Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
методическая разработка

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metrazr_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnika.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольника

Духовность и нравственность

     Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей, но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.  Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

     По определению академика Б.Т.Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

     Нравственность представляет собой сложное  социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.

     «Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность». (В.А.Жуковский).                                                                              

     Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования. При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т.д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

      «Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников -  это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.» (Детский сад от А до Я. 2003.№3).

     

    Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании», которая включает требование интеграции личности в систему мировой и национальной культур, её содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации.  Задачи её  реализации опираются на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш.А.Амоношвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

     Преследуемые цели:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

- изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Приморского края, России;

- стремление возродить традиции семейного воспитания.

     Основные задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, ценить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

4. Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.

5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Воспитать достойного человека и будущего гражданина России.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);

- гуманистическая направленность воспитания  (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

     Принципы реализации программы:

- систематичность проведение занятий;

- взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию и др.;

- сотрудничество взрослого и ребенка;

- сотрудничество педагогов и родителей.

     

Направления работы:

 1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Структура программы:

Методы, используемые в работе:

- открытые занятия;

- предварительные беседы с детьми;

- встречи с родителями;

- чтение тематической литературы, сказок, преданий;

- постановка пьес, литературных произведений, моделирование сказок, а также конкурсы, викторины;

- художественный труд;

- наблюдения;

- музыкальные занятия;

- физкультурные досуги;

- посещение музеев;

- экскурсии различной направленности;

- знакомство с народными ремеслами; декоративно-прикладным искусством;

- выставки рисунков и поделок детей.

     Программа дает педагогическому коллективу возможность повышать познавательную активность детей, определить пути формирования у них представлений о православной культуре, истории  и традиционной жизни русского народа, помогает формировать интерес к прошлому Руси-матушке.

     Когда задумываешься о том, что  истина, наследие – это духовное понятие, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери свое имя, свою честь, свое дело, своих друзей, свой процветающий народ, тогда ты твердо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание истины существования и мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к русской народной культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.

     Термин «духовное воспитание» не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познаний смысла жизни и социальной потребности жить для других.

   Наша задача, задача педагогов – донести все это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Формы работы с детьми:

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

- проведение совместных праздников;

- просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;

- экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и др.)

- детская благотворительность;

- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

- творческие вечера.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- экскурсии,

- визиты домой;

     Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

     Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

      Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.

     

     

Учебно - тематическое планирование занятий

Тема

Содержание  

« Имя»

«Семья»

«Слово»

«Совесть»

«Благодарность и  недовольство»

«Добро и зло»

«Щедрость и жадность»

«Правда и ложь»

«Зависть и доброжелательность»

«Послушание и упрямство»

«Трудолюбие и лень»

«Милосердие и жестокость»

«Родина»

«Дружба и верность»

«Предательство»

«Осуждение»

«Сдержанность и вольность»

«Прощение и обида»

«Память»

«Чистое сердце»

     

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Значение пословиц. Что разрушает семью, лечит и созидает. Образы родных (родители, братья и сестры)

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть, жить по совести, выполнять все заповеди, правила жизни. Не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословиц.

Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение этих слов. Значение пословиц.

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная, доброта ложная.

Проявления щедрости. Щедрый человек. Жадность – скупость, нескромность желаний. Значение пословиц.

Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых поступков. Отношения людей. Значение пословиц.

Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность - её противоположность. Радость добрая. Радость злая. Значение пословиц.

Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание. Упрямый человек. Непослушание. Значение пословиц.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, источник жизни человека. Две беды – лень и праздность. Значение пословиц.

Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить, пожалеть.

Наша Родина – Россия (Русь). Святая Русь. Герб. Родина и её защитники.

Дружба. Кого можно назвать настоящим другом. Какой я сам друг и товарищ. Что такое верность (отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, терпимость). Значение пословиц.

Верный друг. Предательство – измена. Как удержать себя от предательства. Что сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц.

Имеем ли мы право осуждать. Правила «тройного решета»: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Значение пословиц.

Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. вольность – нарушение добрых правил. Значение пословиц.

Почему мы обижаемся? Как мы понимаем слово «прощение». Часто ли мы просим прощение? Правила жизни. Справедливое отношение к допустившим ошибку. Значение пословиц.

Память. «Памятование». След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословиц.

«Любящее сердце». «Каменное сердце». Заповедь любви: «возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? Правила доброго, любящего сердца.

      В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций у детей начиная  с дошкольного  детства является одной из основных задач.

    Разработанная тематика занятий ставит своей целью:

- содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка;

-учить смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей;

- формировать  представления о нравственных ценностях, нравственных качествах;

-адекватное эмоциональное отношение;

- адекватное нравственное поведение.

    При планировании и проведении занятий педагоги ДОУ опирались на собственное творчество, вносили некоторые изменения в соответствии с темой и задачами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Предполагаемый результат

        Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой цель достижения следующих  результатов:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2.Нравственные потребности, стремления, чувства:

- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

- чувство доброжелательности  окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю; 

- чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

- приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

- ответственность за свои дела и поступки,

- потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

- субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки:

- следовать традиции празднования именин;

- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность;

- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

     Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах / Под редакцией Абраменко В.В. – М., 2009.

2. Богуславская Н.Е., Куприна Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – М.. 2001.

3. Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости .- М., 1966.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.,1992.

5. Детский сад и семья/ Под редакцией Репиной Т.А. – М.; Педагогика 1997.

6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.

7. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

8. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. №4.

9. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание . – 2006. №5.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. – Б.М.Бим-Бад. – М., 2002.

11. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 2004.

12. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.Рапацевич. –Минск, 2001.

13. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. №9.

14. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. №5.

15. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников : Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Феоктистовой Т.Г., Шитяковой Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...