Психо-педагогика.
учебно-методический материал
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зависимость выбора игрушки от половой принадлежности. | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Тема: Зависимость выбора игрушки от половой принадлежности.
Выполнила:
Ермолаева Елена Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………….………3
2. Условия развития личности:
- Зависимость выбора игрушки…………………………………………4
- Гендерные характеристики детской игрушки………………………..7
- Заключение……………………………………………………………..10
3.Литература……………………………………………………………….….11
Ведение
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даст основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Половая принадлежность и выбор игрушки. Игрушки выступают как опорный материал игры, помогающий развитию ее сюжета, и на их выборе также сказывается половая принадлежность детей.
В специальном эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек из четырех. Были предложены четыре подноса со следующими предметами: машина, посуда, кубики, кукла. Ребенка просили назвать все игрушки, взять два подноса с наиболее понравившимися игрушками и поиграть с ними. Все действия ребенка фиксировались. В результате выяснилось, что на четвертом году жизни у мальчиков и девочек происходит дифференциация в предпочтении игрушек. Как оказалось, машина, кубики выбирались для игры преимущественно мальчиками, а кукла и посуда - девочками.
Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки — в сфере домашнего быта.
Зависимость выбора игрушки
Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 – 3 лет пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного «загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра.
Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.
Мальчики 2,5 – 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце, «намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л. утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 – 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле про-являют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.
Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.
При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка – куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать кумушки получше иного мальчишки.
Однако по последним результатам исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем возрасте.
Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по «мальчишечьему» или «девичьему» типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.
Существует мнение, что технические игрушки интересны лишь мальчишкам. Наша задача – дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересны и мальчикам.
Говоря о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и «мальчишечьи». И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.
Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых.
В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место.
Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.
Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов. Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п.
Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует раз-вернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.
Гендерные характеристики детской игрушки
В центре внимания и интересов девочки, начиная с раннего возраста, находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления; одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника). Как отмечает Ш. Берн, "игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение"
В дошкольном возрасте, как мальчики, так и девочки любят играть в куклы. Единого мнения по этому поводу, как у специалистов, так и у родителей нет. Кукла как игрушка в современном обществе адресована девочкам. У В. Гюго мы находим прекрасные строки о высоком предназначении игрушки для малышки: "Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, - в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, лифчики и крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка - в девушку, девушка - в женщину. Первый ребенок - последняя кукла. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей"
В игре с куклой осваиваются действия по уходу за ребёнком, объектом которых в реальной жизни является сам малыш. Уже в первых обучающих играх ребёнок ориентирован на исполнение роли взрослого. Динамику этого процесса подробно описал Д.Б. Эльконин "традиционно в современном обществе эта роль предполагает воспроизведение стереотипов женского поведения. Отсюда - предпочтение женских ролей (мамы, воспитательницы, нянечки) и в обучающей демонстрации взрослых и в самостоятельных играх детей. Считается, что кукла как сюжетная игрушка предопределяет характер такой ролевой игры. Между тем известно, что в отношении к игрушке, в действиях с ней ребёнок воспроизводит стереотипы гендерного поведения, имеющего бесспорный приоритет в том или ином обществе"
На выбор, который делает сам ребенок, может влиять предрасположенность детей. Если девочки склонны к попечительской деятельности, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Если девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, то мальчик лучше понимает и больше интересуется устройством вещей. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь, мальчик же лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная или разломанная техника в "хозяйстве" мальчика, да и хозяйством собрание его игрушек назвать намного труднее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь - смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.
Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.
Заключение
Игрушка как средство психического развития имеет огромное значение. Она играет особую роль в эмоциональном и нравственном развитии ребенка. Игрушки являются теми предметами и образами, которые вызывают у ребенка разнообразные чувства, а так же придают этим чувствам смысл всей жизни.
Одним из средств, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, является игрушка. С древнейших времен игрушка служила средством стимуляции психического развития ребенка. Развивающий потенциал игрушки обусловлен конструктивностью и возрастной обоснованностью тех психологических задач, которые материализованы в ее устройстве. Психологическое "долгожительство" игрушки определяется широтой спектра возрастных задач, которые она помогает решать ребенку. Взрослый предлагает ребенку игрушку как объект для эмоционального общения. Играя с игрушкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Ребенок переживает с игрушками все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своими игрушками, он по-своему привязывается к ним, переживая, благодаря игрушкам, множество разнообразных чувств.
Литература
- Артомонова Е.В. Куклы. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 217 с.
- Афонина Е.И. Проблема игрового пространства // Психол. наука: традиции, соврем. состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф. Ин-та психол. РАН, Москва, 28-30 янв., 1997. - М.: ЦНИИ, 1997. - С.88.
- Баймуратова А.Г. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей // Психологическая наука и образование. - 2000, № 4.
- Баранова Г.В., Сиресина Н.Н., Столбун В.Д., Цалко А.А., Чедия К.О. Отношение к игрушке как онтогенетически первая модель отношения к вещам и деятельности // Зап. торжок. Психологов. - 1998, № 1. - С.247 - 274.
- Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминание о художнике. - М.: Просвещение, 1979. - 59 с.