Консультация для воспитателей "Что нужно знать о ПДД"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?»
По данным статистики ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей; 24 тысячи получают ранения.
Нередко причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.
Происходит это из-за элементарного незнания основ Правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых к поведению детей.
Наиболее частыми видами нарушений детьми ПДД являются:
• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40% ;
• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30% ;
• Неподчинение сигналам светофора10-15%
• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара-5-10% ;
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. (2)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
типичные ошибки при обучении ПДД. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как детям так и взрослым. И правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми – объяснить ПДД ребенку доступно. Поэтому при выборе формы обучения главное - донести до детей смысл, не исказив содержания. При обучении детей ПДД многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. На что нам с вами надо обращать внимание в первую очередь. С помощью чего мы доносим детям информацию.
Благодаря речи окружающих ребенок узнает названия вещей, действий, явлений, людей. И использует её как образец, что бы выразить языковыми средствами свои желания, чувства, мысли. Речь окружающих развивает у дошкольника слуховое внимание, формирует фонематический слух, звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Воспитатель, постоянно находясь в контакте с детьми, является основным источником, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Формируя знания детей посредством речевого общения, воспитателю необходимо самому хорошо владеть культурой речи.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда представляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще всего обращено не на форму речи (как сказать правильно, а на ее содержание (что сказать). Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Полезно записывать на магнитофон свои занятия, с тем, что бы во время обратить внимание на звуковую сторону речи, использование лексических средств, грамматического оформления.
При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги нередко и сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.
1неправильное использование интонационных средств (силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии)
недопустимая торопливость речи, так же и ее монотонность
Ускоренный темп речи взрослого. Ребёнком речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи.
2Употребление не существующих терминов и понятий или использование одних вместо других. Говори правильно
неправильно Правильно
Машина Транспортное средство – автобус, автомобиль
Дорога Проезжая часть
Шофер Водитель
Пешеходная дорожка Пешеходный переход
«свет» или «цвет» светофора Сигнал светофора
Красный-стой
Желтый-приготовься
Зеленый -иди Красный, желтый – стой,
Зеленый – убедись в безопасности и иди.
Но не следует забывать, что доступность, понятность речи достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов (необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности).
Загромождение речи воспитателя непонятными словами, сложными образами, длинными фразами.
Употребление длинных фраз из сложноподчиненных предложений. Речь лучше воспринимается детьми, если состоит из коротких фраз (в том числе и сложноподчиненные предложения)
в разговоре с детьми педагог должен употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий, а так же лишних слов - «паразитов»
Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т. д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.
3 Ошибки при подготовке речевого материала:
- Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.
4Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.
1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.
ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо. Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.
ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
3: Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».
ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.
4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги. Эта ситуация крайне опасна.
ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.
5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома. ПРАВИЛО: выходя (не выбегая) из подъезда, будь внимателен
и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадка.
6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).
СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.
— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП, использование стихов о животных. Наряду с этим приводите им примеры и из реальной жизни.
При обучении детей правилам дорожного движения нужно учитывать возрастные психологические и физиологические особенности.
• Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.
• Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная.
• Маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей.
• Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться
Чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность, каждый воспитатель, прежде всего сам должен хорошо знать правила дорожного движения. (3)
Вспомним некоторые из них:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по левому краю проезжей части, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети». (4-12)
Содержание воспитательной и образовательной работы по ПДД должно соответствовать возрастным требованиям.
С детьми 3-4 лет воспитатель ведёт работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, характерными для нашей местности, их названием.
Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Обращают внимание детей на части автомашины и грузовой машины. Детям дают первоначальные представления о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о сигналах светофора. (13)
Представления, полученные детьми на занятиях, постепенно закрепляются и расширяются воспитателем при каждом удобном случае. Этому способствует развивающая среда группы, где обязательно представлен макет улицы с тротуаром, проезжей частью, светофором, должны быть в наличии рули, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм «Мы-пешеходы», «Собери машину», «Светофор».
Воспитатель подбирает книги, соответствующие данному возрасту, для чтения в детском саду и дома. Вашему вниманию предлагается примерный список литературы для чтения детям 3-4 лет.
Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. (14)
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по формированию знаний об общественном транспорте, о назначении грузового транспорта.
Дети получают представления о таких понятиях, как: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
Детей знакомят с дорожными знаками: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
Воспитатель рассказывает детям о назначении желтого сигнала светофора, объясняет правила перехода улицы пешеходом, закрепляет правила поведения в общественном транспорте.
Обогащению опыта детей, закреплению их представлений о транспорте способствуют наблюдения, которые проводятся на целевых прогулках. (15)
Развивающая среда группы пополняется дополнительным материалом и оборудованием в соответствии с возрастными требованиями.
На макете появляется: перекрёсток, зебра, островок безопасности, необходимо наличие крупных и мелких дорожных знаков, картинок на классификацию видов транспорта.
Соответственно возрасту подбирается художественная литература. (16)
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
Детей знакомят с запрещающими и предписывающими знаками, с работой регулировщика, формируют умения свободно ориентироваться на дороге, закрепляют правила поведения в общественном транспорте. (17)
Соответственно, на макете улицы появляются разные виды перекрёстков, запрещающие и предписывающие знаки.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Как и в предыдущих группах, большое значение отводится чтению произведений художественной литературы. (18)
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяют знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- в местах, где есть подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходы должны пользоваться только ими;
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора или при разрешающем жесте регулировщика;
- ожидать автобус, троллейбус следует на остановках;
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми.
Развивающая среда подготовительной группы отличается многообразием книг по заданной тематике, дидактических игр, тематических альбомов.
Следует помнить, что одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице является пример родителей.
Поэтому воспитатели систематически ведут работу с родителями по ПДД. Форма работы может быть разнообразной.
Это: анкетирование, беседы, консультации, собрания, «Круглые столы», совместные с детьми праздники и мероприятия. (19)
Помощь и рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД вы найдёте в изданиях методической литературы по данной тематике, таких как:
1. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»,
2. Н. А. Извекова «Занятия по правилам дорожного движения»,
3. В. Е. Рублях «Правила дорожного движения»,
4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,
5. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-6 лет. (20)
Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь желаемых результатов, и тогда дети будут чувствовать себя на дороге в безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках?"
Консультация предназначена для родителей детей, имеющих нарушения данной группы звуков. В консультации раскрываются механизмы образования шипящих звуков, виды нарушений, а также приведён комплекс спец...
Консультация "Зачем детям нужно знать историю своей семьи"
консультация для родителей...
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
Консультация "Правила дорожные - нужно знать и выполнять!"
Консультация "Правила дорожные - нужно знать и выполнять!"...
Консультация "Зачем детям нужно знать историю семьи"
Семья - один из основных институтов социализации человека. Именно в семье происходит формирование личности в целом...
Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...
Консультация для родителей «Что нужно знать, и что нужно рассказать своим детям о ПДД»
Консультация для родителей....