Готовность ребенка к школьному обучению
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Готовность к школьному обучению – что это такое?
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?
По какой программе обучать ребенка?
Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?
Как подготовить ребенка к школе?
Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»
Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:
- вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
- к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
- в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
- развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.
Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую
роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение
концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая
социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит
к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое
положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической
подготовки.
В школе у ребенка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В
сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него
определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов
к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш
будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на
замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно родители должны мотивировать его.
Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе.
Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно
поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними
справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о
своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к
сознанию малыша, но и к его чувствам. Нужно, чтобы у ребенка было желание
учиться: писать, читать, считать, решать задачи.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей. Необходима, во-первых,
сумма навыков, то есть способность к обучению, и, во-вторых, определенный объем
знаний.
Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи
между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой
моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами.
Будущий первоклассник обязан иметь определенный кругозор: знать свой адрес,
название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место
работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать
последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды
деревьев, цветов и животных.
Можно условно выделить три основные задачи, стоящие перед будущим
первоклассником. Он должен:
1) знать о жизни своей семьи;
2) обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею
пользоваться;
3) уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные
мысли.
Ребенок должен не только обладать определенной суммой знаний и использовать
их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. Нужно уметь находить
сходство и различие предметов или явлений, выделять главное.
Важно умение правильно говорить, составлять предложения, четко формулировать
мысли. Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что
он делал вчера, о прочитанной книге. Конечно, от него не требуется пространного
рассказа с эпитетами и причастными оборотами. Но грамотно составить
односложные предложения без слов-паразитов он уже в состоянии. При этом малыш
должен выделять в рассказе главное и второстепенное.
Сенсорное развитие дошкольника предполагает способность исследования
предметов, определения их геометрической формы.
В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение
концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы, а также переключаться
с одного вида деятельности на другой.
Дайте ребенку задание и проследите, сможет ли он не отвлекаться от дела в
течение 10-15 минут. Учтите: задание должно соответствовать уровню знаний
малыша и быть ему интересно, то есть необходима увлекательная игра, тогда у
ребенка будет стимул.
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать
свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется
разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на
вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не
выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь
в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда
хотели.
Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает
ее. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Родителям необходимо
везде обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не
размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно
поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители
должны постоянно объяснять малышу, если он сам не понимает. Ребенок должен
научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.
Социальная готовность
В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе
адекватно. Это означает:
1) способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
2) умение адекватно реагировать на замечания учителей;
3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Ребенок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и
«должен». Без этого невозможен процесс обучения.
Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки
на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал
школьные принадлежности в портфель и т.д.
Незрелый в социальном плане ребенок еще до школы обратит на себя внимание.
Он не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (будет пугаться вопросов
или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно
корректировать поведение ребенка. Конечно, крики и обвинения только повредят.
Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе.
Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо, показать
ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем
маленькие, которые не могут поделить игрушки.
Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.
ВНИМАНИЕ!
Ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную
подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как
духовного и интеллектуального, так и физического, психического и
социального. Поэтому родители должны общаться с малышом, играть с ним и
учить его жизни собственным примером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Родительское собрание...
«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...
Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...