Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский).
По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Дошкольный возраст это отрезок жизни от 3 до 7 лет, который характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности к «вхождению» во взрослую жизнь. В этот период происходит активное развитие эмоциональной сферы.
Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим. В танце ребенок может, не стесняясь выразить движением все, что у него в голове, в сердце. Показать какое настроение у него в данный момент, а какое было вчера, не стесняясь передать все свои чувства, испытываемые к тому или иному человеку. В танце ребенок раскрепощается, находит путь к самому себе. В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 64.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
Кемерово 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии…………………………………………………………………….7
- Эмоции как показатель психического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………7
- Средства, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников………………………………………………………………9
- Музыкально-ритмический танец как средство стимулирования развития эмоциональной сферы детей…………………………………13
Глава 2. Анализ уровня развития эмоциональной сферы детей старшей группы……………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………………18
Приложения…………………………………………………………………….19
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии……………………………………………………………………7
2. Анализ уровня развития эмоциональной сферы детей старшей группы……………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..……17
Литература……………………………………………………………………...18
Приложение……………………………………………………………………..19
Введение
Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский).
По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Дошкольный возраст это отрезок жизни от 3 до 7 лет, который характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности к «вхождению» во взрослую жизнь. В этот период происходит активное развитие эмоциональной сферы.
Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим. В танце ребенок может, не стесняясь выразить движением все, что у него в голове, в сердце. Показать какое настроение у него в данный момент, а какое было вчера, не стесняясь передать все свои чувства, испытываемые к тому или иному человеку. В танце ребенок раскрепощается, находит путь к самому себе. В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.
Поэтому, я поставила цель исследовать, как влияет музыкально-ритмический танец на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать теоретические источники по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
- Разработка танцев способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Формированию эмоциональной сферы в большей степени способствуют различные виды искусства и художественного творчества: моделирование, лепка, изобразительное искусство, музыка и др. Однако, из всех видов искусства, «музыка нашей природе ближе всего», она обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В. М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни).
Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Известные педагогии-музыканты рекомендуют для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста знакомиться с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку. Так же они отмечают, что ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических движений и т.д.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника - это особо важный этап, который играет важную роль для общего гармоничного развития ребенка. Использование средств музыки должно занимать, по моему мнению, центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.
Глава 1. Многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии.
- Эмоции как показатель психического развития детей дошкольного возраста.
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей.
Изучением данной проблемы занимались Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка роль эмоций очень велика. У детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным. Изучение эмоциональной сферы дошкольников показало, что эмоциональное развитие современных детей задержано: многие испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Л. С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Незрелость эмоциональной сферы дошкольников говорит о потребности детей в эмоциональном воспитании, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте - развитие эмоционального контроля. Это является важнейшим и необходимым условием их успешной социальной адаптации.
По мнению Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, В. Н. Шацкой и других специалистов, мощным средством воздействия на психику и средством воспитания всесторонне развитой личности является музыка. Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность. Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.
1.2 Средства, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, то есть в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии:
• сопереживание - непосредственное воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживания с другим;
• сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека, внеситуативное разделение переживания с другим, то есть обобщенное, интеллектуализированное чувство;
•содействие (соучастие) - комплекс альтруистических актов, основанных на сопереживании и сочувствии.
В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется способность сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию.
У детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе, придают большое значение нравственным качествам сверстников. Они готовы защищать дружеские взаимоотношения, считать поступки и результаты деятельности друзей лучшими, даже вопреки справедливости.
Известно, что сама по себе эмоциональная сфера дошкольников качественно не формируется. Её необходимо развивать, используя для этого различные средства педагогического воздействия.
В педагогической работе используют различные средства эмоционального развития детей: развивающую среду, игру, музыку, танец, детское художественное творчество, художественную литературу.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что искусство, эмоционально - образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.
Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников являются музыка и танец - искусства эмоциональные по самому своему содержанию. В синтезе музыка и движение становятся средствами физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В выразительных, ритмичных движениях раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности.
Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей является детское художественное творчество, которое помогает мне решать задачи социально-культурного развития личности. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.
Известно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Л. И.Божович, А. В.Запорожец, Я. З.Неверович подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Играя, дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, радостью, восторгом и т.д.
Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования, до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, поэтому всегда стараюсь так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. Методика под таким названием была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы). Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.
Большое значение придают организации развивающей среды, как средству эмоционального развития воспитанников.
Различают эмоционально – поддерживающий компонент среды, который предполагает создание оптимальной эмоциональной атмосферы в группе. Здесь необходимо научится соотносить цели и задачи своих действий с установкой на эмоциональное развитие детей: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально – насыщенного общения ребёнка с взрослым и окружающими. При обустройстве эмоционально – настраивающего компонента учитываются цветовое решение помещения, которое должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически оформлена. Эмоционально – стабилизирующий компонент предполагает систематическое выполнение необходимых условий для организации режима дня, что способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей. Эмоционально – активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности.
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы, как средства развития эмоций у детей, освещён в методических материалах Л. П. Стрелковой. Художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Таким образом, используя для развития эмоциональной сферы различные средства педагогического воздействия, мы можем помочь в становлении гармоничной, психологически раскрепощённой, творческой личности ребёнка дошкольника.
1.3 Музыкально-ритмический танец как средство стимулирования развития эмоциональной сферы детей
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескивают" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.
Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь - это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь - это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.
Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:
следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;
определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;
обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;
в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности. Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.
Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать.
В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога, а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Работа под фонограммы музыкальных произведений даёт возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.
- Анализ уровня развития эмоциональной сферы детей старшей группы
Творчество — одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей.
Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из средств воспитания чувств является искусство, которое несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Искусство как образная модель человеческой жизнедеятельности, существующая по законам гармонии, дает возможность ребенку осуществлять освоение окружающего мира и саморазвитие по этим законам. Взаимодействующие виды искусств, формируя образ мира у ребенка, включают все стороны его психической деятельности, вызывают сильный и разнообразный эмоциональный отклик, способствуют личностному становлению. Танец помогает нам стать здоровыми, жизнерадостными, уверенными в себе, грациозными и красивыми независимо от возраста и хореографического опыта. Под веселую музыку происходит интенсивный выброс негативных эмоций в пространство, которые заменяются положительными. Наше подсознание запоминает исключительно положительные эмоции, которые потом будут сопутствовать нам долгий период времени. Танец положительно влияет на весь организм в целом. Когда мы занимаемся танцами, то улучшается состояние сердца и легких, укрепляются кости, повышается тонус мышц, вырабатывается четкая координация движений, телу придается гибкость и ловкость, появляется возможность управлять своим весом. Танец помогает обрести уверенность в себе, повысить самооценку. А все это не может не приносить радость человеку. Занятие танцами имеет массу положительных сторон, а главное, танцы — это новые ощущения и впечатления.
Литература
1 Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1986.
3. Базарова, Н.П., Мей, В.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство, 1983.
4. Бекина, С.И., Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. Музыка и движения. - М.: Просвещение, 1984.
5. Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.
6. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1976.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
8. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С.47-55.
9. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. - М., 1997.
10. Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011. - С.9-17.
11. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. Апраксин, О.А. - М.: Просвещение, 1990.
Приложение
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (разработанны Л.П. Стрелковой)
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).
ЗАДАНИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1.
Таблица 1
Ф.И. ребенка | веселый | печальный | испуганный | сердитый | удивленный | |||||
м | п | м | п | м | п | м | п | м | п | |
Ярослав | + | + | + | + | + | |||||
Валерия | + | + | + | + | ||||||
Егор | + | + | + | + | ||||||
Тоня | + | + | + | + | + | + | ||||
Валя | + | + | + | + | + | + | ||||
Соня | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Рома | + | + | + | + | + | |||||
Ваня | + | + | + | + | + | |||||
Богдан | + | + | + | + | + | + | + | |||
Алия | + | + | + | + | ||||||
Марат | + | + | + | + | + | |||||
Артём | + | + | + | + |
М— мимика, П — пантомимика.
ЗАДАНИЕ 2. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят машинку?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 2.
Ф.И. ребенка | Ответ детей | |||||||
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | 8 вопрос | |
Ярослав | интересней | удивится | вкусно | стыдно | страх | злость | радость | печаль |
Валерия | удивится | страх | ||||||
Егор | удивится | страх | ||||||
Тоня | удивится | страх | ||||||
Валя | удивится | страх | ||||||
Соня | удивится | страх | ||||||
Рома | удивится | страх | ||||||
Ваня | удивится | страх | ||||||
Богдан | удивится | страх | ||||||
Алия | удивится | страх | ||||||
Марат | удивится | страх | ||||||
Артём | удивится | страх |
ЗАДАНИЕ 3. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две - три эмоции.) Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
Учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит воспитателю. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства. В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций от увиденного. Например:
1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная -отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...
"Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".
Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...
Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....
Опыт работы по теме: «Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»
Представление опыта работы по теме "Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"...
мероприятия в доу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
в материале рассказывается о влиянии развлекательных мероприятий на развитие ребенка...
«Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».
laquo;Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в с...