консультации для родителей.
консультация (старшая группа)

Макаркина Наталья Витальевна

Задание №1.  Картотека заданий по развитию высших психических функций

Память (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1. “Чудесный мешочек”

(Цель: развитие осязательной памяти.)

Сначала детям показывается содержимое мешочка и дается все потрогать, затем дети на ощупь отгадывают предметы, которые лежат в чудесном мешочке.

2. “Запомни, повтори”

(Цель: развитие слуховой памяти.)

Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

3. “Какой фигуры не стало?”

(Цель: развитие зрительной памяти и внимания.)

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют: Какой фигуры не стало.

 

 

 

Мышление (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1. “Лабиринт”(Цель: развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание). Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш. Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?

Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно.

2. “Нравится – не нравится”.

(Цель: развитие наглядно - образного мышления)

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть, оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игривая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

3. “Назови одним словом”

(Цель: развитие словесно – логического мышления)

Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

 

Речь (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1.“Зарядка для язычка” (тренировка артикуляционного аппарата)

Преподаватель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)


2."Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.


3. “Какой он?”

В этом задании дети расширяют словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).

4. “Рассказ по картинке”

Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.

 

Воображение (младшие школьники, учащиеся среднего звена)

1.“Для чего это нужно” по принципу - “Похвали предмет”

Передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.


 

2. “Игра закончи предложение”

Бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его.

3. “Игра в несколько рук” (или создание общей картины).

У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.


 

Восприятие (возрастная категория - дошкольники)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (дошкольники)

1.“Будь внимателен”

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать : если педагог правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

2.“Придумай слово”

Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

3. “Найди различия в картинках”

 ( Развитие восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрации внимания.)

 Ребенку даются 2 картинки, в которых нужно найти отличия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование (620) New

Дисциплина: Психология детей с нарушением речи, основы логопедии

Практическое задание 2, Модуль 2. Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи

Выполнил:

 слушатель Макаркина Наталья Витальевна

Преподаватель:

Горбунова Елена Викторовна

г. Москва – 2021

Задание №1.  Картотека заданий по развитию высших психических функций

Память (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1. “Чудесный мешочек”

(Цель: развитие осязательной памяти.)

Сначала детям показывается содержимое мешочка и дается все потрогать, затем дети на ощупь отгадывают предметы, которые лежат в чудесном мешочке.

2. “Запомни, повтори”

(Цель: развитие слуховой памяти.)

Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

3. “Какой фигуры не стало?” 

(Цель: развитие зрительной памяти и внимания.)

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют: Какой фигуры не стало.

Мышление (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1. “Лабиринт”(Цель: развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание). Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш. Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?

Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно.

2. “Нравится – не нравится”.

(Цель: развитие наглядно - образного мышления)

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть, оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игривая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

3. “Назови одним словом”

(Цель: развитие словесно – логического мышления)

Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

Речь (возрастная категория - дошкольники, младшие школьники)

1.“Зарядка для язычка” (тренировка артикуляционного аппарата)

Преподаватель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)


2."Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.


3. “Какой он?”

В этом задании дети расширяют словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).

4. “Рассказ по картинке”

Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.

Воображение (младшие школьники, учащиеся среднего звена)

1.“Для чего это нужно” по принципу - “Похвали предмет”

Передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.


2. “Игра закончи предложение”

Бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его.

3. “Игра в несколько рук” (или создание общей картины).

У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.


Восприятие (возрастная категория - дошкольники)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (дошкольники)

1.“Будь внимателен”

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать : если педагог правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

2.“Придумай слово”

Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

3. “Найди различия в картинках”

 ( Развитие восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрации внимания.)

 Ребенку даются 2 картинки, в которых нужно найти отличия.



Задание №2. План - конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Для детей 5-6лет с диагнозом ОНР.

Тема: «Мы сегодня не грустим, подружиться все хотим!!!!»

Цель: развивать у детей чувство дружбы, коллективизма, позитивного эмоционального фона, развитие речи.

Задачи:

  • Развивать положительное самоотношение и принятие других людей.
  • Формировать доверие к окружающим.
  • Способствовать созданию положительного эмоционального климата в группе.
  • Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Оборудование: Аудиозапись песен о дружбе, 2 игрушки, воздушные шарики по числу детей, трафареты рукавичек, карандаши.

Ход занятия

1.   Вводная часть:

1.1 Ритуал приветствия 

(Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения)

Дети встают в круг

Пальчиковая игра: “Дружба”

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять”

1.2Упражнение “Передай улыбку по кругу”

(цель: снятие напряжения, создать положительный эмоциональный климат)

Каждый по кругу улыбнется соседу.

2 Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

“Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба”.

(Совместное озвучивание слова).

“А как вы понимаете, что такое дружба?” ( Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)

“Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно”.

 - Какими бывают друзья?

- Как они поступают?

- Легко ли прожить без дружбы?

- В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

-А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.

Без беды друга не узнаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Дружным любая беда нипочем.

2.2 Упражнение рукавичка 

(Цель: формирование доверительного отношения к окружающим)

-Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись песни про дружбу).

2.3 Игра “Передай быстрее” 

(Цель: развивать чувство коллективизма.)

Дети становятся в круг, от ведущего по кругу в разные стороны передаются 2 игрушки, если обе игрушки окажутся у одного человека, он выбывает.)

2.4 Игра “Смешинки и злючки” 

(Цель: учить различать эмоции)

Дети по команде показывают весёлых и злых зверей.

Обсуждение: - Ребята, а как можно злого зверя сделать добрым, весёлым?

2.5 Упражнение “Что нам делать с этим чувством?”

(Цель: способствовать снятию чувства тревоги)

Предложить детям подумать, что их тревожит, чего они боятся. Потом этим страхом надуть воздушный шарик и лопнуть его.

Страх и тревога лопнули.

2.6 Упражнение “Волшебный сон” ( релаксация)

-Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон!

Упражнение на релаксацию выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках).

Даётся установка: “Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается “Волшебный сон”. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Всем открыть глаза и встать”.

Внимание! Наступает “Волшебный сон”.

“Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко… ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

3. Заключение (Рефлексия)

-Дети, вам понравилось наше занятие?

-Что же такое дружба?

-Какое настроение после занятия?

-Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...