Картотека "Со сказочными героями в мир экономики"
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека
«Со сказочными героями в мир экономики»
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.
Содержание:
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы к детям:
? О чем спорили поросята?
? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
? Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?
? Как можно назвать слово «материал» по-другому?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 2. Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.
Содержание:
Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.
Вопросы к детям:
? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?
? Что такое расход?
? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 3. Цель. Сформировать понимание необходимости расчета доходов, умение выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.
Содержание:
Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
Доход: 25 | ||
Виды расходов | Величина расходов | Экономия |
Продукты питания | ||
Одежда. Обувь | ||
Оплата. Электричество | ||
Оплата телефон |
| |
? |
Вопросы к детям:
? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?
? Какие бывают расходы?
? Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д > Р, Д < Р, Д = Р. Почему?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 4. Цель. Сформировать понимание источников денежных накоплений; развить умение экономить.
Содержание:
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям:
? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?
? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
«Выгодное дело»
Братья Гримм
Цели: познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.
Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: деньги, обмен товарами.
Вопросы:
? Для чего крестьянин продал корову?
? Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?
? Почему он бросил деньги в пруд?
? Сколько сотен уступил крестьянину солдат?
? Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?
Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.
Вопросы:
? В какой стране живут герои сказки?
? Почему король решил дать денег крестьянину?
? Почему солдат и торговец получили от короля розги?
? Почему крестьянин остался с деньгами?
Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
В. И. Даль
Цели: расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.
Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: выгода, убыток.
Вопросы:
? Для чего мышь схитрила?
? Почему воробей обратился к царю?
? Каким образом царь разрешил проблему воробья?
? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?
Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.
Вопросы:
? Почему воробей обвинил мышь?
? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?
Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
«Терем-теремок»
(русская народная сказка)
Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.
Вопросы:
? Какими видами труда занимались жители теремка?
? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
? Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.
Вопросы:
? Как жилось зверям в теремке?
? Почему они помогали друг другу?
? Для чего нужно разделение труда?
? Есть ли разделение труда в твоей семье?
? Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».
«Телефон»
К. И. Чуковский
Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.
Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.
Материал: фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности и возможности.
Вопросы:
? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
? Какие потребности были у зверей?
? Почему носорог просил помочь бегемоту?
? Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально-нравственное качество: доброта.
Вопрос:
? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
«Мужик и медведь»
(русская народная сказка)
Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: теневой театр «Мужик и медведь».
Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.
Вопросы:
? Чем занимался мужик в поле?
? Каким образом он поделил урожай?
? Зачем мужик повез репу в город?
? Почему мужик посеял на следующий год рожь?
? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.
Вопросы:
? Как мужик сохранил урожай?
? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
? Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
«Петушок и бобовое зернышко»
(русская народная сказка)
Цель: формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.
Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.
Вопросы:
? Почему курочка попросила у хозяйки маслица?
? Как герои сказки помогли петушку?
? Каким образом получился продукт их труда?
? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?
Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.
Вопросы:
? Почему все герои сказки помогали петушку?
? Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
«Федорино горе»
К. Чуковский
Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности.
Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, результат труда.
Вопросы:
? Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
? Каким образом Федора их вернула?
? Как Федору отблагодарили за труд?
? Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы:
? Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
? Почему беглецы вернулись к Федоре?
? Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.
«Хаврошечка».
(русская народная сказка)
Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории: труд, обязанности.
Вопросы:
? Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
? Какую работу она выполняла по дому?
? Чем были заняты хозяйские дочери?
? Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
? Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы:
? Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
? Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».
«Как старик корову продавал»
С. Михалков
Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.
Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».
Материал: Кукольный театр по сказке.
Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.
Вопросы:
? Почему старик целый день не мог продать корову?
? Как старик представлял свой товар?
? Каким образом паренек привлек покупателей?
? Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
? Почему мужик передумал продавать корову?
? Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
? Для чего нужна реклама?
Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.
Вопросы:
? Какими качествами обладал паренек?
? Почему паренек помог старику?
Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
«Муха-Цокотуха».
К. И. Чуковский
Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.
Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: покупка, выгода, базар.
Вопросы:
? Почему Муха-Цокотуха купила самовар?
? Почему Комар спас Муху?
Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.
Вопросы:
? Для чего Муха пригласила гостей?
? Почему Комар не испугался Паука?
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
«Как коза избушку построила»
(русская народная сказка)
Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.
Материал: Фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности, возможности.
Вопросы:
? Почему коза решила строить дом?
? Какой потребностью это было вызвано?
? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?
? Почему деревья отказали козе?
? Какая опасность угрожала козлятам?
? Почему коза принимала советы деревьев?
? Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.
Вопрос:
? Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "По сказочным героям в мир экономики"
Экономическое воспитание...
Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»
quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
Картотека "Со сказочными героями в мир экономики"
КАРТОТЕКА «СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ В МИР ЭКОНОМИКИ»...
Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»
Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала...
Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»
Расширить представления детей о рациональном использовании денег...
Картотека "Со сказочными героями в мир экономики"
Картотека ситуаций по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста, на примере героев сказок....