мастер- класс
методическая разработка
Квест – технология- современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_mk_1.docx | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
Квест – технология- современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО
Подготовила:
Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад № 8:
Манченко Евгения Владимировна
Квест – технология современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО
ЦЕЛЬ мастер-класса: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ мастер-класса:
- Сформировать у участников мастер-класса представления о квест- технологии и ее использовании в дошкольном образовательном учреждении. Обусловить необходимость практического освоения навыков проектирования образовательной деятельности с применением представленной игровой технологии.
- Определить преимущества и особенности использования квеста в работе с детьми дошкольного возраста. Поделиться практическими наработками по особенностям планирования работы с детьми дошкольного возраста, используя данную игровую технологию.
3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
План проведения мастер-класса:
- Теоретическая часть.
- Практическая часть (просмотр занятия).
- Рефлексия
Ход мастер-класса:
1 часть.
Актуальность.
Слайд1
- Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, гости! Представляю вашему вниманию мастер класс по теме Квест – современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО
ЦЕЛЬ мастер-класса: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Слайд 2
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Интерес к игровым видам образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест -технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Слайд 3
Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их, как активны участников педагогического процесса.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного харрактера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Слайд 4
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Слайд 5
Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:
- первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
- используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
- задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского садика.
Слайд 6
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.
Слайд 7
Виды квестов
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить группы.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Слайд 8
Алгоритм создания игры:
- Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.
- Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.
- Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.
- Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры.
- Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое на-звание.
- Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).
- Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).
- Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.
- Подумайте над вариантами модификации игры.
Слайд 9
Как и любая технология квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде.
В каждом квесте обязательно должна быть цель, ведь без неё не будет мотивации, и соответственно не будет достигнута сама цель игры. Лучше всего озвучить ее в начале игры. Кроме того, необходима награда. Наградой может служить как медалька из картона, так и ручка, магнит, игрушка и т. п. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок.
Слайд 10
Используя квест технологию ребёнок:
- добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;
- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде;
- делает собственный выбор; пользуется разнообразными источниками информации.
Квест обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это , прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
2 часть. Слайд 11
Квест по правилам дорожного движения для детей старшей группы «В поисках волшебного ключа».
Ход квеста
Слайд 12
1 этап Вступление, предназначенное для привлечения интереса
Во время игры детей .
Раздаётся стук в двери. «Почтальон» приносит посылку, на посылке надпись: «Детский сад №8. Детям группы звездочки».
Открывают, осматривают. В ней коробка конверт и флэшка. Пробуют открыть коробку, не получается, закрыто на замок.
Я: Обращаю внимание на флешку. Как правило дети уже знакомы с данными носителями информации.
(Смотрят запись, на которой рассказ Незнайки.)
«Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас подарок и хотел приехать к вам в гости. Но случилось непредвиденное! Мне срочно пришлось улететь на луну. Ключ от посылки вы найдете в группе. Я его положил в конверт. Найти нужный вам конверт помогут загадки – подсказки. До встречи. Желаю удачи»
Комментарий При постановке проблемы, для того, чтобы заинтересовать детей, я использовала мотивационный прием (посылку и видеообращение от Незнайки.)
2 этап постановка цели
Спрашиваю детей что же нам нужно сделать? Как поступим? (нам нужно найти конверт с ключом)
Комментарий: При помощи проблемных вопросов подвожу детей к постановке цели – найти ключ. Общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).
Только я хотела проверить вашу готовность. Ведь нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать друг другу. Сейчас для вас устоим небольшую проверку
Вступительное слово ведущего с целью повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.
И проводится детская игра из цикла «Это я, это я это все мои друзья»
«Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.
Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами не стучите!»
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Кто бежит вперёд так скоро,
3 этап логически выстроенные задания
Воспитатель: Молодцы! Я убедилась, что вы готовы к настоящим соревнованиям и уже знакомы с правилами дорожного движения!
читаем 1 загадку – подсказку.
У него четыре ножки.
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья у него подружки. (Стол)
Воспитатель: Правильно, стол.
(Дети находят конверт, который спрятан (наклеен) на один из столов.
Для указания тайников использовала словесный игровой прием загадывание и отгадывание загадок;
Слайд 13
Задание №1
Достаем из конверта пазлы «Дорожные знаки»:
«Пешеходный переход»; «Дети»; « Велосипедная дорожка»; «Остановка автобуса или троллейбуса».
Похоже, какие-то хулиганы разрезали картинки! Что же это за картинки? Как узнать? (нужно собрать картинки из кусочков)
Коментарий : с помощью вопросов проблемно поискового характера, направляю детей на решение методических задач
Воспитатель: Ой, как интересно! Что получилось? (Знаки ДД)
А как называются эти знаки и что они обозначают? (Дети отвечают.)
Комментарий: Для этого задания я использовала практический метод, такой как – моделирование (плоскостное).
Воспитатель: Молодцы! Знаете знаки ДД, посмотрите внимательно, где же ключ? (нет ключа)
Достают из конверта загадку
С помощью вопросов поддерживаю детскую инициативу к выполнению дальнейших действий
Достаём 2 загадку
А вот и 2 загадка– подсказка.
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит. (Стул)
Воспитатель: Правильно, стул. Дети рассматривают все стулья находят, где прикреплён конверт.
(Конверт прикреплен к спинке на одном из стульев)
Слайд 14
Задание №2 достаём из конверта картинки
«Посмотреть на картинки с ситуациями на дороге и рассказать, кто правильно ведет себя на дороге, а кто нет».
(Проводиться дидактическая игра «Рассуждаем – обучаем»)
Комментарий: (Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи. Это - развитие творческих способностей, логического мышления, речевого творчества и т.д.) задача в этом задании развитие связной речи и закрепление ПДД
Дети рассказывают перекладывают сюжетные картинки к одной из них приклеена следующая подсказкам
Воспитатель: Молодцы! Читаем следующую посказку
Меня за ручку ты возьмёшь,
Услышишь, как водичка льётся,
И сразу ручки мыть пойдёшь
или возьмёшь расчёску расчесаться. (Дверь, которая ведет в умывальную комнату)
Воспитатель: Правильно, ребята.
( Находят конверт на двери, ведущей в комнату для умывания.)
Слайд 15
Задание №4.
Отгадать загадку.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело двухглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Дети: Это светофор.
Слайд 16
Воспитатель: Правильно. У нас в группе тоже есть светофор! Где он находится? ( дети отправляются к макету улицы) (использую РППС)
Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении.)
На какой сигнал светофора можно переходить улицу, на какой нельзя? (ответы детей)
Как правильно переходить улицу? (ответы детей)
А знаете ли вы как называются части улицы? А кто их сможет показать? Рассматриваем макет находим конверт посказку следующую тайнику
Комментарий: Для того, чтобы дети нашли следующую подсказку я использовала словесный метод – беседу (прием – вопросы к детям).
Воспитатель: Молодцы ребята, отлично знаете правила ДД
Ключа в конверте нет но есть ещё подсказка.
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (Часы)
Воспитатель: И это правильный ответ. (Дети находят конверт, прикрепленный на часах в группе).
Слайд 17
Задание №5. Нам нужно стать «Внимательными водителями». Эстафета.
- Ребята перед вами извилистая дорога. Вам необходимо провести машину между конусами не задев их, вернуться обратно по внешней стороне, и передать эстафету следующему участнику. На одной из машин дети находят конверт. (дети сразу не заметили конверт на машине предлагаю после эстафеты провести техосмотр транспорта)
Слайд 18
4 этап Заключение
Воспитатель: Ура, ребята, мы нашли ключ! Наконец-то мы открыли шкатулку. А вот и подарок, который для вас приготовил Незнайка (настольные игры по ПДД и сладости).
Комментарий: (В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно).
- Ребята, что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос
А сейчас мы можем поиграть в новые настольные игры, чтобы закрепить свои знания.
Слайд 19
Одним из направлений духовно нравственного воспитания является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому безопасному образу жизни, а также навыков межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания все эти задачи решаются в ходе данной ООД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...