Дидактические игры своими руками
методическая разработка

Кустова Ольга Васильевна

Методическая разработка: дидактические игры своими руками.

Дидактическая игра «Крупеничка».

Воспитатель 1 категории

Кустова Ольга Васильевна.

 

Игры с крупами – отличное развивающее занятие для детей.

Они оказывают успокаивающий эффект. Игры с крупой – это важный этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно развивать мелкую моторику и мышление.

В этом очень помогают простые игры и развлечения с крупами.

Игры для детей легко организовать дома, так как все необходимые материалы есть на кухне у каждой хозяйки. В детском саду можно также организовать пространство для этого. Пока ребенок играет, он старательно держит предметы и пытается не просыпать ничего мимо – развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка. Когда он достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее, он чувствует ее форму, ее текстуру и мозг додумывает, как выглядит предмет и что это такое.

Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление, ведь рисунки на крупе – это образы, которые мозг должен додумать, чтобы понять, что на ней изображено.

Переливая жидкости и крупы, малыш задействует все свое внимание и концентрацию на предмете, старается удержать его и понимает, что каждое вещество имеет свои свойства, одни из них пересыпать легко, другие – могут пролиться мимо. Важно после таких игр ребенка включать в процесс уборки за собой. Во-первых, он понимает, как собрать крупу и воду другим способом, а во-вторых, он понимает, что сам должен прибирать последствия своих игр, а это может помочь в будущем в сборе игрушек и уборке комнаты.

Я предлагаю использовать также миски разного размера, ситечко, игрушечную посуду, мерные ложки. Необходимо выделить для игры специальное место.

Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.

Итак, дидактическая игра «КРУПЕНИЧКА»

 

Цель: знакомить с крупами, различать на ощупь, развивать мышление, память, мелкую моторику.

 

Игровой набор представляет собой набор из 5-8 пластиковых контейнеров, 
заполненных различными видами круп: 
- манная
- овсяная
- гречневая
- рисовая
- пшённая

- фасоль
для детей постарше дополнительно могут быть включены:
- перловая
- кукурузная
- ячневая и др. 
(к набору прилагаются пластиковые ложечки, ситечки)

Назначение: 
Предназначен для ознакомления детей с различными видами круп, сенсорного познания предметов и веществ, для развития мелкой моторики и детского творчества. 

Описание развивающих свойств пособия: 
Способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировке на плоскости. Активизирует фантазию, творчество. Воспитывает усидчивость.

Возрастной диапазон: адресован детям 3 -7 лет.

 

Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами круп - манная, овсяная, гречневая, пшённая, рисовая, перловая, кукурузная, ячневая;
2. Учить детей отличать одну крупу от другой визуально и на ощупь;
3. Познакомить через игру с технологией приготовления каши;
4. Развивать творческие способности детей;
5. Активизировать и обогатить словарный запас детей.

Возможности дополнительного использования: 
- рисование крупой;
- аппликация из крупы;
- дидактические игры с крупой;
- сюжетно-ролевые игры с использованием крупы.

Перечень игровых заданий или упражнений с игровым средством:
- дидактические игры и упражнения: «Составь пару» (крупа + название каши), «Определи на ощупь» (волшебные мешочки с крупой), «Золушка» (разобрать две крупы – например, рис от гречи); 

- органолептическая игра «Угадай кашу на вкус» (эту игру можно проводить каждый день за завтраком, детям предлагается съесть кашу и угадать её название, затем найти и показать контейнер с образцом соответствующей крупы).

- сюжетно-ролевые игры «Поварята», «Кукла заболела, в завтрак не поела», «Детский сад», «Магазин», «Я дежурный»;

- творческие задания «Выложи картинку» (предложить ребёнку выложить на цветном листе А4, например, любимую игрушку, зимний лес, фантазийные цветы, цыплёнка, собачку, цифры, буквы и т.д.).

 

Возможности дополнительного использования: 
- можно использовать для индивидуальных занятий по математике для закрепления ориентации на плоскости (например, «Выложи в правом верхнем углу солнышко из пшена, в левом нижнем – дерево из гречи, в левом верхнем – облачко из овсянки, в правом нижнем – домик из манки, в центре – цветок из любых круп);
- можно давать творческие домашние задания для совместного семейного творчества;

 

Список литературы:

  1. Беляева, Т. И. Картинки из крупы и семян. Пальчиковая мастерская / Т.И. Беляева. - М.: Росмэн, 2014. - 717 c.
  2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
  4. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.

 

 


 

f6fc6e1231ac5506fbc1e76634deb081-resize_crop_1Xquality_100Xallow_enlarge_0Xw_1200Xh_630

 

 

       image                           

 

 

image

                                    

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры своими руками

Данное пособие поможет воспитателю создать дидактические игры для работы с детьми к разным разделам образовательной деятельности...

Дидактическая игра своими руками "два медведя"

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов.Игровое действие: Подбор соответствующих слов, картинок.Материал: Предметные картинки.Ход игры: Дет...

Дидактическая игра своими руками "Угостим гостей чаем"

Цель игры: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.Игровой материал: чайные пакетики с изображением садовых ягод.Ход игры: Дети по указанию логопеда ...

Дидактическая игра своими руками «Собираем из частей»

Это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. С помощью этой игры ребенок научится осознавать целостность чего-либо, складывать из частей единое. Она развивает знания детей о внутренних орган...

Дидактические игры своими руками.

Развивающие тренажеры из бросового материала....

Дидактическая игра своими руками "Волшебные пуговички"

Данная работа посвещена описанию дидактической игры, какие цели она приследует, как с ней работать, и как можно изготовить....

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...