Занятие "Родина"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
“Народ, который не знает своей культуры и истории, -
презренен и легкомыслен”.
Н. В. Карамзин.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которому суждено построить новую страну, новую Россию, стоит особенно остро. Стержнем всего российского воспитания всегда был патриотизм. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. Возрождение патриотизма - шаг к истинному возрождению страны. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования. Необходимо как можно раньше пробудить в ребенке чувство любви к Родине, к своим истокам, к вековым традициям своего народа. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Патриотическое воспитание начинается с самого раннего возраста, в детском саду - это процесс основания, наследования традиционной отечественной культуры.
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия в средней группе
«Улицы Омска»
Цель: формировать у детей интерес к своей малой родине.
Задачи:
1. Познакомить с названием некоторых улиц города, названием улицы, на которой находиться детский сад;
2.Закрепить знание домашнего адреса;
3. вспомнить правила дорожного движения;
Обогащать активный словарь детей словами: тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, пешеходы, газон.
Оборудование: картина «Улицы большого города», макет улиц Омска, карта города, альбомы, краски.
Воспитатель:
Ребята! У каждого из нас есть своя малая родина. То место, где мы родились, где проходит наше детство. Где живут наши родители и друзья, где находится наш детский сад. Это наша улица, зеленый дворик с качелями, с песочницей и деревянной горкой.
- Артем, ты где родился? А ты, Соня?
- А где родился Егор, Никита?
Мы с вами родились и живем в городе Омске. Послушаем, что нам расскажет о своей малой родине Егор и Никита.
«Малая родина».
Малая родина – островок земли.
Под окном - смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
Омск – ворота Сибири,
Край хлебов и водной шири,
Ты надежда Сибири,
Нестареющий Омск.
В: Наш город Омск – очень старинный. Скоро мы будем отмечать очень крупную дату 300-летие нашего любимого города. К нам в город на празднование юбилея приедет много гостей.
- Что бы мы им рассказали? Давайте совершим прогулку по городу и познакомим наших будущих гостей с улицами нашего города.
- Вспомните, на какой улице вы живете, какой номер вашего дома, квартиры? – это ваш адрес.
- А что такое улица? Запоминайте ребята, улица – это часть территории города или небольшого поселка, расположенная между жилыми домами или кварталами, предназначена для движения автомобилей и пешеходов. Улица делиться на две части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движутся автомобили. Поэтому по тротуару ходить безопасно, а по проезжей части ходить нельзя. Как называется часть дороги по которой ходят люди?
Давайте поиграем в игру «Закончи строчку»
СВЕТОФОР
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий (светофор).
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше (не пускает.)
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в (окошко),
Светофор на этот раз
Показал зеленый (глаз)…
Подмигнул и говорит:
Ехать можно, путь (открыт)…
М. Пляцковский
- На какой улице стоит наш детский сад? (на улице Куйбышева) Эта улица названа в честь Валериана Владимировича Куйбышева - революционера. Есть в Омске улицы, название которых идет из истории. Это такие улицы, как Любинский проспект, где раньше росла роща, в которой любила гулять Любаша, жена генерал-губернатора города. Сейчас на этой улице появилась и сама Любаша – памятник в виде женщины, сидящей на скамейке.
Некоторые улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны: улица, названная именем Героя Советского Союза Николая Петровича Бударина – одна из самых бойких и оживленных, на Левобережье есть такие улицы, названные в честь Героев войны: Ф.А.Комкова, А.Д. Перелета, К.Ф. Телегина, С.Г.Фугенфирова (рассматриваются макеты улиц, карта города). Все эти улицы очень красивые по ним ездит большое количество машин. Давайте еще раз вспомним, как называется часть дороги для пешехода (тротуар), а часть, предназначенная для транспорта (проезжая часть). Что помогает пешеходам переходить через дорогу? (светофор).
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
-А теперь отвечайте словами: запрещается или разрешается. (игра по мотивам стихотворения В. Семернина «Запрещается-разрешается»)
Быть примерным пешеходом … (разрешается)
Переход при красном свете… (запрещается)
При зеленом даже детям … (разрешается.)
Ехать «зайцем», как известно… (запрещается).
Уступить старушке место… (разрешается.)
- Молодцы, ребята! А теперь давайте нарисуем улицу, которая вам знакома.
После данной работы выстраивается коллаж детских работ.
занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим
«История создания города Омска »
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города.
Задачи:
- Формирование у детей системы знаний о своей малой Родине;
- Давать детям знания об истории создания города Омска;
3. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни ;
4. Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение;
5. Пополнение словарного запаса;
6. прививать бережное, заботливое отношение к своему городу.
Материал: иллюстрация старой крепости, мостовой, портрет Ивана Бухольца, макет старинной улицы города, цветная бумага, заготовки для конструирования фонарика.