ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Игра – это огромное светлое окно, через которое

 в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский.

Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Выдающийся врач и педагог П.Ф. Легафт любил повторять выражение «Детская игра – это не забава». Так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера». [1, с 17].

Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста.  При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности, и системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы.

 Выделенная системой дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО, является важным этапом модернизации всей образовательной системы. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным. 

Одним из этапов развития интеллектуальных способностей ребенка являются развивающие игры. Игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Перед педагогами ставиться цель: «Познакомиться с игровой технологией В.В.Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста». В первую очередь педагогами изучаются методические рекомендации к игровым технологиям В.В. Воскобовича. Создаётся развивающаяся среда для эффективного решения образовательных задач в данной технологии. Что бы вызвать интерес детей к играм Воскобовича нужно начинать приобщать с младшего дошкольного возраста. А также нужно активизировать педагогические умения родителей в интеллектуальном развитии ребёнка через знакомство их с данной технологией.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
               Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

При выполнении поставленных задач к игровой технологии В. В. Воскобовича у детей развивается познавательный интерес, желание и потребности узнать новое. Развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. У детей развивается воображение, креативность, мышление (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).  Формируется гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала, а также базисного представления (об окружающем мире, математических), речевых умений. Развивается мелкая моторика рук и все психические процессы у детей дошкольного возраста.

Для успешного решения образовательных задач все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы: Первая группа - универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.

Вторая группа - игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Третья группа - игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциями, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются к новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способна превратить обучение     в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Таким образом, развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Библиографический список:

1. Бондаренко Т.М.  «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В. Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода» 2013.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И.. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПБ, 2000.

3. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Развивающие игры Воскобовича». Сборник методических материалов . – М.: ТЦ Сфера, 2015.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никитина Галина Анатольевна

Воспитатель

1квалификационная категория

МБДОУ детский сад № 10 «Щелкунчик»

Муниципального образования г. Саяногорск

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое

 в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский.

Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Выдающийся врач и педагог П.Ф. Легафт любил повторять выражение «Детская игра – это не забава». Так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера». [1, с 17].

Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста.  При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности, и системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы.

 Выделенная системой дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО, является важным этапом модернизации всей образовательной системы. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным. 

Одним из этапов развития интеллектуальных способностей ребенка являются развивающие игры. Игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Перед педагогами ставиться цель: «Познакомиться с игровой технологией В.В.Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста». В первую очередь педагогами изучаются методические рекомендации к игровым технологиям В.В. Воскобовича. Создаётся развивающаяся среда для эффективного решения образовательных задач в данной технологии. Что бы вызвать интерес детей к играм Воскобовича нужно начинать приобщать с младшего дошкольного возраста. А также нужно активизировать педагогические умения родителей в интеллектуальном развитии ребёнка через знакомство их с данной технологией.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
        Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

При выполнении поставленных задач к игровой технологии В. В. Воскобовича у детей развивается познавательный интерес, желание и потребности узнать новое. Развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. У детей развивается воображение, креативность, мышление (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).  Формируется гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала, а также базисного представления (об окружающем мире, математических), речевых умений. Развивается мелкая моторика рук и все психические процессы у детей дошкольного возраста.

Для успешного решения образовательных задач все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы: Первая группа - универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.

Вторая группа - игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Третья группа - игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциями, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются к новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способна превратить обучение     в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Таким образом, развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Библиографический список:

1. Бондаренко Т.М.  «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В. Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода» 2013.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И.. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПБ, 2000.

3. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Развивающие игры Воскобовича». Сборник методических материалов . – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

В данной работе изложена роль различных  игр, направленных на развитие памяти, воображения, внимания у детей дошкольного возраста.  Развивающая игра - эффективное средство формирования таких...

Мастер - класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Мастер - класс для родителей средней  группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»...

Статья "Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

Игра, через которую дошкольник знакомится с окружающим миром, имеет важное, значение для интеллектуального и психического развития ребёнка....

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.В современной педагогике существует огромное количество игр, способных...

Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.М...