Игры-драматизации как средство формирования нравственных представлений дошкольников
консультация
Игра в детском возрасте - это главный вид деятельности. Она пронизывает всю жизнь дошкольников, способствует их физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации,
методом воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-драматизации как средство формирования
нравственных представлений дошкольников
Игра в детском возрасте - это главный вид деятельности. Она пронизывает всю жизнь дошкольников, способствует их физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации,
методом воспитания и обучения.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих игр.
Выделяют следующие игры-драматизации:
- непосредственное выполнение ролей детьми;
- показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
- конструирование декораций;
- изготовление героев для театра.
К театральным играм необходимо подводить детей постепенно: сначала знакомство с текстом, затем игра-беседа с персонажами, повторное чтение - разыгрывание текста; далее беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста; подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету и, непосредственно, игра - спектакль по сказке.
На мой взгляд, тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Как правило, сказочные герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников, как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные - осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом контролировать своё поведение.
Однако дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон для формирования нравственных ценностей.
Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, что особенно характерно для сказок, его можно предложить для разыгрывания.
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши, обычно, воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.
Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизаций то, что ими было пережито во время восприятия художественного произведения.
Литература:
1.Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации //Детский сад от А до Я. 2008.№ 4.С.28-35.
2.Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам //Дошкольное воспитание.-2003.-№ 8. С.73-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников
Педагогический опыт работы на тему: «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста». Ст...
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...
"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара Сказка как средство формирования н...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников.
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников....
Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: "Авторская и народная сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников"
Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальн...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...