Работа с родителями
консультация (средняя группа)
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью.
В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками
К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки.
Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.
Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.
. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (“Я сам”) до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.
Развитие психических процессов Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский , память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Память включается в процесс формирования личности. Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление. Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти
Восприятие В дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта.
Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях).В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали
. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Заключение Развитие личности детей дошкольного возраста включает две стороны: -ребёнок начинает понимать окружающий мир, осознавать своё место в нём; -развитие чувств и воли обеспечивает действие мотивов поведения. Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводит к появлению следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность , самосознание, детская компетентность.
Литература 1. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998 2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола , 1995 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. « Роспедагенство »; Москва 1996 5. Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. -М. Гардарики , 2000. 255с, 6. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, при участии « Юрайт », 2002.-464с.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 7 города Кызыла Р.Т.
Перспективный план работы с родителями средней группы
на 2020-2021 уч. г.
Воспитатель: Костина Е. В.
КЫЗЫЛ-2020г.
Предварительный просмотр:
«Секреты воспитания вежливого ребенка»
Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них.
От ребёнка мы, взрослые, чаще всего добиваемся послушания и при этом сами далеко не всегда бываем уравновешенными. Ребёнок
теряется под нашим напором и замыкается или озлобляется. И чтобы этого не происходило, помимо всего прочего и, прежде всего, ребёнок должен как можно чаще слышать обращённое к нему доброе, мягкое слово. Оно ему необходимо так же, как еда. Ребёнок должен слышать уважительное к нему отношение, сознавать, что он равный среди других, но и, конечно, понимать свои обязанности. Более того, взрослый, обучая ребёнка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребёнку не будет выходить
за границы дозволенного. По крайней мере, он это обязательно почувствует и, возможно, задумается о своём собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости
можно говорить о воспитании культурного поведения.
Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребёнком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребёнком, более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания.
Очень важно следить за тем, чтобы дети и в повседневной жизни активно пользовались навыками вежливого общения с окружающими. Родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребёнка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как «Спасибо» «Извините» «Здравствуйте», «До свидания».
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Для самостоятельного установления контактов ребенка с другими детьми и окружающими взрослыми необходимо особое внимание уделять воспитанию вежливости и развитию умения употреблять вежливые слова и выражения, закреплять знания детей о формулах словесной вежливости.
При общении с детьми дома не забывайте:
- Если в выходной день ребенок проснулся раньше родителей, понаблюдайте за ним, напомните о добрых приветствиях,
если он сам забыл. Если нет – обязательно похвалите;
- Обращаться с ребенком по имени, а также используя ласковые слова;
- Утром говорить «доброе утро», а вечером «спокойной ночи»;
- Высказывать просьбу со словами «пожалуйста»;
- Благодарить за помощь;
- Говорить комплименты;
- Осторожно высказывать критические замечания.
Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких:
Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер. Здравствуйте.
Очень рад вас видеть. Рад встрече с вами. Будьте здоровы.
Всего доброго. Всего хорошего. Доброй ночи. До встречи.
До свидания. Прощайте. Спокойной ночи. Счастливого пути.
Извините, пожалуйста.
Примите мои извинения. Простите, пожалуйста. Я был не прав.
Будьте добры. Пожалуйста, помогите мне. Прошу вас. Разрешите
Памятка для родителей.
Секреты воспитания вежливого ребёнка.
Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведёте себя:
Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно,
поощряете самостоятельность своего ребёнка.
- Предъявляете к детям единые требования, разногласия выясняете между собой в отсутствии ребёнка.
- Предъявляя к ребёнку, какие – то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе ещё рано».
- Не забываете говорить ребёнку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
- Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю,
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому, Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе и за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом. С.Брандт.
Почитайте детям: А.Барто «Медвежонок – невежа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д.Дриз «Добрые слова», Дж.Родари «Розовое слово «привет», В.Салоухин «Здравствуйте», Осеева «Вежливое слово» и т.д.
Желаем Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».
1. Кризис может начаться уже с 2,56 лет, а закончиться в 3,5-4.5 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Главная опасность - стоящая машина.
Почему? Да потому что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.
Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание малыша на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Машина приближается медленно. И все же - надо пропустить ее!
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль.
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
На улице умейте крепко держать ребенка за руку!
Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает.
Дети, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.
Учите детей предвидеть скрытую опасность!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...