консультации для родителей.
консультация (старшая группа)
Практическое задание 1
Деятельность выдающихся педагогов-дефектологов (сурдопедагогов XIX-XX веков)
Николай Михайлович Лаговский (1862–1933) является одним из выдающихся деятелей отечественной сурдопедагогики. Его работа "Обучение глухонемых устной речи" (1903), которая в дореволюционный период выдержала два издания, была настольной книгой для учителей глухих.
В 1920–1930-е гг. Η. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы но обучению взрослых глухих и методические руководства к ним, букварь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочников. Книга Η. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По принципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40–50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.
Федор Андреевич Рау (1868–1957) – выдающийся деятель в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха и речи. Большой заслугой Ф. А. Рау считается создание им первого дошкольного учреждения для глухих детей, которое было открыто в 1900 г. в Москве.
Ф. А. Рау совместно с Ф. Ф. Рау создал методику обучения глухих произношению, которая до настоящего времени служит пособием для студентов и учителей.
Вся жизнь Ф. А. Рау, учителя, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента ΑΠΙΙ СССР, была неразрывно связана с развитием советской сурдопедагогики. Он сыграл важную роль в подготовке научных и учительских кадров, создании литературы по методике обучения глухих устной речи и учебников для первоначального обучения (букварей).
Татьяна Александровна Власова (1905–1986) в многочисленных работах дала научное обоснование одной из главных проблем дефектологии – проблемы дифференцированного обучения и воспитания различных категорий аномальных детей. Ученым было показано, что по мере углубления научных исследований о природе различных нарушений развития у детей необходима и дифференциация научных отраслей дефектологии, ориентированных на разработку специальных дидактических систем и рациональное построение учебно-воспитательного процесса.
Под руководством Т. А. Власовой начали интенсивно проводиться различные педагогические, психологические, клинические, физиологические исследования детей с отклонениями в развитии. Внимание сотрудников привлекалось к таким малоизвестным, но очень важным проблемам, как дифференцированное обучение и воспитание детей с различными по степени выраженности сенсорными нарушениями и различной степенью умственной отсталости, комплексный подход к решению вопросов диагностики, изучения и обучения детей, изучение различных сторон личности аномальных детей и др. Существенная роль отводилась психологическим исследованиям глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей. Были выделены и начали изучаться новые категории детей с отклонениями в развитии – с РДА, задержкой психического развития. Была создана лаборатория, в которой исследовались дети с ДЦП.
Роза Евгеньевна Левина (1908–1989) – выдающийся исследователь детской речи, основоположник отечественной школы логопедии, авторитет в области речевой патологии.
В 1961 г. Р. Е. Левина завершила обширное исследование, которое представляет докторскую диссертацию и монографию "Нарушения письма у детей с недоразвитием речи". Нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) трактуются ею как дефекты, связанные в первую очередь с недостаточностью фонематических и морфологических обобщений, с теорией фонологического дефицита. Излагается принципиально новый подход к исправлению аграфии и алексии путем устранения отклонений речевого развития и формирования полноценных фонематических и морфологических обобщений.
Важный вклад Р. Е. Левина внесла в проблему психологического изучения неуспеваемости младших школьников. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных пробелов в подготовленности ребенка к обучению и пути их своевременного устранения; проанализировано психологическое содержание познавательной работы, которая должна быть проделана ребенком для успешной подготовки к новой ступени обучения. Специальному изучению была подвергнута специфическая неуспеваемость младших школьников по письму и чтению.
Р. Е. Левиной также удалось экспериментально доказать, что изучение связей аномального развития позволяет улавливать признаки возможных отклонений задолго до того, как они будут замечены окружающими, и соответственно предупреждать их возникновение. Она всегда подчеркивала, что раннее распознавание признаков аномалии является необходимым условием применения эффективного предупредительного воздействия.
Кирилл Георгиевич Коровин (1917–2001) по праву считается одним из основателей российской школы для слабослышащих и позднооглохших детей, создателем важнейшего направления в коррекционном обучении учащихся с частичным дефектом слуха – формирования грамматического строя языка.Совместно с выдающимся отечественным ученым-дефектологом Р. М. Боскис, которая впервые ввела в научно- практический обиход критерии дифференциации детей с недостатками слуха, К. Г. Коровин трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. Он активно участвовал в формировании сети специальных учреждений для этой категории детей в разных регионах страны. В процессе создания новых в сурдопедагогической практике школ оформлялась их структура, определялись принципы комплектования, содержание и методы обучения.
В 1960–1970-е гг. К. Г. Коровиным разрабатываются принципиально новые методические подходы к обучению слабослышащих грамоте, правописанию, изучению элементарного курса грамматики. Учитывая особое место и роль в специальном учебном процессе письменной речи, которая усваивается слабослышащими одновременно с устной и даже с некоторым опережением, ученый доказал, что неправомерно ставить обучение грамоте (чтению) в зависимость от отработки навыков произношения, и наметил новый путь обучения грамоте, позволивший в последующем создать оригинальный букварь для слабослышащих первоклассников.
К. Г. Коровиным было предложено новое решение и в методике обучения орфографии, предусматривающее в связи с особенностями речевого развития слабослышащих усвоение части орфографического материала в разных разделах программы по языку, в частности на уроках произношения. Исследования К. Г. Коровина, направленные на выяснение особенностей усвоения слабослышащими материала элементарного курса грамматики.
Определенным итогом научно-практических разработок ученого явилась монография "Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку" (1976), в которой дан глубокий анализ проблемы специального обучения языку слабослышащих детей. Это фундаментальное психолого-педагогическое исследование, опирающееся на всесторонний анализ научной литературы по проблеме языка и обобщение ранее проведенных автором исследований, является важным вкладом в сурдопедаготическую науку; оно заложило основы методики обучения слабослышащих учащихся русскому языку.
Нина Феодосьевна Слезима (1922–1996) – автор исследований, которые являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики; их результаты отражены в печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.Η. Ф. Слезину интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводила специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Результаты этого исследования обобщены в монографии "Применение технических средств в обучении глухих произношению" (1975). Ею были разработаны новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, созданы методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми.
(1928–2007) раскрыла особенности психического развития глухих детей, показала большие потенциальные возможности коррекции их познавательного развития в условиях целенаправленного педагогического процесса. Особое внимание ученым было уделено психолого-педагогическим проблемам усвоения математики глухими детьми.
Галина Лазаревна Зайцева (1934–2005) – доктор педагогических наук, профессор, выдающийся отечественный сурдопедагог посвятила всю свою жизнь делу обучения глухих детей и взрослых. Она исследовала лингвистические, психолингвистические и психолого-педагогические аспекты русского жестового языка, занималась историей и теорией сурдопедагогики. В 1988 г. ею была успешно защищена докторская диссертация "Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих".
Теоретическое обоснование и построение новой для России педагогической системы – билингвистического обучения глухих – неизменно оставалось главной темой работы Г. Л. Зайцевой. Она отстаивала право глухих говорить и обучаться на жестовом языке, быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Г. Л. Зайцева являлась экспертом Международной федерации глухих, стала инициатором создания первой в России билингвистической гимназии, при ее поддержке было организовано обучение неслышащих в педагогическом колледже и Московском педагогическом государственном университете.
Владимир Ильич Бельтюков занимался научной деятельностью в НИИ дефектологии АПН СССР. Результаты исследований, представляющих собой значительный вклад в сурдопедагогику и сурдопсихологию, обобщены В. И. Бельтюковым в монографии "Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению" (1960), отмеченной первой премией АНН СССР и защищенной в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по психологии. Перу В. И. Бельтюкова принадлежат актуальные и поныне работы "Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся" (в соавторстве с Л. В. Нейманом и Ф. Ф. Рау) (1963), "Чтение с губ фонетических элементов речи" (1967), "Чтение с губ" (1970). Эти книги имеют фундаментальное значение для разработки методов обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших зрительному восприятию устной речи; две последние монографии также удостоены премии АПН СССР. Заведуя лабораторией зрительного и тактильного восприятия речи в НИИ дефектологии АПН СССР, В. И. Бельтюков совместно с группой коллег провел серию исследований.
Современные исследователи проблем специального образования (Л. И. Аксенова, Л. П. Григорьева, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Η. М. Назарова, Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова и др.) продолжают поиск специальных педагогических технологий изучения, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydayushchiesya_pedagogi-defektologisurdopedagogi.doc | 86.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование (620) New
Дисциплина: Психология детей с нарушением слуха, основы сурдопедагогики
Практическое задание 1, Модуль 1. Теоретические основы сурдопсихологии
Выполнил:
слушатель Макаркина Наталья Витальевна
Преподаватель:
Гриднева Ольга Валериевна
г. Москва – 2021
Практическое задание 1
Деятельность выдающихся педагогов-дефектологов (сурдопедагогов XIX-XX веков)
Николай Михайлович Лаговский (1862–1933) является одним из выдающихся деятелей отечественной сурдопедагогики. Его работа "Обучение глухонемых устной речи" (1903), которая в дореволюционный период выдержала два издания, была настольной книгой для учителей глухих.
В 1920–1930-е гг. Η. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы но обучению взрослых глухих и методические руководства к ним, букварь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочников. Книга Η. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По принципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40–50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.
Федор Андреевич Рау (1868–1957) – выдающийся деятель в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха и речи. Большой заслугой Ф. А. Рау считается создание им первого дошкольного учреждения для глухих детей, которое было открыто в 1900 г. в Москве.
Ф. А. Рау совместно с Ф. Ф. Рау создал методику обучения глухих произношению, которая до настоящего времени служит пособием для студентов и учителей.
Вся жизнь Ф. А. Рау, учителя, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента ΑΠΙΙ СССР, была неразрывно связана с развитием советской сурдопедагогики. Он сыграл важную роль в подготовке научных и учительских кадров, создании литературы по методике обучения глухих устной речи и учебников для первоначального обучения (букварей).
Татьяна Александровна Власова (1905–1986) в многочисленных работах дала научное обоснование одной из главных проблем дефектологии – проблемы дифференцированного обучения и воспитания различных категорий аномальных детей. Ученым было показано, что по мере углубления научных исследований о природе различных нарушений развития у детей необходима и дифференциация научных отраслей дефектологии, ориентированных на разработку специальных дидактических систем и рациональное построение учебно-воспитательного процесса.
Под руководством Т. А. Власовой начали интенсивно проводиться различные педагогические, психологические, клинические, физиологические исследования детей с отклонениями в развитии. Внимание сотрудников привлекалось к таким малоизвестным, но очень важным проблемам, как дифференцированное обучение и воспитание детей с различными по степени выраженности сенсорными нарушениями и различной степенью умственной отсталости, комплексный подход к решению вопросов диагностики, изучения и обучения детей, изучение различных сторон личности аномальных детей и др. Существенная роль отводилась психологическим исследованиям глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей. Были выделены и начали изучаться новые категории детей с отклонениями в развитии – с РДА, задержкой психического развития. Была создана лаборатория, в которой исследовались дети с ДЦП.
Роза Евгеньевна Левина (1908–1989) – выдающийся исследователь детской речи, основоположник отечественной школы логопедии, авторитет в области речевой патологии.
В 1961 г. Р. Е. Левина завершила обширное исследование, которое представляет докторскую диссертацию и монографию "Нарушения письма у детей с недоразвитием речи". Нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) трактуются ею как дефекты, связанные в первую очередь с недостаточностью фонематических и морфологических обобщений, с теорией фонологического дефицита. Излагается принципиально новый подход к исправлению аграфии и алексии путем устранения отклонений речевого развития и формирования полноценных фонематических и морфологических обобщений.
Важный вклад Р. Е. Левина внесла в проблему психологического изучения неуспеваемости младших школьников. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных пробелов в подготовленности ребенка к обучению и пути их своевременного устранения; проанализировано психологическое содержание познавательной работы, которая должна быть проделана ребенком для успешной подготовки к новой ступени обучения. Специальному изучению была подвергнута специфическая неуспеваемость младших школьников по письму и чтению.
Р. Е. Левиной также удалось экспериментально доказать, что изучение связей аномального развития позволяет улавливать признаки возможных отклонений задолго до того, как они будут замечены окружающими, и соответственно предупреждать их возникновение. Она всегда подчеркивала, что раннее распознавание признаков аномалии является необходимым условием применения эффективного предупредительного воздействия.
Кирилл Георгиевич Коровин (1917–2001) по праву считается одним из основателей российской школы для слабослышащих и позднооглохших детей, создателем важнейшего направления в коррекционном обучении учащихся с частичным дефектом слуха – формирования грамматического строя языка.Совместно с выдающимся отечественным ученым-дефектологом Р. М. Боскис, которая впервые ввела в научно- практический обиход критерии дифференциации детей с недостатками слуха, К. Г. Коровин трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. Он активно участвовал в формировании сети специальных учреждений для этой категории детей в разных регионах страны. В процессе создания новых в сурдопедагогической практике школ оформлялась их структура, определялись принципы комплектования, содержание и методы обучения.
В 1960–1970-е гг. К. Г. Коровиным разрабатываются принципиально новые методические подходы к обучению слабослышащих грамоте, правописанию, изучению элементарного курса грамматики. Учитывая особое место и роль в специальном учебном процессе письменной речи, которая усваивается слабослышащими одновременно с устной и даже с некоторым опережением, ученый доказал, что неправомерно ставить обучение грамоте (чтению) в зависимость от отработки навыков произношения, и наметил новый путь обучения грамоте, позволивший в последующем создать оригинальный букварь для слабослышащих первоклассников.
К. Г. Коровиным было предложено новое решение и в методике обучения орфографии, предусматривающее в связи с особенностями речевого развития слабослышащих усвоение части орфографического материала в разных разделах программы по языку, в частности на уроках произношения. Исследования К. Г. Коровина, направленные на выяснение особенностей усвоения слабослышащими материала элементарного курса грамматики.
Определенным итогом научно-практических разработок ученого явилась монография "Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку" (1976), в которой дан глубокий анализ проблемы специального обучения языку слабослышащих детей. Это фундаментальное психолого-педагогическое исследование, опирающееся на всесторонний анализ научной литературы по проблеме языка и обобщение ранее проведенных автором исследований, является важным вкладом в сурдопедаготическую науку; оно заложило основы методики обучения слабослышащих учащихся русскому языку.
Нина Феодосьевна Слезима (1922–1996) – автор исследований, которые являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики; их результаты отражены в печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.Η. Ф. Слезину интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводила специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Результаты этого исследования обобщены в монографии "Применение технических средств в обучении глухих произношению" (1975). Ею были разработаны новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, созданы методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми.
(1928–2007) раскрыла особенности психического развития глухих детей, показала большие потенциальные возможности коррекции их познавательного развития в условиях целенаправленного педагогического процесса. Особое внимание ученым было уделено психолого-педагогическим проблемам усвоения математики глухими детьми.
Галина Лазаревна Зайцева (1934–2005) – доктор педагогических наук, профессор, выдающийся отечественный сурдопедагог посвятила всю свою жизнь делу обучения глухих детей и взрослых. Она исследовала лингвистические, психолингвистические и психолого-педагогические аспекты русского жестового языка, занималась историей и теорией сурдопедагогики. В 1988 г. ею была успешно защищена докторская диссертация "Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих".
Теоретическое обоснование и построение новой для России педагогической системы – билингвистического обучения глухих – неизменно оставалось главной темой работы Г. Л. Зайцевой. Она отстаивала право глухих говорить и обучаться на жестовом языке, быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Г. Л. Зайцева являлась экспертом Международной федерации глухих, стала инициатором создания первой в России билингвистической гимназии, при ее поддержке было организовано обучение неслышащих в педагогическом колледже и Московском педагогическом государственном университете.
Владимир Ильич Бельтюков занимался научной деятельностью в НИИ дефектологии АПН СССР. Результаты исследований, представляющих собой значительный вклад в сурдопедагогику и сурдопсихологию, обобщены В. И. Бельтюковым в монографии "Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению" (1960), отмеченной первой премией АНН СССР и защищенной в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по психологии. Перу В. И. Бельтюкова принадлежат актуальные и поныне работы "Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся" (в соавторстве с Л. В. Нейманом и Ф. Ф. Рау) (1963), "Чтение с губ фонетических элементов речи" (1967), "Чтение с губ" (1970). Эти книги имеют фундаментальное значение для разработки методов обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших зрительному восприятию устной речи; две последние монографии также удостоены премии АПН СССР. Заведуя лабораторией зрительного и тактильного восприятия речи в НИИ дефектологии АПН СССР, В. И. Бельтюков совместно с группой коллег провел серию исследований.
Современные исследователи проблем специального образования (Л. И. Аксенова, Л. П. Григорьева, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Η. М. Назарова, Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова и др.) продолжают поиск специальных педагогических технологий изучения, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...