Психическое здоровье детей в ДОУ.
статья (подготовительная группа)

Каменская Нина Валерьевна

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье детей в ДОУ.

Каменская Нина Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №170» г. Воронеж.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Лишь в последнее время мы, практики, стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми в ДОУ может быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.

Такое наше понимание или предположение основано, во - первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во - вторых на критическом анализе и обобщении своей собственной психолого - медико- социальной деятельности; в- третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении.

Традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы зачастую боролись со следствиями, не затрагивая причин, поэтому наши усилия оказывались неэффективными. Да, наши дети с момента рождения в период пребывания в ДОУ находятся под наблюдением медицинских работников, при любых тревожных симптомах родители имеют возможность обращаться к специалистам различного профиля. Душевное же здоровье детей, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, зачастую остаются за гранью внимания и забот, как родителей, так и педагога.

Проблема психического здоровья привлекает внимание исследователей из разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается, безусловно.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Осмысливая содержательную суть комплексного обеспечения психического здоровья детей дошкольного возраста, мы почувствовали необходимость оперирования новым термином «психологическое здоровье» (введен И.В.Дубровиной).

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»- относится к личности в целом. Разграничивая сферы психического и психологического здоровья, мы разграничиваем их инструментарий, критерии определения нормы, пути и методы коррекции нарушений.

Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами.

Что же такое норма психического здоровья, на которую мы должны ориентироваться, организовывая свою работу с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик.

И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов, идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие ребенка на благо самому себе и обществу, в котором он живет.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые являются для нас основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития. Психологическое здоровье ребенка отличается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать (в идеале), причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  дошкольного возраста  через формирование  у них представления о здоровом о...