Консультация для родителей «О наказаниях и поощрениях»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pooshchreniya_i_nakazaniya.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «О наказаниях и поощрениях»
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Здесь может быть огромное разнообразие чувств и переживаний: раскаяние, беспокойство, вина, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания взрослого, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т.п.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без папы и мамы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!».
Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы привести характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?».
«Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками на соль».
Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.
Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха – это по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напомнить о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любого мужчины.
Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Очень важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Необходимо помнить правило – чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок
Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О наказаниях и поощрениях»
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию...
Консультация для родителей "О наказаниях и поощрениях"
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ. 1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны во...
Консультация для родителей дошкольников «Наказание или поощрение»
Консультация для родителей дошкольников «Наказание или поощрение»Где найти столько терпения, чтобы не наказывать ребенка за его проступки? А может это и не проступок вовсе? Как стать ...
Консультация для родителей «Дисциплина. Наказание и поощрение»
Консультация для родителей «Дисциплина. Наказание и поощрение»...
Консультация для родителей "Искусство наказания и поощрения"
Родители знакомятся с причинами плохого поведения, нпослушания детей и получают рекомендации по воспитанию своих детей....