Роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка
консультация
Речь пойдет о том какую роль взрослый играет в коммуникативном развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vzroslogo_v_razvitii_rebenka.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Основной целью данного направления является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Показателями коммуникативного развития являются:
- Выражение эмоций;
- Умение слушать собеседника;
- Умение договариваться в конфликтной ситуации.
Важно ли и на сколько важно – коммуникативное развитие современного ребенка?
В процессе общения с ближайшими родственниками малыш знакомится с общечеловеческим опытом, впитывает культуру поведения и формирует представления о предметах, людях и природных явлениях.
На раннем развитии ребенок видит своих родственников и учится на их примерах общаться с окружающими его людьми.
Затем поступив в детский сад в этот круг добавляется воспитатель и другие сотрудники детского сада. А также он активно осваивает сферу общения со сверстниками. В дошкольном возрасте межличностные отношения обуславливают развитие таких сфер как познавательная, социальная и личностная.
Взрослый человек выступает в роли носителя общественных функций и отношений, потому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок - общественный взрослый»
Нужно помнить, что общительные дети находят способы выхода из конфликтной ситуации с меньшими негативными последствиями.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни и являются одним из основных показателей психологического здоровья.
Нельзя не отметить, что в современном мире вопросы коммуникативного развития стали весьма актуальными и проблемными. Информационное развитие общества ограничивает и меняет характер общения как детей, так и взрослых.
- Неадекватные родительские позиции (потакающая, отстраненная, неустойчивая);
- Незнание нормативов детского развития в онтогенезе (завышенные или заниженные требования к ребенку);
- Малый объем речевого общения, увлечение гаджетами.
Если раньше родители придя домой контактировали с ребенком, то сейчас они садят его за «гаджет» и спокойно проводят вечер.
Таким образом возникает дефицит общения со взрослым.
Ребенок испытывает ограничения не только в тактильном, но и в эмоциональном отношении.
Дефицит социального взаимоотношения приводит к нарушениям регуляции эмоционально-волевой сферы, формировании самооценки и самосознания.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран около 4-х часов в день, что намного превышает среднее время общения с родителями.
Примерно каждый пятый ребенок имеет расстройства психики, детская депрессия (возникающая вследствие материнской депривации, жестокости, смерти значимого для ребенка человека, под влиянием депрессии одного из родителей) существенно снизила возрастную планку, и подростковая депрессия выросла на 37% за последние 15 лет
Савина Е.Г. в своей работе отмечает что именно развитие коммуникативных умений является «важнейшим направлением социально-личностного развития детей»
Козлова К.М обращает внимание что развитие коммуникативного общения – это «смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникации и называемых формами общения».
В рамках же внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования развитие речи дошкольников приобретает первостепенное значение.
В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые не всегда имеют достаточные знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому в детском саду ведут воспитательно-образовательную работу как с детьми, так и с родителями.
Специалисты детских садов систематически и активно распространяют педагогические знания, помогают семье правильно воспитывать детей, пропагандируют лучший опыт семейного воспитания, развивают преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль взрослых в воспитании здорового ребенка
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься». Так писал Януш Корчак в своей книге «П...
Роль взрослого в овладении речью ребенком
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить пр...
роль семьи в коммуникативном развитии ребенка
консультации...
Консультация для родителей "Роль взрослого в речевом развитии ребенка"
В данной консультации описаны основные моменты правильного поведения взрослых для полноценного речевого развития ребенка....
Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии ребенка в средней группе .(из опыта работы)
Из опыта работы ,освещен вопрос о роли сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста. В частности, о влиянии сюжетно-ролевых игр на социально-коммуникативное развитие детей ....
Консультация для родителей: "Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"
Формирование коммуникативной сферы ребенка в семье и в окружающем мире....
Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...