Творческое развитие в детском саду
статья

Волкова Е.Н.

       Что же такое "творческие способности" и "творческое развитие"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_razvitie.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития в среднем дошкольном возрасте

Проблема развития творчества и формирование креативности в последние годы стала актуальной в исследованиях многих ученых в различных областях знания. Это в первую очередь связано с развитием общества, с повышением образовательного и культурного уровня граждан, с особым вниманием, которое привлечено к развитию творческого потенциала гражданина, способного в полной мере раскрыть свои творческие способности, что обеспечит его успешность в профессиональной деятельности и самореализации личности.

И. А. Андреева считает, что проявление творчества  это сложный процесс, который рассматривается в психологии и педагогике. В центре данного процесса находится воображение, вокруг которого задействованы такие сложные процессы, как внимание, память, мышление. Успешность данных психологических процессов заключаются в объеме и прочности знаний, которыми обладает личность. Воображение, как психологический процесс дополняется определенной мотивацией, а так же навыками целенаправленной творческой деятельности. Ученый отмечает, что творчество, как процесс может происходить только если создан соответствующий позитивный эмоциональный фон [1].

В дошкольном детстве творчество – это субъективное когнитивное развитие, основой которого является усилия собственной активной деятельности по освоению окружающего мира, а так же развитию и закреплению в характере таких черт личности, как чувства ответственности, настойчивости, креативности, умение находить нестандартные решения в сложившийся ситуации. Способность человека изменять и преобразовывать приобретенный социальный опыт выступает показателем сформированности творческого стиля мышления.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста в современных условиях  и проблема организации определенных педагогических условий приобретает важное значение в дошкольной педагогике. Попытки объяснить, что есть творчество и что является первоосновой творческого процесса предпринимались на всех этапах развития человечества. Так, В. Дмитриева указывает, что древнегреческие ученые, такие как Аристотель и Платон объясняли проявления творчества даром греческих богов. Их объяснение данного процесса на протяжении определенного времени было единственным относительно к творческим способностям [18].

Ученые считают, что у каждого человека имеются определенные задатки творчества, но этого не достаточно. Чтобы данные задатки переросли в способности, а так же для их полного раскрытия необходимо создавать определенные педагогические условия.  Такими условиями могут стать: творческий климат созданный в семье и образовательном учреждении, раннее обучение и мотивация творческого процесса. Необходимо  уделять внимание личностному развитию ребенка, формированию у него таких качеств, как развитие работоспособности, настойчивости в достижении цели и др.

Ф. Гальтон, был одним из первых ученых, которые исследовали творчество, как психологический процесс. Он отмечал преобладающую роль наследственности и расовых факторов в возможности проявления творчества у разных людей [9].

С целью определения сущности и содержания творческих способностей детей дошкольного возраста рассмотрим понятия «способности» и «творчество» в психолого - педагогической литературе и научных источниках.

Творчество – это сложное, многогранное понятие, которое изучали философы, (Гилфорд, П. К. Энгельмейер, А. Бергсон, Н. А. Бердяев и др.), психологи (В. Н. Дружинин, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, С. Медник и др.), педагоги (В. И. Андреев, В. В. Давыдов, В. А. Левин и др.). В своих работах ученые определяли сущность творческого развития личности, рассматривали  вопросы, которые связанны с психологической основой творческого развития. Они рассматривали особенности проявления творческого процесса, его основные этапы, а так же качества творческой личности. Ими были разработаны методы и приемы мотивации человека к  творческой деятельности, особенности управления процессом творческого развития. Они рассмотрели особенности организации педагогической деятельности по развитию задатков и формированию творческих способностей у детей. Все же, несмотря на многочисленные исследования, четко и однозначно неопределенны сущность этого понятия.

Большинство отечественных психологов, рассматривающих творческое развитие и творческое проявление личности,  придерживаются взглядов основанных на исследованиях гуманистической психологии. По мнению гуманистов, творчество - это способность глубоко понимать собственный опыт, это самоактуализация, самовыражение [5]. Г. А. Горбунова дополняет это определение указанием направления реализации собственной индивидуальности человека через различные виды творчества [13].

Проанализировав различные подходы к определению содержания понятия «творчество», мы сделали определенные обобщения, определив творчество как некий психологический процесс развития личности, для формирования которого необходимы определенные условия. Творческое развитие личности в результате приводит к появлению у человека новых идей, новых креативных результатов деятельности, а как же открывает новые стороны субъкультуры. Необходимо обратить внимание, что творческое развитие возможно лишь при развитии когнитивных способностей личности, его ценностных ориентаций, а так же мотивационной сферы.

Следующим понятием, которое было нами рассмотрено через призму научной психолого-педагогической литературы, было понятие «способности».

Способности рассматривались учеными различных областей знаний, таких как философия, социология, медицина, но наиболее подробно и полно понятие рассмотрено в психологии.

Понятие «способности» рассматривалось различными учеными – психологами и трактуется оно в связи с этим различно. Нами были рассмотрены три основных подхода к определению понятия «способности».

Первое это совокупность различных психических процессов и состояний, определяется как способности в самом широком смысле. Второе, способности это высокий уровень развития определенных общих когнитивных представлений, специальных умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение личностью разнообразной деятельности. Третье, определение понятия способностей не ограничивается когнитивным компонентом, а так же определенными умениями и навыками, а на их основе  происходит их быстрое освоение, закрепление и продуктивное использование на практической деятельности.

С. Л. Рубинштейн, разработавший философско-психологическую теорию деятельности,  определял способности как сложное новообразование, содержащее ряд психологических характеристик личности, которое отвечает за наличие у человека возможности заниматься определенной деятельностью, в ходе которой эти способности развиваются. То есть в данном контексте понятия «способности» и «возможности осуществлять деятельность» являются циклически замещающими понятиями [47].

Иными словами, «способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности  результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» [16, с. 147].

Индивидуальные способности отражают природную сущность индивида и находят проявление в виде свойств функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На платформе способностей индивида базируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания [50].

Исходя из вышесказанного, можно определить сущность и механизм возникновения творческих способностей дошкольников.

В психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности».

С точки зрения И. П. Бублик, творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) [6].

С точки зрения Т.Г. Казаковой, творческие способности – это специальные способности, определяющие успех творчества [24].

Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Способность принимать творческие решения появляется не сразу, но у каждого человека есть определенный потенциал. Творчество можно и нужно развивать.

Под творческой способностью В. А. Сластенин определяет способность отражать глубинное свойство личности создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [50].

Автор обращается к этому понятию в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В. А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принятием нестандартных решений, созданием продуктов, характеризующихся новизной. Большой потенциал для развития детского творчества заложен в способностях дошкольника. Однако до сих пор проблема человеческого развития остается наименее изученной.

Как отмечает Г. А. Горбунова, в работах М. Вертгеймера творческие способности определяются как психологические характеристики личности, которые направлены на достижение равновесия. Исследователь указывает, что через проявление творческих способностей индивид определяет свое место в обществе [13].

Опираясь на предыдущие теории, Л. С. Выготский предположил взаимосвязь между развитием творческих способностей и особенностями темперамента: способность быстро усваивать и генерировать идеи напрямую зависит от активности типа темперамента. Однако активность мыслительных и творческих процессов находится на высоком уровне, когда человек находится в ситуации расслабления и рассеяния [8].

Известный российский ученый, специалист в области теории творчества Л. А. Обухова, опираясь на анализ биографий и достижений выдающихся представителей науки и искусства, смогла выделить следующие творческие способности:

– умение выявить проблему и определить пути ее решения в ситуациях, когда другие проблемы не видны;

– умение комбинировать мыслительные операции, использовать наиболее информативные символы для достижения более высокого уровня обобщения;

– умение применять знания, умения и навыки в новых условиях;

– способность включать новообретенные знания в существующую картину мира;

– способность целостно воспринимать реальность и видеть будущее ;

– умение проводить аналогии и связывать отдаленные понятия;

– хорошо развитая память, которая может предоставить необходимую информацию без задержек и усилий;

– гибкость мышления и легкость генерирования идей;

– возможность генерировать несколько решений проблемы и ранжировать их;

– умение критически анализировать с целью улучшения оригинального дизайна;

– способность к творческому воображению [39].

Многие современные психологи судят о творчестве по отношению к искусству, по наличию у них художественных способностей, уровню творческой активности и продуктивной деятельности.

Так, И. Б. Дерманова, М. А. Крылова рассматривают детское творчество как продукт самовыражения ребенка, как результат проявления его внутреннего мира.

Условно они выделяют три уровня художественного таланта:

– эстетическая позиция личности;

– творческое воображение;

– совокупность специальных знаний, умений и навыков [17].

В. Н. Дружинин делит общие способности на:

– способность к обучению (способность приобретать знания);

– интеллект (применение полученных знаний для решения поставленных задач);

– креативность – общая творческая способность (трансформация знаний).

Автор подчеркивает, что креативность является одной из составляющих одаренности, которую можно определить как высокий уровень развития любых способностей [19].

Творческие способности детей среднего дошкольного возраста также входят в сферу профессиональных интересов Т. А. Барышевой. Ее исследования, представленные в научных статьях, посвящены различным аспектам данного феномена: сущности понятия, структуре творческих способностей, педагогическим условиям, критериям, показателям развития творческих способностей и др. [29].

Анализируя вышеприведенные точки зрения и несмотря на отсутствие единого подхода к определению данного понятия, исследователи сходятся во мнении, что творческие способности проявляются и развиваются в процессе деятельности, а в основе их лежат творческое мышление и творческое воображение.

Таким образом, на основе анализа исследований по проблеме творческих способностей дошкольников можно констатировать, что творческие способности – это устойчивые свойства личности, которые выражаются в учебной, продуктивной и иной деятельности и представляют собой необходимое условие ее творческого развития.

В контексте внедрения федеральной государственной образовательной системы дошкольного образования особое значение приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающего поколения. О необходимости развития творческих способностей дошкольников говорят и пишут уже давно. Для достижения этой цели были разработаны программы и технологии. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.

В связи с изменениями, происходящими в социальной ситуации современной России, возросли требования к таким качествам развивающейся личности, как творческое отношение к действительности, открытость новому опыту. Способность творчески мыслить развивается с дошкольного возраста и влияет на успешность дальнейшего обучения ребенка в школе.

Система дошкольного образования предъявляет к выпускнику детского сада новые требования, важнейшим из которых является подготовка ребенка к способности адаптироваться к быстротечности изменений в социальной жизни, который имеет возможность развиваться в соответствии с творческой преобразующей деятельностью, способствующей существованию за пределами стандартного опыта. В соответствии с этим назрела острая необходимость создания условий для самоопределения и самореализации детей. Одним из положений качества образования определяется успешность деятельности дошкольного учреждения в создании условий, способствующих формированию личностных качеств, в том числе самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Как отмечалось в предыдущем абзаце, творчество характерно не только для выдающихся представителей науки и искусства, творческие способности присутствуют в каждом человеке, пронизывают его жизнь, особенно в детстве.

Современный этап развития общества рассматривает в качестве одного из основополагающих принципов обновления содержания образовательной среды личностную направленность, которая предполагает акцент на развитие творческих способностей учащихся, что приводит к индивидуализации процесса обучения в соответствии с интересами и склонностями к творческой деятельности [17].

Основная стратегия модернизации дошкольного образования выражается в способности всех детей проявить свой талант и творческий потенциал. Данная позиция является одной из тенденций гуманизации дошкольного образования, которая заключается в ориентации педагога на личностные качества ребенка, в том числе на наличие творческих способностей.

Под творческими способностями детей среднего дошкольного возраста мы понимаем комплексные способности, способствующие осуществлению действий, направленных на создание новых продуктов интеллектуальной значимости [21].

Эффективная работа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста может быть проведена при условии выявления их психологических особенностей. Наиболее восприимчивы к обучению дети среднего дошкольного возраста, которые проявляют творческие способности в своей деятельности, так как именно в этот период связаны со знанием, созиданием, преобразованием, то есть творческой деятельностью.

С психологической точки зрения период среднего дошкольного возраста благоприятен для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них появляется большое желание познавать окружающий мир. А родители, поощряя любознательность, определяя детей в кружки, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению их опыта. А накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей жизни.

В. Н. Гурвиц отмечает, что в процессе взросления детское творчество трансформируется, приобретая признаки высшей психической функции. Эта трансформация происходит через преодоление конфликта с инертной социокультурной средой. Успех перехода также зависит от особенностей личности, от ее мотивации [15].

Развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребенка. Чем больше и разнообразнее будет чувственный и эмоциональный опыт ребенка, тем больше у него будет возможностей в творческом процессе, тем более оригинальные комбинации он сможет построить. Поэтому важным условием развития творческих способностей является создание эмоционально позитивной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.

Процесс формирования и развития творческих способностей у детей протекает постепенно, отличаясь последовательным переходом от одного этапа к другому. Чтобы перейти на более высокий уровень, ребенок должен овладеть качествами, которые формируются на текущем уровне.

По мнению Г. А. Урунтаевой, исследователи в среднем выделяют три стадии развития творческого мышления, которое является основой формирования творческих способностей. Два из них приходятся на период среднего дошкольного возраста [54].

Долгое время проблема развития творческих способностей дошкольников привлекала внимание методистов в различных областях знаний, в том числе в педагогике, философии, лингвистике и многих других. Прежде всего, это связано с физиологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста, творческие способности которых находятся в центре психологического развития детей.

В процессе обучения ребенок становится субъектом различных видов деятельности, что требует формирования у ребенка потребности в расширении сферы, реализации своего собственного " я " как субъекта. Однако стоит отметить, что в этот период у студента нет потребности в самоизменении. В связи с этим И. А. Лыкова выделяет две составляющие содержания образовательного процесса:

базовый, включающий в себя систему знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения;;

 опережающий, который отражает наличие у ребенка творческих способностей, которые определяются как способность переносить знания в новую ситуацию [34].

Современная педагогическая наука, опираясь на труды В. И. Андреева, Г. С. Альтшуллера, М. И. Махмутова, А. В. Хуторского, акцентирует внимание на том, что развитие творческих способностей является средством повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Иными словами, развитие творческих способностей является платформой для формирования базовых универсальных учебных действий.

Таким образом, процесс развития творческих способностей дошкольников является основной задачей современного образования как одного из направлений модернизации дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС до [55].

Опираясь на положительный опыт ведущих педагогов, отметим наличие объективной потребности образовательной среды в определении средств организации процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, способствующих процессу эффективного освоения имеющихся видов творческой деятельности, обеспечивающих накопление субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах обучения может идти к минимуму [12].

На основе анализа и обобщения критериев, сформированных различными авторами (Дж. П. Гилфорд, Т. А. Барышева, А. Н. Матюшкин, А. И. Савенков и др.)), которые легли в основу изучения творческих способностей дошкольников, можно выделить основные показатели развития творческих способностей.:

 беглость (продуктивность), которая определяется в способности быстро генерировать поток идей и выбирать возможные решения;;

 гибкость, которая выражается в умении применять различные подходы и стратегии в ходе решения задач;;

 оригинальность-вариативность) - способность создавать уникальные и необычные идеи;

 точность, которая отражается в логике творческого мышления [10].

Проблемой развития творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста является несоответствие между воображением и уровнем интеллекта. Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у детей более яркие и неожиданные, чем у взрослых, что связано с тем, что ребенок имеет большую степень доверия к продуктам собственного воображения и меньший контроль над ними. На начальном этапе обучения ребенок может обладать высокой степенью креативности в сочетании с низким уровнем интеллектуальных способностей [8]. Без интенсивной работы над развитием интеллекта способность эффективно развивать творческие способности в будущем быстро снижается.

Важнейшими условиями эффективного развития творческого мышления, а, следовательно, и творческих способностей, в процессе обучения являются формирование благоприятного эмоционально-положительного творческого и интеллектуального фона группы.

По мнению Л. В. Куцаковой, одним из важных условий развития творческих способностей дошкольников среднего возраста является организация развивающей предметно – пространственной среды, которая «... включает обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, Развитие творческих проявлений всеми доступными средствами, способствующими самовыражению»  [30, с. 115]. Важно организовать групповое пространство в виде четко очерченных зон (центров, углов) и оснастить их большим количеством учебных материалов (книги, игрушки, творческие материалы, учебное оборудование и др.). Таким образом, развитию творческих способностей способствует наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с особенностями и целями применения различных видов заданий занятия включают четыре последовательных этапа: разминку, развитие творческих механизмов, выполнение развивающих частично-поисковых заданий и решение творческих задач [7].

На основе рассмотренных компонентов творческих способностей, взяв в учет работы таких исследователей как Т.Г. Казакова, Т.С Комарова, И.А. Лыкова мы можем выстроить структуру работы по развитию творческих способностей, которая предполагает:

– обучение детей перенос полученных знаний в рамки новой ситуации;

– обучение самостоятельному видению проблемы, использование альтернативных способов решения;

– комбинирование ранее усвоенных знаний с полученными творческими компетенциями.

Итак, мы рассмотрели особенности развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Исходя из основных компонентов творческих способностей, необходимо сказать о необходимости создания педагогом на занятиях зоны комфорта, которая является мотивацией к индивидуализации ребенка, что напрямую влияет на эффективно развитие творческих компетенций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева, И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. – М. : Кузьма, Букмастер, 2015. – 931с.
  2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – Москва: Культура и просвещение, 1992. – 66с.
  3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2014. – 146с.
  4. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений,учителейначальнойшколы.–Новосибирск:Изд-воНГПИ,1993.– 62 с.
  5. Богоявленская        Д.Б.        Психология        творческих        способностей /Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
  6. Бублик, И.П. Некоторые походы к формированию креативности  детей в условиях детского сада / И.П. Бублик // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. – 2015. – № 3 – С.199-202.
  7. Выготский Л.С. Психология развития человека./Л.С. Выготский.-

М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.

  1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие  для воспитателей дет.сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1985. - 207 с. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2014. – 352с.
  2. Гальтон, Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. Перевод с английского / Ф. Гальтон. – М. : Мысль, 2016. – 272с.
  3. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М. : 2015. – 140с.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : 2000. – 334 с.
  5. Гончарова, Е.В. Актуальность проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в конструктивной деятельности / Е.В. Гончарова, А.Ш. Гайнуллина // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. – 2018. – № 5 – С. 270-273.
  6. Горбунова, Г.А. Проблема формирования творческих способностей, обучающихся в зарубежной и отечественной психологии / Г.А. Горбунова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 14-16.
  7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 1999.344с.
  8. Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании / В.Н. Гурвиц // Наука и школа –        2013. – № 4. – 27с.
  9. Демко, Е.В. Развитие творческих способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности в условиях эколого- образовательной среды дошкольной организации / Е.В. Демко, О.Н. Родионова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №. 51-5. – С. 144-150.
  10. Дерманова, И.Б. Креативность, личностные особенности и стратегии совладения старших школьников / И.Б. Дерманова, М.А. Крылова // [Ананьевские чтения 2014]. – Материалы научно-практической конференции. СПб. 2014. – С.384–386.
  11. Дмитриева, В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В. Дмитриева. –  М. :  2016. -  573c.
  12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2015. – 368с.
  13. Дятлова, Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.В.Дятлова//Молодойученый.– 2016. – № 14. – С. 536-537.
  14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б. Ермолаева- Томина // Психология творчества. – М. : 2015. – 427с.
  15. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 2002. – 184с.
  16. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1981. – 196 с.
  17. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –255с.
  18. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Р.Г. Казакова Т.И. Сайганова , Е.М. Седова , В.Ю. Слепцова. – М.: «Сфера», 2005. – 128с.
  19. Казакова, Т.Г. Интегративная  основа  изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. М.: Аванти, 2000. С.146-148.
  20. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Изд. 3-е, переработанное и дополненное // Учебное пособие — Москва: Педагогическое общество России, 2005. –176с.
  21. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие / Е.В. Котова, С. В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  22. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева[ и др.]. – М. : Высшая школа, 2004. – 416с.
  23. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. – М. : Сфера, 2015. – 223 с.
  24. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост.Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994. С.46-55.
  25. Лопатина, Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. С.95-97.
  26. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М. 2007. – 144с.
  27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. –  55 с.
  28. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа : учеб. - метод. пособие к парциальной образовательной программе «Умные пальчики» / И.А. Лыкова. – М. : Цветной мир, 2015. – 176с.
  29. Максаева, Ю.А. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования: автореф. дис.… канд. пед. наук: 13.00. 2 / Максаева Юлия Александровна. – Челябинск, 2014. – 28с.
  30. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. – С.16-22.
  31. Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.
  32. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон [принят Гос. Думой  21.12.2012г.: одобрен Советом Федерации 29.12.2012г.] –  М.: Сфера, 2014. - 192 c.
  33. Обухова, Л.А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы /Л.А. Обухова//        ПНиО – 2018. – №        2. – 34с.        
  34. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997. - 495с.
  35. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
  36. Парамонова, Л.А        Детское        творческое        конструирование / Л.А. Парамонова. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2013. – 240с.
  37. Петухова Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов / Л.В. Петухова. - Сургут, 2011. 169с.
  38. Петрова, Я.В. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с применением конструктора LEGO/Я.В. Петрова, Т.Н. Горобец // Молодой ученый.–2016.– № 13-3. – С. 68-69.
  39. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. - М.; Рига,2000
  40. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс ; пер. англ. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258с.
  41. Рубинштейн, С.Л. Общая психология : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – М. : Академия, 2014. – 654с.
  42. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наукао развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа.  Плюс до и после. - 2014, №2,с.52-56.
  43. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. –Ярославль: Академия развития, 2014. – 227 с.
  44. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576с.
  45. Современные образовательные технологии ; под ред. Н.В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2013. – 432с.
  46. Тарловская, Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду : кн. для восп. дет. сада / Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. - М. :Владос, 2013. – 216с.
  47. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. – СПб. : Речь, 2006. – 176с.
  48. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебноепособие/ Г.А. Урунтаева. – М. : Academia, 2014. – 272 с.
  49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1155 г от 17 октября 2013 г.– 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Организация музыкально творческой деятельности в детском саду»

В презентации раскрывается опыт работы музыкального руководителя МДОУ "Детский сад №51"  Г.В.Кузовкиной, по развитию у детей творческих  способностей, потребности  самовыражения в движе...

Создание творческого коллектива в детском саду (опыт работы)

Опыт работы руководителя детского сада по созданию творческого коллектива....

Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается  как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.  Основной целью воспита...

Развитие речи - с помощью творческих проектов в детском саду: традиции и инновации.

Память хорошая, мобильность и ясность,Эрудиция, вежливость, коммуникабельность,Сообразительность и любознательность,Энергичность, выносливость, доброжелательность.Языки иностранные и психология,Аналит...

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязате...

Сертификат 1. Участие в мероприятии « Творческая мастерская в детском саду» мастер-класс на тему « Развиваем творческие способности , мелкую моторику, зрительный контроль, через нетрадиционную технику рисования» ( сертификат)

Участие в мероприятии « Творческая мастерская в детском саду»  мастер-класс  на тему « Развиваем творческие способности , мелкую моторику, зрительный контроль, через нетрад...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...