Использование мультисенсорного подхода в процессе духовно-нравстаенного воспитания
материал (старшая, подготовительная группа)

Козина Татьяна Андреевна

Материалы на Городской конкурс профессионального педагогического мастерства «учитель года – 2021», конкурсные задания «Описание опыта работы» и «Эссе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_100_kta.doc85 КБ
Файл esse_dou_no_100_kozina_tatyana_andreevna_.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2021»

 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ»

Козина Т.А., воспитатель

 МБДОУ «Детский сад № 100»

Тема: «Использование мультисенсорного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Авторы стандарта одной из ключевых задач определили «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Формирование духовно-нравственных ценностей должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду.

Вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у детей исследовались В.И. Слободчиковым, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, и рядом других ученых, разработавших методические пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений (Приложение 1).

Возрастные особенности старших дошкольников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку педагогом ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане мультисенсорный подход является одной из эффективных форм духовно-нравственного развития и воспитания. Мультисенсорный подход предполагает восприятие и передачу информацию одновременно различными органами чувств: слух, зрения, осязания, обоняния и др. Такие мероприятия помогают формировать начальные представления о русских традиционных ценностях, российской идентичности, нравственных чувствах, ценностном отношении к окружающему миру, соблюдение норм и правил взаимоотношений между людьми, понимание окружающих людей и самого себя в общении, взаимодействии, в играх, продуктивной деятельности и др.

Одной из форм реализации мультисенсорного подхода является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов, позволяющая формировать у детей нравственные ценностные ориентации, интерес к истории и культуре родного края.

 2020 год внес еще большие коррективы в организацию экскурсий. Виртуальная экскурсия стала одной из эффективных форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Благодаря им образовательный процесс становится более разнообразным, интересным.

Данная форма мультисенсорного подхода актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу помогает повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Основная воспитательная ценность виртуальных экскурсий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями. Именно поэтому я выбрала виртуальные экскурсии для работы над проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В детском саду работа по духовно-нравственному воспитанию ведется по программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программе формирования русских традиционных ценностей у детей старшего дошкольного возраста «Дорогою добра».

Наш детский сад является создателем авторской школы по проблеме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» (Приложение № 2).  

Так же является участником региональной инновационной площадки (пилотной) по теме: «Управление ресурсами дошкольного образования в контексте современного законодательства» (Приложение № 3).

Участник областного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», Победитель в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» (программа «Дорогою добра» направленная на формирование русских традиционных ценностей у детей старшего дошкольного возраста) (Приложение № 4, 5).

Так же задачи духовно-нравственного воспитания реализовывались мной при разработке конкурсных материалов для участия в конкурсе «Учитель года 2014» и конкурсе «Мой лучший урок- музейный урок» в 2019г. (Приложение №5).

Таким образом, использование виртуальных экскурсий как средства духовно-нравственного воспитания стало важным направлением нашей деятельности.

Основная цель данного опыта – формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами мультисенсорного подхода (виртуальные экскурсии).

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Систематизация и обогащение знания об истории, культуре и природе родного края

2. Создание мультисенсорной интерактивной среды

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с помощью виртуальных экскурсий я распределила на   несколько этапов.

На первом этапе проведена диагностика с целью выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась с помощью беседы, наблюдения, методики «Сюжетный картинки», которая направлена на понимание норм и правил поведения в обществе, на сформированность понятий нравственных качеств у детей старшего возраста.

Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников

Диаграмма №1

Были получены следующие результаты: высокий - 53%, средний - 34% и низкий - 13% уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников (диаграмма № 1).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформировано понимание норм и правил поведения в обществе, понятий о нравственных качеств.

Далее был проведен анализ дидактического и методического материала, разработаны цикл виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста: «Моя малая Родина», «Москва», «Россия», «Флора и фауна Зауралья».

На втором этапе происходит организация и проведение виртуальных экскурсий. Темы предлагаются из перспективного планирования по программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая дополняет основную программу «От рождения до школы». Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов:

  • Вводная часть;
  • Основная часть;
  • Заключительная часть;
  • использование результатов экскурсии на занятиях.
  • Вводная часть. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии, обозначаются её основные моменты для большей заинтересованности слушателей.
  • Основная часть В ходе экскурсии следует показать объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину события, дополнив ее звуковым рядом и созданием итогового продукта.
  • Заключительная часть. После изложения основной части экскурсии переходим к заключительной части, в которой делается обобщение сведений, полученных детьми.

Созданные в нашем детском саду условия для проведения виртуальных экскурсий посредством мультисенсорного подхода делает воспитательно – образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным.  Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения со всеми участниками образовательного процесса, а значит создать единое пространство для воспитания будущего гражданина.

 На третьем этапе с помощью вышеуказанного диагностического инструментария нами была организованна итоговая диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников. Были получены следующие результаты: высокий - 78%, средний - 17% и низкий - 5% уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников (диаграмма №2).

Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников

Диаграмма №2

Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим.

Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(ФГОС) / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – 4-е изд. –М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
  4. Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: методические рекомендации – Самара: Вектор, 2020. – 1 электрон. опт.  диск (CD-ROM) (13,53 Mb). – Текст: электронный.
  5. Дорогою добра: программа формирования русских традиционных ценностей у детей старшего дошкольного возраста (материалы из опыта работы региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ) / Р.А. Должикова, Т.А. Тельминова [и др.]; ГАОУ ДПО ИРОСТ; МБДОУ г. Кургана «Детский сад № 100». – Курган, 2018. – 61 с.
  6. Педагогический калейдоскоп. Дошкольное и начальное общее образование: сборник научно-методических материалов / ред. коллег.: А. Г. Пачина, В. В. Семёнова, О. В. Серёгина; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа «Институт развития образования». – Вып. 17. – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017.  – 165 с. (Лонэвская Н.А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса)



Предварительный просмотр:

Эссе. Тема: «Здравствуйте, дети, я ваш воспитатель!»

Учитель может учить до тех пор, пока учится сам.

Макаренко А.С.

Хочу вам сказать, что я очень счастливый человек, так как много лет занимаюсь любимым делом. Каждый из нас хотя бы раз задумывался о правильности выбора профессии. А правильно ли я поступил? Правильный ли выбор сделал? Эти вопросы я задавала себе много раз, и каждый раз отвечала на них утвердительно: «Да, я уверенна, я сделала правильный выбор став воспитателем!».

Интересная штука жизнь. Может неожиданно все поменять. Не думала о профессии воспитателя, но помог случай…

Я поступила в Курганский государственный университет на факультет «Психологии, валеологии и спорта», получила специальность «Учитель-олигофренопедагог».  И вот он, первый морозный декабрьский рабочий день… Волнение, некий страх, растерянность, неуверенность и в то же время меня переполняло чувство нежности… Искрящиеся радостью глаза ребят, счастливые улыбки и эти искренние слова: «Вы – наш воспитатель???».

Да! Я – воспитатель! 

Я с первого дня поняла, что, придя сюда, я прикоснулась к труду большому, интересному, но одновременно необыкновенно сложному. Ведь сложность труда воспитателя состоит в том, что мне не только нужно научить детей каким-либо действиям, дать знания, а необходимо найти путь к каждому ребёнку, создать условия всестороннего развития личности.

Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказок, чудес и открытий. Когда вижу распахнутые навстречу глаза детей, глаза, готовые вместить в себя мир, я понимаю, что я нужна им, что я для них проводник в мир будущего.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими вопросами, рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и художник, и наблюдатель, и ученый, и экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

С каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей! Мне доверяют родители, надеются, ждут от меня понимания и преданности. А я должна всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Я знаю и люблю свою работу, радуюсь, когда дети с удовольствием идут в наш детский сад. Работая с детьми, я учусь у них непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. Иногда складывается мнение, что работа воспитателя лишь игра с детьми, не подозревая что на самом деле требуется много труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.

В быстро меняющемся мире, человек вынужден постоянно находится в движении, поиске самосовершенствования собственных навыков, делающим его конкурентоспособным. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я», эффективных способов организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальные особенности ребенка и запросы его семьи.

Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – универсальный, многозадачный, совмещающий несколько профессий сразу. Это педагог и психолог, актер и сценарист, автор новых методик, программ и игр. Но сейчас мы живем во времена стремительных перемен, жизнь вносит свои коррективы во все сферы деятельности. Чтобы соответствовать новым требованиям приходится постоянно учиться, совершенствоваться, заниматься самообразованием. Современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, интерактивные развивающие комплексы, экранно-звуковые пособия. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную систему позволяет современному педагогу осваивать и внедрять новые формы и методы работы с детьми. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит живого общения.

Сегодняшние дети не похожи на своих сверстников. Все что нам, взрослым людям, кажется новым, сложным, дети осваивают с легкостью.  Воспитатель выступает, прежде всего, как организатор и координатор воспитательного процесса, который помогает детям общаться, добывать знания, объективно оценивать себя, свои возможности и результаты своего труда. В своей работе современный педагог основывается на системно-деятельностном подходе, в котором дети являются активными субъектами образовательных отношений и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях. Роль ребенка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом.

Профессионал ли я?

И да, и нет. В профессии воспитателя, я считаю, не может быть конечной точки развития. Каждый день несет мне новые знания: работаю ли я над собой или передаю свои знания детям, наблюдаю за природой или провожу время с семьей. У каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Быть воспитателем – это значит быть не просто хорошим педагогом, это значит быть человеком, любящим детей, умеющим и желающим совершенствоваться, не стоять на месте, идти в ногу со временем. В этом и заключается моя прекрасная миссия – дарить свою любовь детям!

Целью моего педагогического пути я вижу развитие профессионального мастерства. Мне близки слова К.Д. Ушинского: «… так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны».

Я горжусь своей профессией. Педагог это не просто профессия, это призвание. Это высококлассный специалист с чуткой душой и большим сердцем. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое – своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией в ДОУ

В данной статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов ДОУ , позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией....

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ИГРУШКИ» С ДЕТЬМИ С ОНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Система коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедическ...

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников

В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...

Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...