Информационный буклет "Развитие психических процессов и возрастные особенности детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Информационный буклет к проведенному мастер-классу в рамках инновационной городской базовой площадки "Профессиональные компетенции младщих воспитателей в области сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 3 — 4 ЛЕТ
Ведущая функция — восприятие.
Ведущая деятельность — игровая.
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Носит предметный характер. |
Внимание | Непроизвольное; в течение 7-8 минут, максимум 10 минут. Неоднократный повтор инструкций. Объем от 2-х объектов в начале года до 4-х к концу. |
Память | Непроизвольная. Преобладает узнавание. Прочно усваивается та информация, которую он видит и слышит много раз. Объем наглядно-образной и слуховой вербальной памяти — от 2 до 4 объектов. |
Мышление | Пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать и анализировать предметы (по форме, цвету, величине). |
Воображение | Элементы «активного» воображения лишь начинают формироваться и проявляться. |
Речь | Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. |
Игра | Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. |
Развитие личности | Общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Формирование личности ребенка - «Я» (возникает стремление действовать самому). Внутренний конфликт — сделать согласно собственным желаниям и действовать соответственно требованиям взрослых («кризис 3 лет»). Свойственны вспышки гнева, негативизма, упрямства, неустойчивости настроения. |
Информационный буклет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
педагог-психолог
У.К. Жирнова
г. Зеленогорск, 2019
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 1 — 2 ЛЕТ
Ведущая функция — восприятие.
Ведущая деятельность — предметная.
Ведущая потребность — в общении со взрослыми.
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Активное сенсорное развитие. |
Внимание | Легко переключается с одного предмета на другой. |
Память | Непроизвольная. Не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях. Прочно усваивается та информация, которую он видит и слышит много раз. |
Мышление | Наглядно-действенное. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Задатки обобщения, сравнения, различия. |
Воображение | Развито еще слабо. |
Речь | Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.) Активный словарь на протяжении года увеличивается не равномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а так же предлоги. Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и не совершенными в фонетическом отношении. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка). |
Игра | При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. |
Развитие личности | Подражание во всем взрослым. Приучение к самостоятельности. Общение со взрослым носит ситуативно-игровой характер, затем характер делового сотрудничества. |
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 2 — 3 ЛЕТ
Ведущая функция — восприятие.
Ведущая деятельность — игровая.
Ведущая потребность — в общении; в признании самостоятельности ребенка.
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Совершенствуется слуховое и зрительное восприятие. Носит предметный характер. Выполняют ряд заданий: осуществляют выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различают мелодии. |
Внимание | Непроизвольное. Неоднократный повтор инструкций. |
Память | Непроизвольная. Преобладает узнавание, воспоминания из опыта жизни. Прочно усваивается та информация, которую он видит и слышит много раз. |
Мышление | Наглядно-действенное. Особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. Развивается начальное представление о количестве. К концу 3-го года появляются зачатки наглядно-образного мышления. |
Воображение | Начинает проявлять фантазию. |
Речь | Дети учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. |
Игра | Носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами-заместителями. |
Развитие личности | Начинают формироваться элементы самосознания и произвольного поведения. Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Эмоциональная «зарядка» от сверстников. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым. Начало «кризиса 3 лет» (от нескольких месяцев до двух лет) |
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 4 — 5 ЛЕТ
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Осваивает приёмы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение, прикладывание и т.п. |
Внимание | Увеличивается устойчивость внимания. В течение 15-20 минут. Для управления произвольным вниманием — нужно просить больше ребенка рассуждать вслух |
Память | Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного (произвольного) запоминания. Объем памяти — до 7-8 предметов. |
Мышление | Наглядно-образное мышление. Строить по схеме, решать лабиринты. Способен анализировать объекты по двум признакам. Важный период для развития детской любознательности. |
Воображение | Воображение продолжает развиваться. Формируются его особенности — оригинальность и произвольность. |
Речь | Ребенок активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. |
Игра | Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. |
Развитие личности | Стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Важнейшее требование к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом — это серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным соображениям ребенка. Оцениваются не дети — а поступки. |
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 5 — 6 ЛЕТ
Ведущая функция — воображение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Продолжает совершенствоваться. |
Внимание | Возрастает устойчивость внимания до 20 минут, развивается способность к его распределению и переключаемости. Переход от непроизвольного к произвольному. Объем — от 5-6 к 6-7 объектам. |
Память | Формируется произвольная память. Ребенок способен при помочи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой памяти — 5-6 слов. |
Мышление | Продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Сопровождается освоением мыслительных средств (схематизирование, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Начало формирования образно-схематического мышления. |
Воображение | Расцвет фантазии. Особенно ярко воображение проявляется в игре. Сочинение детьми оригинальных и разворачивающихся историй. |
Речь | Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Словарь детей активно пополняется. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. |
Игра | В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. |
Развитие личности | Появление произвольности психических процессов — вытекающая из этого способность управлять своим поведением. Что позволяет детям самостоятельно, без помощи взрослого, налаживать и осуществлять совместную игру. Развивается представление о себе (Я-реальный и Я-потенциальный (Я-идеальный)). Половая идентификация. |
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 6 — 7 ЛЕТ
Ведущая функция — воображение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая потребность — общение.
Показатели | Характеристика |
Восприятие | Продолжает развиваться. Однако у детей могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. |
Внимание | Возникает произвольное внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20-25 минут. Объем внимания — 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. |
Память | Появляются произвольные формы психической активности. Может вести целенаправленное наблюдение. Элементы произвольной памяти, концентрация процесса усвоения |
Мышление | Наглядно-образное, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Установление причинно-следственных связей, нахождение решения проблемных ситуаций |
Воображение | Активизация функции воображения — вначале воссоздающего (представление сказочных образов), а затем и творческого (создается принципиально новый образ) |
Речь | Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут. Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог. |
Игра | В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. |
Развитие личности | Важнейшим изменением в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе — его Образе Я. Что создает к 6-и годам благоприятные условия для рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, результатах. Важнейшая особенность данного возраста — проявление произвольности всех психических процессов. «Кризис 7 лет» - смена социальной роли (капризы, паясничанье, демонстративное поведение). |
Основные компоненты психологи-ческой готовности детей к школе | - Личностная готовность (формирование у ребенка готовности к принятию новой соц-ой позиции школьника; отношение ребенка к школе, учителям, учебной деятельности). - Мотивационная готовность (ребенок, готовый к школе, хочет учиться; есть потребность занять определенную позицию в обществе людей; есть познавательная потребность — познавательный мотив учения). - Интеллектуальная готовность (интеллектуальная зрелость — дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений рук и сенсомоторной координации). - Волевая готовность (способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....
Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление и способы решения проблем, п...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....
Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...