«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Юлия Юрьевна Петрова

основные формы организации труда детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_v_detskom_sadu_petrova.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитание должно развить в человеке 
привычку и любовь к труду; оно должно 
дать ему возможность отыскать 
для себя труд в жизни. 

К. Д. Ушинский


Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру,  формирования человека и гражданина,  интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть.
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральные государственные требования к проектированию содержания дошкольного образования в качестве самостоятельной образовательной области выделяют труд. Ведущей целью реализации трудового воспитания дошкольников выступает формирование положительного отношения к труду, первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. На 2016-2017уч. год педагогический коллектив детского определил в качестве годовой задачи формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в процессе организации проектной деятельности. Обновление содержание трудового воспитания осуществлялось с учетом нормативных ориентиров, заданных на уровне ФГОС и обновленных требований СанПиН 2.4.1.2660-15 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Содержание трудового воспитания в дошкольном возрасте разнопланово, включает формирование навыков самообслуживания, организации хозяйственно-бытового, ручного труда, организации труда в природе и прочее. В процессе интеграции образовательной области труд с другими образовательными областями, в частности, познание, социализация и безопасность, особое место в плане содержания образования приобретает решение задачи формирования представлений о труде взрослых, приобщение детей к миру современных профессий человека. Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.  Выработка системы отношений к профессиям,  идентификация себя применительно к разным  профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых. В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения формирование представлений о труде взрослых, приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется в процессе организации проектной деятельности. Выбор проектной деятельности в качестве ведущего средства активного обучения дошкольников определяется коллективом в связи с возможностью включения всех участников образовательного процесса в совместную деятельность для достижения поставленных задач.

1) развитие интереса к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей;

2) формирование представлений о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

3) формирование у детей представлений о разных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых;

4) формирование у детей способности различать свои и чужие эмоциональные состояния, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест на материале ознакомления детей с трудом взрослых;

5) развитие навыков общения с окружающими людьми и формирование способности контролировать и управлять своим поведением с учетом моральных и этических норм, заложенных в обществе.

При организации проектной деятельности большое внимание было уделено подготовительной работе, направленной на обогащение развивающей среды, реализации содержательной стороны проекта с детьми с привлечением родителей и оптимизация взаимодействия педагогов с родителями для закрепления и совершенствования достигнутых результатов в процессе организации семейного воспитания. При  обогащении предметно -развивающей среды воспитатели  осуществляли:  -  подбор методической литературы,  дидактических игр,  в которых  отрабатываются первичные представления о труде  взрослых  (профессиях, трудовых инструментах и трудовых  действиях); - подбор  наглядного  материала:  иллюстрации,  плакаты,  энциклопедии,  семейные альбомы и альбомы по профессиям; - подбор  художественной  литературы;  -  создание  условий  для  развития сюжетно – ролевой  игры;  -  создание  условий  для  трудовой  деятельности детей. Методическая работа с воспитателями была построена с целью поиска педагогических идей  построения  модели современного  познавательного мероприятия с детьми при ознакомлении с трудом взрослых. Продуктом явились выполненные макеты газеты,  посвященные профессиям.

 Основной этап проектной деятельности был ориентирован на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:

1) Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.

2) Экскурсионная деятельность,  где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В качестве основных форм организации были использованы выездные экскурсии в Планетарий и экспериментальную лабораторию, посещение библиотеки и др. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.

3) Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Так, в старшей группе, мама Зюзько Анастасии  кандидат химических наук, провела серию экспериментальных опытов с детьми, в доступной форме рассказала детям о профессии учёного, работника научной лаборатории,  мама  Листровово Степана пекарь рассказала воспитанникам группы о нелёгком труде пекаря, в подарок детям оставила свой рабочий костюм. Во время общения с инструктором по пропаганде ДПС( папа Павлова Егора) дети обратили внимание на форму инспектора, жезл – необходимый атрибут для его работы. Взрослые вовлекали детей в производимый ими трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.

 4) Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.

 5) Использование дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.

 6) Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Воспитателям необходимо было открыть интересные, увлекательные, занимательные стороны трудовой деятельности. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, с удовольствием стряпали печенье, пекли хлеб, делали мелкий ремонт игрушек, книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. В ДОУ успешно прошла акция «Плачущая игрушка»,  где каждая сломанная игрушка нашла своего хозяина и была отремонтирована.  Ребята старших групп  взяли шефство на младшими  –  играли с ними,  помогали одеваться на прогулку. Не остались без внимания пернатые друзья – к работе подключились папы и дедушки, в результате было изготовлено примерно 80 кормушек. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.

7) Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Проектная деятельность детей как раз наполняет содержанием сюжетно-ролевые игры. Игра является результатом всей проводимой работы.

8) Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В.Маяковского и др. В качестве завершающего этапа в организации проектной деятельности была организована работа с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности. Самыми продуктивными оказались совместные мероприятия с родителями – субботники, мастер-классы и тематические встречи детей с родителями. Таким образом, проектная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. В результате, работа над проектами способствовала социально-личностному развитию детей, обогатила образовательный процесс в учреждении и стимулировала личностный и профессиональный рост воспитателей, работающих над ними представлены в форме презентаций и На данном этапе работы можно говорить о положительных результатах работы и, конечно, о необходимости продолжения систематической работы в данном направлении, можно верить, что дети будут уважать труд взрослых, будут гордиться своим трудом и в будущем, при выборе профессии, ими будут руководить нравственные ценности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Статья о трудовом воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...