«Роль образа Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
статья (старшая группа)

Привалова Елена Борисовна

Для того чтобы помочь ребенку понять и осознать, что такое история и культура родной страны, чувство ответственности перед обществом и патриотизм, программой ДОУ рекомендуется проводить патриотическое воспитание поэтапно от близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному – город, страна, история страны. Заниматься патриотическим воспитанием нужно постоянно, комплексно, придерживаясь выбранной концепции на протяжении всего дошкольного возраста.

Занимаясь вопросом патриотического воспитания дошкольников, мы решили с помощью проектной деятельности познакомить детей старшего возраста с историей древней Руси, начиная с времен Александра Невского, формируя тем самым гордость за свою Родину, за народ и за свою принадлежность к этому народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привалова Елена Борисовна

воспитатель дошкольного отделения

 №3 МАОУ «Гимназия г. Троицка»

«Роль образа Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

В настоящее время на государственном уровне принимаются решительные меры к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил вопросы повышения и укрепления престижа российской государственности, вооруженных сил и воспитания чувства патриотизма в молодых гражданах страны в приоритетные задачи национальной политики государства.

Маленькому ребенку сложно разобраться в вопросах исторического, социального или политического характера. Детям нужна наглядность, конкретные примеры, которые являются залогом понимания.

Для того чтобы помочь ребенку понять и осознать, что такое история и культура родной страны, чувство ответственности перед обществом и патриотизм, программой ДОУ рекомендуется проводить патриотическое воспитание поэтапно от близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному – город, страна, история страны. Заниматься патриотическим воспитанием нужно постоянно, комплексно, придерживаясь выбранной концепции на протяжении всего дошкольного возраста.

Занимаясь вопросом патриотического воспитания дошкольников, мы решили с помощью проектной деятельности познакомить детей старшего возраста с историей древней Руси, начиная с времен Александра Невского, формируя тем самым гордость за свою Родину, за народ и за свою принадлежность к этому народу. 

С детьми старшей группы был проведен краткосрочный проект «Роль образа Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников», он стал первым этапом долгосрочного проекта «Милая светоносная Русь, Родина моя!», который рассчитан на два года.  

Почему выбрали именно Александра Невского? Это воин, не проигравший за свою жизнь ни одного сражения. Он смог пойти на жертвы ради достижения великой цели – единение Руси как государства.  Александр — это пример мужества и служения Отечеству, пример человечности и миролюбия, образ построения межнациональных и межрегиональных отношений среди народов и конфессий России.

И, наверное, главной притягательностью в нашем выборе данного героя для детей является посвящение Александра в воины будучи маленьким ребенком. На примере жизни великого князя мы воспитываем у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек — уважение к мальчикам как к будущим защитникам.

На мотивационно-ориентированном этапе мы вызвали у детей интерес к личности Александра Невского.  Ребятам был задан вопрос, хотят ли они узнать о мальчике, который уже в четыре года прошел обряд посвящения в воины, в возрасте восьми лет, вместе со старшим десятилетним братом, был посажен отцом на княжение в Новгороде. А в шестнадцать лет уже принимал полноправное участие в сражениях и руководил войском, и в своей жизни не проиграл ни одного сражения. Через несколько дней дети стали спрашивать: «Когда вы нам расскажете о маленьком воине?»

 Подготовительный этап. С помощью городской библиотеки мы оформили в группе интересный книжный уголок. Рассматривание иллюстраций и книг об исторических событиях, чтение былин вызывали в детях живой интерес.

           На данном этапе проводились беседы об истории, «корнях». Целью которых являлось разъяснение детям того, что когда-то давно жили не просто какие-то люди, а именно их родные люди – бабушки, прабабушки, бабушки их прабабушек.

Для начала мы выяснили, знают ли дети о «корнях». На вопрос, есть ли «корни» у человека, ответили отрицательно. Тогда воспитатель нарисовала дерево с человеческим лицом и сказала: «Давайте представим, что это я. Ребята, если я появилась на свет, значит у меня есть мама и папа.  А моя мама как появилась? А папа? Значит и у каждого из них были мама и папа, и таким образом получаются длинные цепочки. Вот это и есть мои «корни»!»

       Сначала в глазах детей было полное непонимание, потом они оживились и с интересом начали обсуждать, рассказывать о своих родителях, о дедушках и бабушках. И мы решили нарисовать для каждого свое дерево.

               

Работа с родителями. Тема патриотического воспитания не вызвала особого интереса со стороны родителей. Больше внимания к этой теме проявили бабушки, они радовались, рассказывали, какими героями увлекаются их внуки, делились их успехами.

Мы рассказали родителям, чем будем заниматься, пояснили цель наших занятий. Попросили посмотреть с детьми фильм «Александр Невский» и мультфильм «Лебеди Непрядвы» режиссера Романа Давыдова, 1980 год.

Основной этап. На этом этапе было проведено занятие «Наши предки славяне». Мы рассказали о славянах, первых жителях тех земель, где сейчас находится наша страна, о наших предках и посмотрели видеоролик «История России для детей». Дети с удовольствием узнавали о своих дальних предках, о их жизни и подвигах. Эти добрые и отважные люди вызвали у детей радость и гордость.

Далее на основном этапе проекта провели занятие «Александр Невский – защитник Руси!», посмотрели презентацию про жизнь великого князя Александра и провели беседу с детьми о его подвигах. Таким образом мы смогли показать детям величие и героизм Александра Невского.

 После знакомства с подвигами этого героя, мы прочитали книгу Валентины Серовой «Невский. Главная битва». В данной книге повествуется история маленького мальчика, который также испытывал страхи, как и обычный дошкольник, но преодолев все, стал героем.

Провели детям экскурсию в русскую избу, которая находится в холле нашего детского сада. Здесь мы смогли наглядно познакомить детей с предметами быта наших предков.

       

Также на основном этапе мы провели несколько сюжетно-ролевых игр.

 Игра «Круглый стол, совет князей». Игровая проблемная ситуация: ребенок владеет отдельным княжеством и на совете князей дети пытаются договориться о каком-нибудь событии.  Дети общаются и понимают, что договориться сложно, так как каждый настаивает на своем. Тут на помощь приходит воспитатель (Александр) и берет на себя решение проблемы, объединяя всех вместе.

Игра «Завоевание мелких княжеств врагами». Игровая проблемная ситуация: князья мирно живут в своих владениях, но нападают враги и по одиночке каждого захватывают в плен. Но когда все княжества объединяются под знамена Александра, то вместе легко дают отпор врагам.

После игр дети прослушали притчу о венике. И провели эксперимент с веточками: одна легко ломается, а связанные вместе сломать невозможно. Таким образом дети признали, что вместе они сила!

 Провели с детьми беседу о нравственных качествах рыцаря, составили «Рыцарский кодекс чести». А на «вечернем круге» обсудили, кто же из наших мальчиков обладает рыцарскими качествами. Все единогласно решили, что соответствует нашему «Рыцарскому кодексу» только один мальчик.

Творческая деятельность. Показали детям видеоролик о гербах Древней Руси. Предложили детям нарисовать герб своей семьи.

Для просмотра также была представлена презентация «Оружие рыцаря в Древней Руси», а после дети выполнили коллаж – аппликацию «Одень рыцаря», раскрасили картинки рыцарей, слепили из пластилина воинов. За время проекта мы познакомили детей с русскими пословицами и поговорками, провели викторину: «Древняя Русь».

Эффект неожиданности. Мы пригласили детей к музыкальному залу, и на входе их встречал настоящий рыцарь. Когда дети расселись по местам, рыцарь вызвал мальчика, выбранного группой, для посвящения его в воина-рыцаря.  На маленького героя надели кольчугу, плащ и шлем рыцаря и вручили меч. Рыцарь объявил, что остальные мальчишки тоже станут воинами-рыцарями, только надо приложить усилия, развивая в себе рыцарские качества.

                            

По итогам проекта дети не только познакомились с жизнью своих предков, узнали о верности своему Отечеству, патриотизме, воинах и их оружии, но также увидели, каким великим героем был князь Александр Невский.  У детей появилась гордость за Россию, желание быть полезным своей Родине. Мальчики теперь стараются развивать в себе рыцарские качества, а девочки в этом их вдохновляют и помогают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств маленьких граждан Санкт-Пете...

тема: Образ Александра Невского в исторической памяти народа и его влияние на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Великий полководец Руси князь Александр Невский известен далеко за пределами нашей  страны. Это в первую очередь связано с его подвигами, направленными на защиту Родины, отстаивание её интересов....

Образ Александра Невского в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

В современном мире очень важно вырастить детей, воспитывая в них патриотические чувства, духовно-нравственные качества. Образ Александра Невского как нельзя лучше помогает познакомить дошкольников с з...

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В 2021 г. Российской Федерации отмечается 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории – князя Александра Невского. Фигура князя Александра Невског...

Образ князя Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Статья посвящена проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольника и влияние образа Александра Невского на воспитание гражданского патриотизма маленьких Югорчан. В статье рассматриваются пут...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...