Тренинг для педагогов
тест

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ТРЕНИНГ  «ОЦЕНКА  УРОВНЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ   ПЕДАГОГА  С  РОДИТЕЛЯМИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов114.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г.Пикалево

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ТРЕНИНГ  

«ОЦЕНКА  УРОВНЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ   ПЕДАГОГА  С  РОДИТЕЛЯМИ»

https://pp.userapi.com/c845021/v845021574/14f1c2/y10BDJdKTKI.jpg

                                                                                     Выполнила: Ерошенкова О.Ф.

2020

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями; повышать уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах общения и взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи: актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; содействовать повышению уверенности в себе; упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями; познакомить с приемами бесконфликтного общения и взаимодействия.

- Уважаемые коллеги! Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в организации общения педагога с родителями воспитанников? Конечно, воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.  Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по- другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями. Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают

сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь  с родителями, нужно  помнить , что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент

Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии! Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные , усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка. Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой же. ", "У меня тоже самое». Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели, знали.). Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

- Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест и оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

  1. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

  1. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

  1. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  1. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  1. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  1. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

  1. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

  1. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  1. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

  1. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

3032 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

 -  Уровень вашей  коммуникабельности мы определили и хочется сделать небольшой вывод, как правильно вести беседу.

! Слушать внимательно и доверительно

! Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.

! Дать возможность собеседнику высказаться.  Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

! Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

 -  Дайте собеседнику возможность выговориться

 - Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений   («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)

 - Резюмируйте наиболее важные высказывания

 - Не прерывайте собеседника

 - Не противоречьте

 - Задавайте вопросы

- А теперь, уважаемые коллеги, определим стиль вашего общения с родителями.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, — 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени — 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, — 2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением — 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями — научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка — в большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями — показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего — это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты — не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47—43 балла — умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42—38 баллов — умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

- Спасибо. Разрешите вам оставить буклеты «Памятка педагогу при общении с родителями»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...