:учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры «Кому флажок?», «Два мороза»,

Ц:  воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа «Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Дидактическая игра «Один – много» - учить различать количество предметов.

СРИ «Семья»

Ц: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Выносной материал: лопатки, кукла, одетая по сезону, лопатки.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК                                                               Декабрь

                                                         Прогулка№ 1

                                                Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками. Какой снег? (белый, пушистый, холодный, легкий).

Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается).

Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Художественное слово:

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

- Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

- Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит»,«По ровненькой дорожке»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развитие координации движений.

Дидактическая игра: «Один, много».

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах через линии.

Цель: учить прыгать на двух ногах через линии, развивать ловкость.

Труд: Постройки из снега.

Цель: учить трудиться сообща, дружно

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал:лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                     

                                                 Прогулка №2

                                      Наблюдение за елью (сосной)

Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: предложить найти елочку среди других деревьев.

- Чем она отличается от других деревьев?

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками.

- Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая).

Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.

Выучить загадку: Зимой и летом, одним цветом. (Ёлка.)

Художественное слово:

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит, колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады.

Хлопот веселых полон рот:

Готовим ей наряды.

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Зайцы и волк»

Цель: развитие двигательной активности, умения выполнять движения по

сигналу.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Труд: расчистить от снега дорожки.

Цель: прививать трудолюбие, учить работать лопатками.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, о правилах поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  клюшки, шайба, корм для птиц, руль, сигналы светофора.

                                                    Прогулка №3

                                        Наблюдение за птицами

          Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

          Ход наблюдения

Цели: формировать желание заботиться о зимующих птицах;  -  учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

Какое оперенье у воробья?

Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

А чем они схожи?

Чем они питаются?

Какую песенку поет воробей?

А какую сорока?

Какие особенности вы еще заметили в их  поведении?

Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им  очень холодно и они хотят есть.)

Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они  хотят есть и ждут, когда люди покормят их.)

Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармливать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

        Трудовая деятельность:

Постройка из снега столовой для птиц.

Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижные  игры:«С кочки на кочку», Палочка-выручалочка»

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

СРИ «У врача»

Ц: Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной)

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                           

                                                        Прогулка №4

Наблюдение за льдом

Цели: знакомить с природным явлением — льдом;формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.

Ход   наблюдения

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься…(Лёд)

Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда.(Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Трудовая    деятельность:   заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель:воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные   игры:«Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                   

                                                     Прогулка № 5

                                Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая   деятельность: подмести дорожки от снега                                                                     Цель: развивать трудовые навыки

Подвижные  игры«Трамваи», «Пузырь»

Цель: развивать умения выполнять движения согласно правилам игры.

Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цели: учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.

Индивидуальная работа: метание шишек на ловкость.

Цель: развивать меткость, ловкость.

СРИ Угощение»

Ц: развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Выносной  материал: лопатки, ледянки, корм для птиц.

                                           

                                                    Прогулка № 6

                                            Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Дует  грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнет,

Воет, иногда поет!

Он сильнее всех на свете.

Догадайтесь, это... ( Ветер. )

Ход наблюдения

Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

 Вопросы.

Дует ли  сегодня ветер?

Холодный он или теплый?

Как можно узнать, что дует ветер?

В какую сторону он дует?

С бугорка на бугорок

Ловко прыгал ветерок.

По дорожке он бежал,

 В сугроб весело упал.

 «Если зимой шумит лес — к оттепели». Вероятность заморозков увеличивается при ясном небе и ослаблении ветра. Усиление его мешает образованию заморозков.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек.

Цели: учить выполнять задание ,

воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Ловишки», «С кочки на кочку».

Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки.

                                                    Прогулка № 7

                                            Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомство с прородными явлениями. формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Вопросы.

Какой сегодня день солнечный или пасмурный? (как вы узнали)

Где спит солнышко?

Откуда оно поднимается?

Греет ли солнышко зимой? (Солнце светит, но совсем не греет)

Солнышко ясное,  нарядись,

Солнышко красное, покажись,

Платье алое надень, подари нам ясный день! (А. Прокофьев)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

Цели:учить доводить начатое дело до конца;воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Зайцы», «Птички и кошки».

Цели: учить играть, соблюдая правила;развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

Индивидуальная работа«Подбрось повыше».

Цели: закреплять умения  бросать мяч вверх и ловить его.

Дидактическая игра  «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                      Прогулка № 8

                                    Наблюдение за трудом дворника

Цели:продолжать знакомство с трудом дворника;формировать желание приходить на помощь окружающим;воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Что бы город был красивым.

И уютным, и любимым,

Улицы он подметает.

Мусор всякий убирает…(Дворник)

Вопросы.

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Кто убирает снег?

Чем он работает?

Кому нужен труд дворника?

Дворник (уборщик двора) — необходимая и незаменимая профессия в деле поддержания чистоты в городах. Включает в себя множество трудовых функций(чистит, подметает убирает мусор, посыпает дорожки и т.д)

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега.

Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

Подвижные   игры:  «Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                     Прогулка № 9

                          Наблюдение за зимующими птицами

Цели: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...воробей.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

 Вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Трудно ли птицам добывать корм зимой?

Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны,  голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода.

Трудовая деятельность

Сгребание снега вокруг деревьев.

Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры «Кошки и мышки»,«Бегите ко мне».

 Цели:учить быстро двигаться по сигналу воспитателя; ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить бросать снежки вдаль.

Дидактическая игра: «Сравнение предметов».

Ц: учить сравнивать предметы между собой, искать сходства и различия

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ледянки.

        

Прогулка № 10

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

Ход наблюдения

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)

Белая, узорная

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. О. Рождественская

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Метелица», «Скок-подскок».

Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами,  снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа«Кто дальше?».

Цели:учить прыгать в длину с места и с разбега;

развивать силу прыжка.

Дидактическая игра: «Закончи слово»

Ц: развивать умения делить слово на слоги.

СРИ «Скорая помощь»

Цели:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения

Выносной   материал:лопатки, корм для птиц

                                                       Прогулка № 11

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает), учить различать характерные приметы начала зимы.

Ход наблюдения:

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

- За каким месяцем идет декабрь?

- Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

- Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

- Найдите на нашем участке приметы зимы.

Дидактическая игра: «Назови форму, цвет»

Цель: согласование существительных с прилагательными.

Подвижные игры:  «Ловишки», Игра в снежки.

Цель: развивать умения действовать по сигналу, закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять прыжки через  предметы.

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал: лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                   Прогулка № 12

                                           Наблюдение за инеем

Цель: формировать представление об инее как об одном из со стояний воды.

Ход наблюдения

И не снег, и не лед,                                                                                                                       А серебром деревья уберет.  (Иней)

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем

Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры  «Бездомный заяц», «Следопыт»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Дидактическая игра  «Кто и где?»

Ц: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

СРИ «Строители»

Ц: формирование представления о профессии строителя, развитие умения развивать сюжет игры.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ведёрки, клюшка, шайба.

                                                        Прогулка № 13

Наблюдение за состоянием природы

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа  Прыжки через линию.

Ц: Развитие двигательной активности.

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Ц: формировать умение различать предметы по размеру.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, знакомство с правилами поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  мячи, руль, билетики.

                                                         Прогулка № 14

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

 Вопросы.

Что делают зимой деревья?

Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.

Цельучить заботиться о растениях.

Подвижные игры «Два мороза», «Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа «Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Дидактическая игра   «Подуй как ветер».

Ц: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

СРИ «Магазин»

Ц: развитие умения детей классифицировать предметы по общим признакам, развивать правильнее взаимоотношение детей в коллективе.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, кукла одетая по сезону.

Прогулка № 15

Наблюдение за березой зимой

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Береза)

Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

 Вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели:учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры «Кому флажок?», «Два мороза»,

Ц:  воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа «Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Дидактическая игра «Один – много» - учить различать количество предметов.

СРИ «Семья»

Ц: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Выносной материал: лопатки, кукла, одетая по сезону, лопатки.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК                                                               Декабрь

                                                         Прогулка№ 1

                                                Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками. Какой снег? (белый, пушистый, холодный, легкий).

Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается).

Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Художественное слово:

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

- Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

- Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит»,«По ровненькой дорожке»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развитие координации движений.

Дидактическая игра: «Один, много».

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах через линии.

Цель: учить прыгать на двух ногах через линии, развивать ловкость.

Труд: Постройки из снега.

Цель: учить трудиться сообща, дружно

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал:лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                     

                                                 Прогулка №2

                                      Наблюдение за елью (сосной)

Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: предложить найти елочку среди других деревьев.

- Чем она отличается от других деревьев?

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками.

- Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая).

Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.

Выучить загадку: Зимой и летом, одним цветом. (Ёлка.)

Художественное слово:

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит, колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады.

Хлопот веселых полон рот:

Готовим ей наряды.

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Зайцы и волк»

Цель: развитие двигательной активности, умения выполнять движения по

сигналу.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Труд: расчистить от снега дорожки.

Цель: прививать трудолюбие, учить работать лопатками.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, о правилах поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  клюшки, шайба, корм для птиц, руль, сигналы светофора.

                                                    Прогулка №3

                                        Наблюдение за птицами

          Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

          Ход наблюдения

Цели: формировать желание заботиться о зимующих птицах;  -  учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

Какое оперенье у воробья?

Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

А чем они схожи?

Чем они питаются?

Какую песенку поет воробей?

А какую сорока?

Какие особенности вы еще заметили в их  поведении?

Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им  очень холодно и они хотят есть.)

Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они  хотят есть и ждут, когда люди покормят их.)

Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармливать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

        Трудовая деятельность:

Постройка из снега столовой для птиц.

Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижные  игры:«С кочки на кочку», Палочка-выручалочка»

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

СРИ «У врача»

Ц: Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной)

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                           

                                                        Прогулка №4

Наблюдение за льдом

Цели: знакомить с природным явлением — льдом;формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.

Ход   наблюдения

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься…(Лёд)

Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда.(Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Трудовая    деятельность:   заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель:воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные   игры:«Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                   

                                                     Прогулка № 5

                                Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая   деятельность: подмести дорожки от снега                                                                     Цель: развивать трудовые навыки

Подвижные  игры«Трамваи», «Пузырь»

Цель: развивать умения выполнять движения согласно правилам игры.

Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цели: учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.

Индивидуальная работа: метание шишек на ловкость.

Цель: развивать меткость, ловкость.

СРИ Угощение»

Ц: развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Выносной  материал: лопатки, ледянки, корм для птиц.

                                           

                                                    Прогулка № 6

                                            Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Дует  грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнет,

Воет, иногда поет!

Он сильнее всех на свете.

Догадайтесь, это... ( Ветер. )

Ход наблюдения

Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

 Вопросы.

Дует ли  сегодня ветер?

Холодный он или теплый?

Как можно узнать, что дует ветер?

В какую сторону он дует?

С бугорка на бугорок

Ловко прыгал ветерок.

По дорожке он бежал,

 В сугроб весело упал.

 «Если зимой шумит лес — к оттепели». Вероятность заморозков увеличивается при ясном небе и ослаблении ветра. Усиление его мешает образованию заморозков.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек.

Цели: учить выполнять задание ,

воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Ловишки», «С кочки на кочку».

Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке.

Цель: учить выполнять задание воспитателя.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки.

                                                    Прогулка № 7

                                            Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомство с прородными явлениями. формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Вопросы.

Какой сегодня день солнечный или пасмурный? (как вы узнали)

Где спит солнышко?

Откуда оно поднимается?

Греет ли солнышко зимой? (Солнце светит, но совсем не греет)

Солнышко ясное,  нарядись,

Солнышко красное, покажись,

Платье алое надень, подари нам ясный день! (А. Прокофьев)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

Цели:учить доводить начатое дело до конца;воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Зайцы», «Птички и кошки».

Цели: учить играть, соблюдая правила;развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

Индивидуальная работа«Подбрось повыше».

Цели: закреплять умения  бросать мяч вверх и ловить его.

Дидактическая игра  «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                      Прогулка № 8

                                    Наблюдение за трудом дворника

Цели:продолжать знакомство с трудом дворника;формировать желание приходить на помощь окружающим;воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Что бы город был красивым.

И уютным, и любимым,

Улицы он подметает.

Мусор всякий убирает…(Дворник)

Вопросы.

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Кто убирает снег?

Чем он работает?

Кому нужен труд дворника?

Дворник (уборщик двора) — необходимая и незаменимая профессия в деле поддержания чистоты в городах. Включает в себя множество трудовых функций(чистит, подметает убирает мусор, посыпает дорожки и т.д)

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега.

Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

Подвижные   игры:  «Найди свое место», «Бегите ко мне».

Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: « Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному

СРИ «Мы водители»

Ц: ознакомление детей с профессией водителя.

Выносной материал: лопатки, клюшки, шайба, руль, сигналы светофора.

                                                     Прогулка № 9

                          Наблюдение за зимующими птицами

Цели: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...воробей.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

 Вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Трудно ли птицам добывать корм зимой?

Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны,  голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода.

Трудовая деятельность

Сгребание снега вокруг деревьев.

Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры «Кошки и мышки»,«Бегите ко мне».

 Цели:учить быстро двигаться по сигналу воспитателя; ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить бросать снежки вдаль.

Дидактическая игра: «Сравнение предметов».

Ц: учить сравнивать предметы между собой, искать сходства и различия

СРИ «Путешествие по городу»

Ц: развитие умения осуществлять игровой замысел.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ледянки.

        

Прогулка № 10

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

Ход наблюдения

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)

Белая, узорная

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. О. Рождественская

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры«Метелица», «Скок-подскок».

Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами,  снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа«Кто дальше?».

Цели:учить прыгать в длину с места и с разбега;

развивать силу прыжка.

Дидактическая игра: «Закончи слово»

Ц: развивать умения делить слово на слоги.

СРИ «Скорая помощь»

Цели:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения

Выносной   материал:лопатки, корм для птиц

                                                       Прогулка № 11

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает), учить различать характерные приметы начала зимы.

Ход наблюдения:

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

- За каким месяцем идет декабрь?

- Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

- Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

- Найдите на нашем участке приметы зимы.

Дидактическая игра: «Назови форму, цвет»

Цель: согласование существительных с прилагательными.

Подвижные игры:  «Ловишки», Игра в снежки.

Цель: развивать умения действовать по сигналу, закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять прыжки через  предметы.

СРИ «Детский сад»

Ц: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Выносной материал: лопатки, ледянки, клюшки, шайба, корм для птиц.

                                                   Прогулка № 12

                                           Наблюдение за инеем

Цель: формировать представление об инее как об одном из со стояний воды.

Ход наблюдения

И не снег, и не лед,                                                                                                                       А серебром деревья уберет.  (Иней)

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем

Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры  «Бездомный заяц», «Следопыт»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Дидактическая игра  «Кто и где?»

Ц: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

СРИ «Строители»

Ц: формирование представления о профессии строителя, развитие умения развивать сюжет игры.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ведёрки, клюшка, шайба.

                                                        Прогулка № 13

Наблюдение за состоянием природы

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа  Прыжки через линию.

Ц: Развитие двигательной активности.

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Ц: формировать умение различать предметы по размеру.

СРИ «Автобус»

Ц: закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, знакомство с правилами поведения в автобусе. 

Выносной материал: лопатки,  мячи, руль, билетики.

                                                         Прогулка № 14

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

 Вопросы.

Что делают зимой деревья?

Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.

Цельучить заботиться о растениях.

Подвижные игры «Два мороза», «Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа «Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Дидактическая игра   «Подуй как ветер».

Ц: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

СРИ «Магазин»

Ц: развитие умения детей классифицировать предметы по общим признакам, развивать правильнее взаимоотношение детей в коллективе.

Выносной материал: корм для птиц, лопатки, кукла одетая по сезону.

Прогулка № 15

Наблюдение за березой зимой

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Береза)

Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

 Вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели:учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры «Кому флажок?», «Два мороза»,

Ц:  воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа «Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Дидактическая игра «Один – много» - учить различать количество предметов.

СРИ «Семья»

Ц: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Выносной материал: лопатки, кукла, одетая по сезону, лопатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...