Консультация для педагогов. Тема "Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевых игр детей 5- 7 лет"
консультация (старшая группа)
Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвёт и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека.
К.Д. Ушинский
Что такое детская игра?
Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Игра – деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_syuzhetno_rolevaya_igra.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 «ТЕРЕМОК» Г.О.ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 5-7 лет»
Подготовила:
воспитатель
I квалификационной категории
Исай Ю.В.
2019
Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвёт и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека.
К.Д. Ушинский
Что такое детская игра?
Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Игра – деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.
Основные характеристики дошкольника:
- интерес;
- активность;
- коммуникабельность;
- эмоциональное виденье мира;
- открытость;
- фантазерство;
- любознательность;
- доброжелательность;
- трудолюбие;
- заботливость;
- внутренняя позиция (устойчивая система отношений к себе, к людям, к окружающему миру), волевые качества личности (инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, независимость и т.д.);
- саморегуляция поведения;
- сформированность тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста;
- чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;
- личностная позиция ребенка.
Дошкольник – многогранная личность, требующая участия в определённой деятельности (сюжетно-ролевой игре) для раскрытия своих природных ресурсов.
Пошаговая стратегия педагогического сопровождения
игровой деятельности детей 5-7 лет
Первый этап педагогического сопровождения – диагностико-организационный.
Игровая позиция воспитателя на 1 этапе педагогического сопровождения:
1. Воспитатель изучает и фиксирует игровые интересы и предпочтения детей в ходе сюжетно-ролевой игры.
2. Воспитатель предлагает детям игровые сюжеты, учитывающие их полоролевые предпочтения и интересы, выявленные в ходе диагностики игровой деятельности дошкольников. Включает игровые сюжеты из мультфильмов, сказок, рассказов, привлекательных для детей старшего дошкольного возраста. Оснащает предметно - игровую среду с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек.
Диагностика
1. Беседа (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)
Цель беседы: выявить игровые интересы детей 5-7 лет.
Примерные вопросы беседы:
- Любишь ли ты играть? В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
- Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
- Кем ты чаще всего бываешь в играх, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
- Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
- Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
- У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
- С кем ты чаще всего играешь и почему?
- Ты сам (сама) придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Расскажи, как ты это делаешь.
Диагностика
Критерии беседы:
- частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
- частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
- содержание ролевых действий ребенка;
- привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
- предпочитаемые партнеры по игре.
2. Наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей 5-7 лет (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)2
Аспекты наблюдения:
- игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);
- разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов;
- особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек;
- игровой материал, используемый ребенком;
- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
Диагностика
Аспекты наблюдения:
- характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной интересной для ребенка роли;
- влияние половой принадлежности на ход игры.
Наблюдение позволяет увидеть игровые интересы и предпочтения детей разного пола, влияние игровых интересов детей старшего дошкольного возраста на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности.
На первом шаге педагогического сопровождения воспитатель вызывает интерес детей к придумыванию новых сюжетов через свой образ писателя, который пишет книгу о перевоспитании отрицательных героев мультфильмов (сказок, рассказов). Он стимулирует детей на фантазирование и придумывание интересных ситуаций, которые бы помогли отрицательным героям стать положительными.
На основе результатов диагностики создается копилка игровых сюжетов.
Копилка игровых сюжетов включает в себя несколько разделов:
I. Сюжеты вечного времени (сюжетные события с участием героев из советских мультфильмов, литературных источников)
«Красная Шапочка и Карабас-Барабас», «Карлсон и семеро козлят», «Золушка и Незнайка», «Айболит и Снежная Королева», «Белоснежка, Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и Илья Муромец», «Соловей – разбойник и Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна и Змей Горыныч», «Снегурочка и Добрыня Никитич», «Дед Мороз и Баба-Яга», «Шарик, кот Матроскин и дядя Федор в гостях у Винни-Пуха», «Мальвина и Бармалей», «Путешествие Бармалея на остров Добрых людей» и так далее.
В данный раздел входят сюжеты, включающие в себя героев из разных сказок, советских мультфильмов, рассказов. Воспитатель в совместной игре с детьми выстраивают последовательность сюжетов посредством известных и привлекательных для детей героев.
Игровая позиция воспитателя на втором этапе педагогического сопровождения занимает игровую позицию, имеющую проблемный характер.
Воспитатель в образе писателя предлагает детям придумать новые истории, приключения для любимых мультфильмов (сказок, рассказов) и реализовать их посредством сюжетно-ролевых игр.
2. Взрослый с детьми создают цикл новых событий для любимых мультфильмов, сказок и рассказов.
3. В игре воспитатель осведомитель, координатор, дети - преобразователи. Все придуманные детьми истории оформляются в книге «Приключения Нового времени».
Копилка игровых сюжетов
II. Сюжеты нового времени (сюжетные события с участием героев из современных мультфильмов и кинофильмов)
«Путешествие Смешариков», «Новые приключения Маши и медведя», «Кладоискатели из Мадагаскара», «Машины сказки», «Жители Карибского моря», «Остров пингвинов», «Волшебные феи и пираты Карибского моря», «Шрэк и его друзья», «Приключения Кота в сапогах», «Человек-Паук и его друзья», «Феи и супергерои» и так далее.
Игровая позиция воспитателя на третьем шаге педагогического сопровождения воспитатель в роли режиссера предлагает детям сочинить фантазийные сюжеты, придумать интересные мультфильмы, телепередачи, рекламы, конкурсы и воплотить их в сюжетно-ролевых играх. Дети в игре творческие создатели.
Копилка игровых сюжетов:
III. Фантазийные сюжеты
«Говорящая шляпа и волшебные человечки», «Дискотека у лесных зверей», «Лесник и его команда», «Превращения Мишки Барни и его команды», «Интернет-магазин», «Путешествие Деда Мороза по электронной почте», «Волшебный театр», «Музей говорящих игрушек», «Приключения Капельки, Снежинки и Лучика», «Сказочные повара», «Волшебный телевизор» и так далее.
Рекомендации для педагогов по преобразованию предметно- развивающей среды группы с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек 5-7 лет и психофизических особенностей пола.
- Учитывайте, что для игр девочек нужно небольшое пространство – ограниченное, а для мальчиков – неограниченное в связи с высокой двигательной активностью. Поэтому необходимо правильное «построение» игровой среды.
- Помните, что дошкольник стремится облюбовать оборудовать и обжить какое-либо пространство, простроить свой собственный маленький мирок. Коробки, ширма, одеяло, кусок ткани, картон – все может служить материалом для постройки. Стройте с ними пещеры, шалаши, гнезда, туннели, летающие тарелки, космодромы.
- Дети старшего дошкольного возраста склонны к довольно сложной организации пространства. Необходимо, при желании, дать им возможность дополнить картину – нарисовать дороги, дома, улицы, предоставить материал для изготовления дорожных знаков.
- Подбирая игровой материал, не забывайте, что старшим дошкольникам не следует группировать игрушки по темам «Семья», «Магазин», «Больница» и т.д. Дети подбирают игрушки и материалы для игры сами. Чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могут произвести, тем меньше они нуждаются во внешних опорах в виде игрушек. Старший дошкольник больше нуждается в пространстве, чем в игрушках.
Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек
- При организации сюжетно – ролевых игр с мальчиками и девочками 6 года жизни учитывайте их предпочтения в игровых сюжетах. Помните, что сюжеты игр для девочек семейно-бытовые, а мальчиков – технические и общественные. Также детям интересны сюжеты компьютерных игр, мультипликационных фильмов, литературных произведений.
- Учитывайте, то что есть типичные игры для девочек, такие как «Дочки-матери», «Парикмахер», и типичные игры для мальчиков, такие как «Гараж», «Строители». Но существуют игры, которые можно видоизменять: включать в них роли, как для мальчиков, так и для девочек. Это такие игры, как «Супермаркет», кроме продавцов и покупателей, детям могут быть предложены роли кассиров, охранников, грузчиков, закупщиков, рекламных агентов. В магазине может быть свое мини-кафе, детская площадка и тогда добавляются еще дополнительные роли: буфетчица, повар, официантка.
- Включайтесь в игру на правах партнера и придумывайте вместе с детьми новые сюжеты.
- Стимулируйте творческий потенциал детей, комбинирую сюжеты с разно контекстными ролями. Например, Шрек и библиотекарь, Гарфилд и космонавт, Джасмин и доктор.
- Не забывайте, что для организация сюжетной игры предполагает двучастный характер, состоящий из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого и детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...
консультация для педагогов «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ(для педагогов) «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольно...
Консультация для педагогов «Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей»
Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р...
презентация : "Внедрение модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребѐнка на каждом возрас...
Консультация для воспитателей «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»
Консультация для воспитателей...