Готовность ребенка к школьному обучению
консультация (подготовительная группа)

Неволько Марина Сергеевна

Что важно знать родителям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx78.16 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению – что это такое?

Картинки по запросу "готовность к школе"

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

 Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую

роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение

концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая

социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит

к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое

положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической

подготовки.

 В школе у ребенка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В

сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него

определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов

к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш

будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на

замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.

 Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно родители должны мотивировать его.

Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе.

Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно

поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними

справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о

своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к

сознанию малыша, но и к его чувствам. Нужно, чтобы у ребенка было желание

учиться: писать, читать, считать, решать задачи.

Интеллектуальная готовность

 Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей. Необходима, во-первых,

сумма навыков, то есть способность к обучению, и, во-вторых, определенный объем

знаний.

 Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи

между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой

моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами.

 Будущий первоклассник обязан иметь определенный кругозор: знать свой адрес,

название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место

работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать

последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды

деревьев, цветов и животных.

 Можно условно выделить три основные задачи, стоящие перед будущим

первоклассником. Он должен:

1) знать о жизни своей семьи;

2) обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею

пользоваться;

3) уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные

мысли.

 Ребенок должен не только обладать определенной суммой знаний и использовать

их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. Нужно уметь находить

сходство и различие предметов или явлений, выделять главное.

 Важно умение правильно говорить, составлять предложения, четко формулировать

мысли. Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что

он делал вчера, о прочитанной книге. Конечно, от него не требуется пространного

рассказа с эпитетами и причастными оборотами. Но грамотно составить

односложные предложения без слов-паразитов он уже в состоянии. При этом малыш

должен выделять в рассказе главное и второстепенное.

 Сенсорное развитие дошкольника предполагает способность исследования

предметов, определения их геометрической формы.

 В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение

концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы, а также переключаться

с одного вида деятельности на другой.

 Дайте ребенку задание и проследите, сможет ли он не отвлекаться от дела в

течение 10-15 минут. Учтите: задание должно соответствовать уровню знаний

малыша и быть ему интересно, то есть необходима увлекательная игра, тогда у

ребенка будет стимул.

Эмоциональная готовность

 Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать

свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется

разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на

вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не

выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь

в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда

хотели.

 Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает

ее. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Родителям необходимо

везде обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не

размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно

поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители

должны постоянно объяснять малышу, если он сам не понимает. Ребенок должен

научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.

Социальная готовность

 В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе

адекватно. Это означает:

 1) способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;

 2) умение адекватно реагировать на замечания учителей;

 3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.

 Ребенок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и

«должен». Без этого невозможен процесс обучения.

 Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки

на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал

школьные принадлежности в портфель и т.д.

 Незрелый в социальном плане ребенок еще до школы обратит на себя внимание.

Он не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (будет пугаться вопросов

или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно

корректировать поведение ребенка. Конечно, крики и обвинения только повредят.

Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе.

Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо, показать

ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем

маленькие, которые не могут поделить игрушки.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

ВНИМАНИЕ!

Ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную

подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как

духовного и интеллектуального, так и физического, психического и

социального. Поэтому родители должны общаться с малышом, играть с ним и

учить его жизни собственным примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.

С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...