«ПДД в воспитании дошкольников»
проект (подготовительная группа)
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по самообразованию воспитателя подготовительной группы
Крыловой Натальи Николаевны
На тему: «Роль сказки в нравственно- духовном воспитании дошкольников»
План работы по самообразованию воспитателей 2017 – 2018 учебный год.
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения на улицах города »
Направление: социально-личностное
Воспитатель: Крылова Н.Н.(первая категори)
Группа: подготовительная (6 лет)
Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.
Окончание работы: май 2018г.
Форма самообразования: индивидуальная
Этапы работы: теоретический (в течение года)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Основными причинами дорожных нарушений является:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-ранспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться.
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
- Транспорт.
- .Улица.
- Движение транспорта и пешеходов.
- Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
- Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
- Правила поведения в транспорте.
- Велосипед, самокат.
- Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры - фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно - развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх - тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно - ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
- Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
- Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей дошкольного возраста:
1. Дидактические игры: “Законы улиц и дорог”, “Час пик”, “Транспорт”, “Дорожные знаки”, “Знаки на дорогах”, “Светофор”, “Мы идем и едем”, “Перекресток”, “Назови знак”, “Слушай-запоминай”, “Угадай, какой знак” и т.д.
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Обучающие игры по правилам дорожного движения
8. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
9. Книжки-раскраски
Месяц | Тема | Работа с детьми и родителями |
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус». Беседа на тему: «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер» Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» Дидактические игры: «Найди по действию», «Подбери колеса». Сюжетно-ролевая: «Гараж» Дидактические игры: «На чем я путешествую». Работа с родителями Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм» |
НОЯБРЬ | «Улица». Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия | Составление рассказа по картине «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Улица города». Беседа на тему: «Участники дорожного движения» Дидактические игры: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось» Чтение С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок» Строительная: «Различные виды дорог». Работа с родителями Составление фотоальбома «Наша улица» |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай | Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин» Ситуации: «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» Дидактические игры: «Направо — налево» «Мы выходим из автобуса» Чтение: Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино» Работа с родителями Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене | Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей». Лепка «Светофор». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала Дидактические игры: «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора» Чтение: С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор» Работа с родителями Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город» Дидактические: «Знаки на дорогах» Строительная игра: «Постройка переходов». Ситуация: «Как старушке перейти через дорогу?» Беседа на тему: «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение В. Семерин «Запрещается — разрешается» |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте». Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней | Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Автобусная остановка». Дидактические: «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом». Строительная: «Строители пассажирских остановок». Чтение С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26». Сюжетно-ролевая игра: «В автобусе» Работа с родителями Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате | Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Я катаюсь на велосипеде» Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Дидактическая игра: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко». Беседа на тему: «Игры во дворе» Чтение И. Кончаловский «Самокат» Работа с родителями Консультация «Ребенок во дворе» |
МАЙ | «Загородная дорога». Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» | Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Рисование «Голубой вагон бежит, качается...» Дидактическая игра «Путешествие за город» Строительная игра «Магистраль» Ситуации: «Кто виноват?» Беседа на тему: «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика Чтение Б. Житков «Что я видел» |
В результате работы предполагается итог:
- что дети продолжают узнавать об основных источниках и видах опасности на улице;
- об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
- дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
- будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
- будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
- понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
- использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Анкета для родителей
«Основы безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?_________________________
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?_______________________________________
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?____________
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?___________________________________________________________
5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_______________
6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?_______________
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?______________
8.Какие ситуации считаете опасными?_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...