Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
консультация
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_issledovatelskaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 90.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Китайская пословица)
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)Значение исследовательской деятельности для детей:
• Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
• Развивается речь ребенка.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
• Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".
Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....
Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"
Исследовательская деятельность в детском саду “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица Дошкольное обр...
Мастер-класс для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Среди возможных средст развития познавательной активности д...
Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию ...
Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск э...
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»
В консультации раскрыта исследовательская деятельность с детьми через экспериментирование...