Метеоплощадка на территории экологической тропы.
методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №18 «Ромашка»
Метеоплощадка на территории экологической тропы.
Выполнила:
Матвеева Екатерина Владимировна
Берёзовский городской округ 2020
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени. Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра. С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Дождемер – служит для измерения количества осадков. специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.
Ловец облаков- Служит для определения облаков на небе
Ветряной рукав- прибор для определения силы ветра. Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.
Календарь погоды, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели.
Примерный план работы метеостанции.
№ п/п | Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения |
1. | Знакомство с метеостанцией и ее содержанием. | Познакомить детей с назначением метеостанции, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. | Совместное обследование метеостанции. Практическое снятие показаний термометра. |
2. | Рассматривание облаков. | Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. | Наблюдение за формой и движением облаков. |
3. | Какой бывает ветер? | Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч). | Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости. |
4. | Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
5. | Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» |
6. | Откуда дует ветер? | Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи. | Совместная практическая деятельность. |
7. | Что такое осадки и как их измерить? | Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. | Совместное изготовление дождемера из подручного материала. |
8. | Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Приложение
Беседа «Что такое погода?»
Цель. Познакомить детей с особенностями погодных явлений.
Что такое погода, вы, конечно, представляете. Прежде чем выйти из дома, мы все обязательно посмотрим в окошко, что там: светит солнце, идёт дождь или дует сильный ветер. Погода бывает самая разная — солнечная, ветреная, дождливая, снежная. Погода влияет на жизнь каждого человека. Чтобы созрел урожай, нужны определённые погодные условия, иначе растения погибнут. И отдых будет испорчен, если погода неожиданно переменится. Самые страшные стихийные бедствия — наводнения, бури, град, засуха — случаются именно из-за капризов погоды. Людям очень важно знать о погоде как можно больше. Учёные, которые ведут наблюдения за погодой, называются метеорологами. Но предугадать погоду очень сложно, ведь она может измениться всего за несколько часов.
Весна, лето, осень, зима – четыре времени года. Нас не удивляет, что в разное время года погода тоже бывает разной. Но есть места, где существует только два времени года. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается. Сначала одна её сторона обращена к Солнцу, затем – другая. Лето наступает в той стороне земли, которая обращена к Солнцу
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим «У природы нет плохой погоды»
Цель: Закрепить представления детей о природных явлениях, и приметах погоды. Учить соотносить природные явления с временем года в игре " Когда это бывает? ". Уметь подбирать определения и эпитеты к словам: небо, солнце, погода, Северный ветер, южный ветер. Развивать монологическую речь при составлении коротких рассказов о природных явлениях.
Ход занятия:
-Обратите внимание, какая хорошая погода .
( появляется мышонок)
Мышонок: Погода! Погода! Что же это за погода такая непонятная? Смотрю: воробъи в стаи собираются, тучи на небе низко опустились, Жаба выпрыгнула из болота и сильно квакает; а ещё цветы стали сильно пахнуть. Ну, думаю, какая чудесная погода будет. Вышел я из своей норки погулять, а тут дождь как полил. Я весь промок. Вот тебе и погода!
Восп: Ребята, как вы думаете почему мышонок попал под дождь? (он не знал примет погоды) А по каким приметам он мог узнать что пойдёт дождь?
- Воробьи в стаи собираются - будет дождь.
- Тучи низко опустились - к дождю.
- перед дождём цветы пахнут сильнее.
- Если жаба прыгает через дорогу - к дождю.
- Радуга с утра - к дождю; после обеда - к тихой погоде.
Мышонок: А вы еще приметы знаете? Расскажите, пожалуйста!
Восп: Да ребята, бывают приметы на сегодняшний день, а бывают о времени года. Например:
- поздний листопад- к долгой и холодной зиме.
- Гром в сентябре - к тёплой осени.
- красный закат - будет ветер.
Восп: Ребята, люди с давних времён пользовались приметами чтобы узнать какая будет погода. А сейчас учёные пользуются сложными приборами. Даже есть космические спутники ,которые фотографируют нашу планету из космоса и присылают эти фотографии учёным - синоптикам. А синоптики составляют прогноз погоды чтобы знать: где будет сильный дождь, откуда будет дуть сильный ветер. И потом нас предупреждают. Ребята, как вы думаете, для чего людям надо знать, какая будет погода? (Чтобы знать как одеваться, брать с собой зонтик или нет?. )
- А лётчикам надо знать знать погоду? (обязательно, ведь когда туман, гроза, сильный ветер - самолёты не летают)
- А для чего надо знать погоду людям живущим на селе? (чтобы знать, можно ли садить огород, будет ли мороз на почве или нет, пойдёт ли дождь)
- Давайте сейчас расскажем нашему мышонку какая бывает погода? (Тёплая, холодная, ветреная, пасмурная, солнечная, жаркая, снежная)
А от чего зависит погода? (Погода зависит от природных явлений)
- Посмотрите внимательно на картины и скажите, какие природные явления вы знаете? (ветер, иней, туман, роса, град, радуга, дождь, снег, гроза, гром, молния.)
- А сейчас поиграем в игру, которая называется "Когда это бывает? ". Перед каждым из вас лежат по четыре карточки разного цвета. Зиму обозначим - синим, весну - зелёным цветом, лето - красное, осень - жёлтая. Приготовились! (воспитатель называет природные явления, а дети должны показать карточку соответствующего цвета) .
Восп: Молодцы, ребята, сколько вы уже знаете. Какими приборами пользуются синоптики, чтобы узнать погоду. Для чего на земле лежали три термометра? (они измеряли температуру почвы). Для чего флюгера (измеряют силу ветра). Геометр (солнечный луч, осадкометр (количество осадков)
- А ещё ребята я знаю очень интересные загадки о явлениях природы. Послушайте и постарайтесь ответить:
1. Ждут люди меня с нетерпеньем
и смотрят на небо с волненьем
но стоит меня им заслышать-
попрячутся сразу под крышу. (Дождь)
- Кто знает, как образуется дождь? (рассказ ребёнка)
2. Меня никто не видит
но всякий слышит,
а спутницу мою всяк может видеть,
но никто не слышит. (гром и молния)
(рассказ ребёнка как образуется гром и молния)
3. Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко, те ворота высоко.
постарался мастер тот: взял он красок для ворот
не одну, не две, не три - целых семь, ты посмотри! (радуга)
(рассказ ребёнка о радуге)
4. Седой дедушка у ворот
всем глаза заволок. (туман)
(рассказ ребёнка о тумане)
- Молодцы, хорошо рассказали о природных явлениях. Но ещё мне бы хотелось от вас услышать какими словами описать солнышко? (ясное, лучистое, яркое, ослепительное, тёплое, нежное, великолепное)
А с помощью каких слов можно рассказать о небе на котором светит солнце? (голубое, воздушное, высокое., а если на небе нет солнца (хмурое, низкое, унылое. пасмурное, серое, грустное) .
-а сейчас мы вместе с вами составим сказку. Я начну, а вы будете помогать. Живут на свете два брата. старший брат - Северный ветер, младший - южный ветер. Родные, но совсем не похожие друг на друга. Когда дует Северный ветер становится очень холодно. Какими словами вы можете рассказать о северном ветре? (ледяной, морозный, пронизывающий, колючий, холодный). А южный ветер какой? (тёплый, ласковый, нежный, спокойный, тихий) .
физминутка:
- Теперь давайте выйдем и представим, что подул тихий Южный ветер (дети покачивают руками, ветер становится сильнее (наклоны в стороны, ветер стал очень холодный (обхватили своими руками, задрожали)
- ветер может мешать ехать на велосипеде;
- ветер несёт по морю корабли (дети дуют) ;
- ветер разносит семена цветов, чтобы потом выросли красивые цветы (кружатся)
- Ребята, многие поэты пишут свои стихотворения о природных явлениях.
- Какие красивые стихотворения мы прослушали вместе с мышонком.
- Ребята, пока вы рассказывали стихотворения мышонок сказал, что ему пора уходить и он хочет с вами попрощаться.
Мышонок: Ребята, я сегодня узнал столько нового и интересного. мне понравилось как вы рассказывали о природных явлениях, читали стихотворения.
Конспект познавательного занятия «Ветер, ветер, ты могуч…»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
2. Расширить представление детей о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности.
3. Упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
4. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление.
5. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
2. Беседа о ветре.
— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
— Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
— А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)
— Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
— Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
— Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.
* Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
* Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
* Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
* Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
— Что вы представляете, когда слышите слово «буря»? Какой бывает буря?
3. Чтение фрагмента стихотворения А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
4. Игра «Деревья и ветер»
Дошкольники изображают деревья. Педагог рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения.
— На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
— И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
5. Продолжение беседы.
— Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)
— В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
6. Работа с картинками. ( Три команды)
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.
— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
7. Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
8. Наблюдение за ветром. Работа на метеоплощадке.
— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
— Какой сегодня ветер? Почему?
* Наблюдение за ветряным рукавом, флюгером.
* Опыт с флажками, султанчиками.
* Опыт со свечой.
* Опыт с вертушками.
— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?
* Опыт с веером.
— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.)
«Солнце».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.
2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:
Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.
А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро… .) .
Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым… .). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.
В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.
Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.
А в древности малые народы считали Солнце - богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия) .
Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны. Вот так пели в честь бога Ра в Египте:
«Была земля во мраке,
И стал свет, после того, как ты возник.
Озарил ты Египет – лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,
Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».
А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя. При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!
Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.
Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.
Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.
Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу
Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.
«Объезжаешь ты на колеснице
Света стороны четыре. Слева
От тебя летят по небу Страхи,
Справа от тебя несется Ужас [. ]
Справа от тебя летит Бунене —
Колесаичий и советник верный.
Слева от тебя летит Мишару,
Праведный помощник и слуга [. ]
Небо все ты объезжаешь, Солнце! »
А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.
У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.
Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.
Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнце должно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:
Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.
Занятие по развитию речи (средняя группа)
Тема : «Что я знаю о дожде».
Цели: Уточнять представления о явлениях природы. Развивать умение наблюдать и делать выводы, высказывать свою точку зрения. Упражнять в произношении звуков / п / и /ш/, подборе определений, способствовать расширению словарного запаса. Соблюдать чередование цветов при рисовании радуги.
Материалы и оборудование: картинки с изображением дождливого осеннего дня и радуги, бумага, цветные карандаши.
Предварительная работа: Заучивание закличек.
Беседа по картинке.
-Какое время года изображено на картинке? Как вы это узнали? Какие приметы осени изобразил художник? -Нарисовал ли художник солнце? Значит, какой день изображен на картинке: солнечный или пасмурный? -Какие краски использовал художник для изображения дождливого осеннего дождливого дня: светлые или темные?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
-Если светит солнце, день -(солнечный) . -Если дует ветер, день - (ветреный.) -Если на небе тучи, день - (облачный). –Если идет дождь, день - (дождливый).
-А вам нравится, когда идет дождь?. Почему?. Значит, дождь – это хорошо или плохо?.
-А вот, представьте себе, что сейчас очень жарко, цветочки все завяли, собака, кашка и другие животные спрятались от жары в тень и вдруг… пошел дождь. Как вы думаете, они рады дождю?. Почему?.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Дождь»
Дождик песенку поет: кап, кап, кап.
Только кто ее поймет: кап, кап, кап?
Не пойму ни я ни ты,
Но зато поймут цветы
И зеленая трава.
-Кому же нужен дождь?. Людям тоже иногда очень нужен дождь и если он долго не идет, люди зовут его. Давайте и мы с вами позовем дождь.
Повторение закличек.
1. Дождик, дождик, припусти. 2. Дождик, дождик, пуще,
Дай гороху подрасти! Дам тебе гущи!
Игра с дождем (З. К. Р.)
-Вот и дождь пошел и запел свою песенку. Давайте поиграем с дождем и споем его песенку. Какую песенку? (Кап, кап, кап.) Сначала он идет несмело, тихо: Кап… кап… кап… (повтор). Вот он застучал по крыше веселее и громче: Кап-кап-кап (повтор). Дождь усилился и вот уже не слышно, как падают отдельные капли, а слышен общий шум дождя: Ши-ши-щи.! Как шумит дождь?. (Ши-ши-ши)
Повторение закличек.
Надоел дождь, давайте попросим его перестать лить и позовем солнышко
1. Дождик. дождик, полно лить, 2. Солнышко – ведрышко, выгляни в окошко
Малых детушек мочить Освети, обогрей наших маленьких детей!
Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые. Лей, дождь, лей (повороты, руки вверху)
Дождинки пляшут как живые. Пей, рожь, пей! (кружатся)
И рожь, склонясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет (наклоны)
А дождь такой неугомонный – Льет, льет, льет (пальцем по ладошке)
- Вот и кончился дождь, тучи разбежались, и последняя капелька сорвалась с мокрого листочка прямо в лужу и сказала: «Плюм! » Что сказала?. (Повторение)
Подбор определений
-Как вы думаете, какие бывают дожди?
Летом они (какие?) –… (теплые, ласковые, сильные, грибные)
Осенью (какие?) – … (хмурые, сердитые, затяжные, холодные)
А весной (какие?) –… (быстрые, веселые, радостные)
-Иногда дожди бывают озорными, очень похожими на детей. А чем они похожи на детей, вы узнаете из сказки «Детки – дождики»
Чтение сказки «Детки – дождики»
-В комнату дождика постучала сестра. -Пойдем, пройдемся. – Дождик открыл глаза и поднял голову с подушки.
- Пойдем, - уговаривала сестра, - погода такая чудесная! -А разве можно? – удивился дождик, - Нам без спроса нельзя! -Да ладно! Мы потихоньку – никто не узнает. Смотри, как солнышко светит! Дождик встал, и они на цыпочках выбрались из дома. Солнышко увидело, как по небу крадутся дети – дождики и очень удивилось.
- Вы куда? - Спросило солнышко с испугом.
-Мы гулять! – ответили дождики и расхохотались.
И вдруг стало необычайно весело, просто так, без причины. И солнышко засмеялось тоже. - Давайте в салки, - предложило солнышко, - Я буду водить, а вы убегайте. - Здорово! Салки! - Ура! Играть! - закричали дождики и бросились врассыпную.
И они стали играть. Они хохотали от души, бегали по небу, прыгали на одной ножке через солнечные лучи, хлопали в ладоши и визжали от счастья!
Это был необыкновенный день. Люди смотрели вверх и удивлялись: ярко светило солнце, не было ни единого облачка, и шел теплый ласковый дождь. -«Солнечный дождик» - говорили дети, и над землей лился звонкий заразительный смех детей. -«Солнечный дождик! » - говорили взрослые, и на сердце становилось тепло и уютно. - «Солнечный дождик! » - радовались трава и деревья и тянули к небу свои листочки
Художественное творчество (рисование) «Радуга»
-Так чем же похожи дети – дождики на вас?. (веселые, озорные, непослушные, любят играть)
-А вы видели такое явление, когда и солнышко светит, и дождик идет?
-Что возникает на небе после солнечного дождика? (выставляется картинка с изображением радуги)
-Назовите цвета радуги… Попробуйте нарисовать радугу. (самостоятельная работа детей)
Рефлексия.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам больше всего понравилось?
Для детей и малышей стихи про солнце, солнышко
Приходи к нам, Солнышко
автор: Вера Власова
Приходи к нам, солнышко,
Поскорей, поскорей.
Посвяти нам, солнышко,
Веселей, веселей.
Под весенними лучами
Весело ручьи журчат.
Поиграй-ка, солнце с нами,
Побалуй своих ребят.
СОЛНЫШКО
автор: Людмила Громова
На востоке круглый год
Утром солнышко встает,
Умывается дождем,
Катит огненным шаром
По небесному пути,
Чтобы к западу прийти.
Вечерком ложится спать
В облака – свою кровать.
Мы играли с солнышком
автор: Регина Новикова
Яркий лучик солнышка
заглянул в окно.
"Ты еще валяешься?
Встать пора давно."
Поласкал подушку,
простынь и кровать,
Прыгнул на игрушки:
"Хватит, соня, спать!"
Все уже проснулись:
птички и цветы.
Только задержалась
почему-то ты.
Я быстрей вскочила,
убрала кровать.
Проглотила завтрак
и скорей - гулять.
Мы играли с солнышком
в мячик на пруду,
на скакалке прыгали,
бегали в саду.
Солнышко ладонями
гладило меня.
Стала загорелою
и румяной я.
Завтра снова встану
и пойду гулять.
Буду вместе с солнышком
весело играть.
Для детей и малышей стихи про радугу
Радужная мечта
автор: Регина Новикова
Дождик лил и днем и ночью.
Мне гулять хотелось очень.
Но с утра уплыли тучи,
Показался солнца лучик.
Вышла радуга цветная,
Всеми красками сверкая, -
Над рекой повисла «АРКА».
(Мне от мыслей стало жарко):
« Вот забраться бы верхом,
Пробежаться босиком,
Станцевать, держась за зонт,
И умчать за горизонт!»
Радуга
автор: Александр Измайлов Митрофанович
Дождь идёт. Из синих туч
Просочился солнца луч.
Через небо коромысло
Разноцветное повисло.
Радуга
автор: Людмила Громова
Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,
Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
Для детей и малышей стихи про облака
Два дракона
автор: Анна Алферова
Повстречались два дракона –
Два привета, два поклона.
Друг на друга посмотрели...
– Высоко, на самом деле,
В синеве с тобой летаем,
В облаках над птичьей стаей.
– Можем мы дождём пролиться.
– Можем весело резвиться.
– Мы игривые слегка, потому что облака!
Облака
автор: Регина Новикова
Я бежала на лужок.
А за мной мой пёс Дружок.
Мы с ним шумно поиграли
И немножечко устали.
Я легла в траву на спИну.
Предо мной плывут картины:
Небо синее. На нём
Преогромный снежный ком.
Рядом вижу поросёнка.
Лес. Там дом стоит в сторонке.
Вот и птица.Вот и конь.
Это дым. А где огонь?
Всё плывёт, плывёт куда-то...
Вы не знаете, ребята?
Может звёзды их слепили,
Да и в плаванье пустили?
Всё плывёт и исчезает,
Словно снег на солнце тает...
Кучевые облака
Видно их издалека.
Я люблю смотреть на них,
Чуть забавных, озорных.
Растворяясь, мчатся вдаль...
Расставаться с ними жаль.
Облака
автор: Дима Логинов
Облака плывут по небу
Словно снежные комки.
И везут они наверно
Проливные дождики.
Может быть они из лейки
Землю дождиком польют.
Ну, а может на скамейке
Нас из душа обольют.
Солнце дружно закрывая,
Создают нам тень порой.
Друг за другом, убегая
Скрыться могут за горой.
Чудо облака
автор: Дима Логинов
Если посмотреть на небо,
Посмотреть издалека
Можно будет там увидеть
Эти чудо - облака.
Проплывают незаметно
И уходят прямо ввысь.
То кораблики с китами.
То невидимая рысь.
Собираясь дружно в кучи
Могут в тучу превратиться.
И струёй воды могучей
Могут дождиком пролиться.
Для детей и малышей: стихи про тучку
Тучка
автор: Ольга Суслова
Тучка по небу гуляла
И подружек собирала,
Чтобы стать могучей тучей,
Поливать ей будет лучше.
Стали тучки в хоровод
И полили огород.
Барабанил дождь по крышам,
Распугал он в поле мышек.
Мокрый двор и улица,
Ну а туча хмурится,
До обеда дождик лил,
Всех до нитки промочил.
С пузырями он играл,
А потом вдруг перестал –
Это тучки разбежались
И друг с другом распрощались
Для детей: стихи про грозу
Гроза
автор: Вера Власова
Налетели тучи-полчища.
Стало вдруг темным-темно.
И такой тут грянул громище.
Ветер бьется мне в окно.
И сверкают сабли острые, -
Молнии то там, то тут.
Птица редкая торопится.
И деревьям не уснуть.
Гроза
автор: Людмила Громова
Не боюсь я грома,
Пусть гремит сильней,
Ведь сейчас я дома,
С мамочкой моей.
Молнии, сверкая,
Мне слепят глаза,
Но за чашкой чая
Не страшна гроза!
Для детей и малышей: загадки про ветер
Загадка про ветер
автор: Дима Логинов
Он быстрее всех летает.
Тучи в небе разгоняет.
В луже листья собирает.
Лодку с парусом гоняет.
Может дерево сломать.
Может нас теплом ласкать.
Он сильнее всех на свете.
Потому что это… (ВЕТЕР!)
Ветер.
автор: Виталий Тунников
Его в поле не догнать,
Можно даже не мечтать.
В небе гонит облака –
Его сила велика.
Для детей и малышей : загадки про дождик
Дождик (загадка)
автор: Клара Жабова
Ходит-бродит он по свету,
Худощав и долговяз.
Головою – выше крыши,
А ногами – в грязь увяз.
Хлюпает холодным носом,
Тихо плачет под окном.
Обижается, наверно,
Что его не пустят в дом.
(дождик)
Для детей: загадки про облако
Облака. Загадки для детей
автор: Виталий Тунников
Ваты белые клубки
В небе, словно мотыльки.
С ветерком они резвятся.
Упасть на землю не боятся
Пословицы о природе и о природных явлениях
Солнце встанет, так и утро настанет.
Не всегда же ненастье, проглянет и красное солнышко.
Месяц — серебро, а красное солнышко — золото.
Как месяц ни свети, а всё не солнышко.
Хорош и лунный свет, когда на небе солнышка нет.
Куда не входит солнце, туда потом входит врач.
Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близка луна, да не достанешь.
За ветром в поле не угонишься.
Как роса упадёт, так и след пропадёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_opytu.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №18 «Ромашка»
Метеоплощадка на территории экологической тропы.
Выполнила:
Матвеева Екатерина Владимировна
Берёзовский городской округ 2020
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени. Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра. С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Дождемер – служит для измерения количества осадков. специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.
Ловец облаков- Служит для определения облаков на небе
Ветряной рукав- прибор для определения силы ветра. Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.
Календарь погоды, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели.
Примерный план работы метеостанции.
№ п/п | Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения |
1. | Знакомство с метеостанцией и ее содержанием. | Познакомить детей с назначением метеостанции, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. | Совместное обследование метеостанции. Практическое снятие показаний термометра. |
2. | Рассматривание облаков. | Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. | Наблюдение за формой и движением облаков. |
3. | Какой бывает ветер? | Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч). | Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости. |
4. | Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
5. | Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» |
6. | Откуда дует ветер? | Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи. | Совместная практическая деятельность. |
7. | Что такое осадки и как их измерить? | Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. | Совместное изготовление дождемера из подручного материала. |
8. | Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Приложение
Беседа «Что такое погода?»
Цель. Познакомить детей с особенностями погодных явлений.
Что такое погода, вы, конечно, представляете. Прежде чем выйти из дома, мы все обязательно посмотрим в окошко, что там: светит солнце, идёт дождь или дует сильный ветер. Погода бывает самая разная — солнечная, ветреная, дождливая, снежная. Погода влияет на жизнь каждого человека. Чтобы созрел урожай, нужны определённые погодные условия, иначе растения погибнут. И отдых будет испорчен, если погода неожиданно переменится. Самые страшные стихийные бедствия — наводнения, бури, град, засуха — случаются именно из-за капризов погоды. Людям очень важно знать о погоде как можно больше. Учёные, которые ведут наблюдения за погодой, называются метеорологами. Но предугадать погоду очень сложно, ведь она может измениться всего за несколько часов.
Весна, лето, осень, зима – четыре времени года. Нас не удивляет, что в разное время года погода тоже бывает разной. Но есть места, где существует только два времени года. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается. Сначала одна её сторона обращена к Солнцу, затем – другая. Лето наступает в той стороне земли, которая обращена к Солнцу
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим «У природы нет плохой погоды»
Цель: Закрепить представления детей о природных явлениях, и приметах погоды. Учить соотносить природные явления с временем года в игре " Когда это бывает? ". Уметь подбирать определения и эпитеты к словам: небо, солнце, погода, Северный ветер, южный ветер. Развивать монологическую речь при составлении коротких рассказов о природных явлениях.
Ход занятия:
-Обратите внимание, какая хорошая погода .
( появляется мышонок)
Мышонок: Погода! Погода! Что же это за погода такая непонятная? Смотрю: воробъи в стаи собираются, тучи на небе низко опустились, Жаба выпрыгнула из болота и сильно квакает; а ещё цветы стали сильно пахнуть. Ну, думаю, какая чудесная погода будет. Вышел я из своей норки погулять, а тут дождь как полил. Я весь промок. Вот тебе и погода!
Восп: Ребята, как вы думаете почему мышонок попал под дождь? (он не знал примет погоды) А по каким приметам он мог узнать что пойдёт дождь?
- Воробьи в стаи собираются - будет дождь.
- Тучи низко опустились - к дождю.
- перед дождём цветы пахнут сильнее.
- Если жаба прыгает через дорогу - к дождю.
- Радуга с утра - к дождю; после обеда - к тихой погоде.
Мышонок: А вы еще приметы знаете? Расскажите, пожалуйста!
Восп: Да ребята, бывают приметы на сегодняшний день, а бывают о времени года. Например:
- поздний листопад- к долгой и холодной зиме.
- Гром в сентябре - к тёплой осени.
- красный закат - будет ветер.
Восп: Ребята, люди с давних времён пользовались приметами чтобы узнать какая будет погода. А сейчас учёные пользуются сложными приборами. Даже есть космические спутники ,которые фотографируют нашу планету из космоса и присылают эти фотографии учёным - синоптикам. А синоптики составляют прогноз погоды чтобы знать: где будет сильный дождь, откуда будет дуть сильный ветер. И потом нас предупреждают. Ребята, как вы думаете, для чего людям надо знать, какая будет погода? (Чтобы знать как одеваться, брать с собой зонтик или нет?. )
- А лётчикам надо знать знать погоду? (обязательно, ведь когда туман, гроза, сильный ветер - самолёты не летают)
- А для чего надо знать погоду людям живущим на селе? (чтобы знать, можно ли садить огород, будет ли мороз на почве или нет, пойдёт ли дождь)
- Давайте сейчас расскажем нашему мышонку какая бывает погода? (Тёплая, холодная, ветреная, пасмурная, солнечная, жаркая, снежная)
А от чего зависит погода? (Погода зависит от природных явлений)
- Посмотрите внимательно на картины и скажите, какие природные явления вы знаете? (ветер, иней, туман, роса, град, радуга, дождь, снег, гроза, гром, молния.)
- А сейчас поиграем в игру, которая называется "Когда это бывает? ". Перед каждым из вас лежат по четыре карточки разного цвета. Зиму обозначим - синим, весну - зелёным цветом, лето - красное, осень - жёлтая. Приготовились! (воспитатель называет природные явления, а дети должны показать карточку соответствующего цвета) .
Восп: Молодцы, ребята, сколько вы уже знаете. Какими приборами пользуются синоптики, чтобы узнать погоду. Для чего на земле лежали три термометра? (они измеряли температуру почвы). Для чего флюгера (измеряют силу ветра). Геометр (солнечный луч, осадкометр (количество осадков)
- А ещё ребята я знаю очень интересные загадки о явлениях природы. Послушайте и постарайтесь ответить:
1. Ждут люди меня с нетерпеньем
и смотрят на небо с волненьем
но стоит меня им заслышать-
попрячутся сразу под крышу. (Дождь)
- Кто знает, как образуется дождь? (рассказ ребёнка)
2. Меня никто не видит
но всякий слышит,
а спутницу мою всяк может видеть,
но никто не слышит. (гром и молния)
(рассказ ребёнка как образуется гром и молния)
3. Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко, те ворота высоко.
постарался мастер тот: взял он красок для ворот
не одну, не две, не три - целых семь, ты посмотри! (радуга)
(рассказ ребёнка о радуге)
4. Седой дедушка у ворот
всем глаза заволок. (туман)
(рассказ ребёнка о тумане)
- Молодцы, хорошо рассказали о природных явлениях. Но ещё мне бы хотелось от вас услышать какими словами описать солнышко? (ясное, лучистое, яркое, ослепительное, тёплое, нежное, великолепное)
А с помощью каких слов можно рассказать о небе на котором светит солнце? (голубое, воздушное, высокое., а если на небе нет солнца (хмурое, низкое, унылое. пасмурное, серое, грустное) .
-а сейчас мы вместе с вами составим сказку. Я начну, а вы будете помогать. Живут на свете два брата. старший брат - Северный ветер, младший - южный ветер. Родные, но совсем не похожие друг на друга. Когда дует Северный ветер становится очень холодно. Какими словами вы можете рассказать о северном ветре? (ледяной, морозный, пронизывающий, колючий, холодный). А южный ветер какой? (тёплый, ласковый, нежный, спокойный, тихий) .
физминутка:
- Теперь давайте выйдем и представим, что подул тихий Южный ветер (дети покачивают руками, ветер становится сильнее (наклоны в стороны, ветер стал очень холодный (обхватили своими руками, задрожали)
- ветер может мешать ехать на велосипеде;
- ветер несёт по морю корабли (дети дуют) ;
- ветер разносит семена цветов, чтобы потом выросли красивые цветы (кружатся)
- Ребята, многие поэты пишут свои стихотворения о природных явлениях.
- Какие красивые стихотворения мы прослушали вместе с мышонком.
- Ребята, пока вы рассказывали стихотворения мышонок сказал, что ему пора уходить и он хочет с вами попрощаться.
Мышонок: Ребята, я сегодня узнал столько нового и интересного. мне понравилось как вы рассказывали о природных явлениях, читали стихотворения.
Конспект познавательного занятия «Ветер, ветер, ты могуч…»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
2. Расширить представление детей о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности.
3. Упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
4. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление.
5. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
2. Беседа о ветре.
— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
— Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
— А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)
— Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
— Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
— Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.
* Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
* Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
* Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
* Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
— Что вы представляете, когда слышите слово «буря»? Какой бывает буря?
3. Чтение фрагмента стихотворения А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
4. Игра «Деревья и ветер»
Дошкольники изображают деревья. Педагог рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения.
— На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
— И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
5. Продолжение беседы.
— Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)
— В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
6. Работа с картинками. ( Три команды)
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.
— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
7. Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
8. Наблюдение за ветром. Работа на метеоплощадке.
— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
— Какой сегодня ветер? Почему?
* Наблюдение за ветряным рукавом, флюгером.
* Опыт с флажками, султанчиками.
* Опыт со свечой.
* Опыт с вертушками.
— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?
* Опыт с веером.
— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.)
«Солнце».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.
2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:
Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.
А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро… .) .
Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым… .). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.
В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.
Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.
А в древности малые народы считали Солнце - богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия) .
Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны. Вот так пели в честь бога Ра в Египте:
«Была земля во мраке,
И стал свет, после того, как ты возник.
Озарил ты Египет – лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,
Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».
А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя. При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!
Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.
Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.
Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.
Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу
Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.
«Объезжаешь ты на колеснице
Света стороны четыре. Слева
От тебя летят по небу Страхи,
Справа от тебя несется Ужас [. ]
Справа от тебя летит Бунене —
Колесаичий и советник верный.
Слева от тебя летит Мишару,
Праведный помощник и слуга [. ]
Небо все ты объезжаешь, Солнце! »
А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.
У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.
Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.
Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнце должно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:
Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.
Занятие по развитию речи (средняя группа)
Тема : «Что я знаю о дожде».
Цели: Уточнять представления о явлениях природы. Развивать умение наблюдать и делать выводы, высказывать свою точку зрения. Упражнять в произношении звуков / п / и /ш/, подборе определений, способствовать расширению словарного запаса. Соблюдать чередование цветов при рисовании радуги.
Материалы и оборудование: картинки с изображением дождливого осеннего дня и радуги, бумага, цветные карандаши.
Предварительная работа: Заучивание закличек.
Беседа по картинке.
-Какое время года изображено на картинке? Как вы это узнали? Какие приметы осени изобразил художник? -Нарисовал ли художник солнце? Значит, какой день изображен на картинке: солнечный или пасмурный? -Какие краски использовал художник для изображения дождливого осеннего дождливого дня: светлые или темные?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
-Если светит солнце, день -(солнечный) . -Если дует ветер, день - (ветреный.) -Если на небе тучи, день - (облачный). –Если идет дождь, день - (дождливый).
-А вам нравится, когда идет дождь?. Почему?. Значит, дождь – это хорошо или плохо?.
-А вот, представьте себе, что сейчас очень жарко, цветочки все завяли, собака, кашка и другие животные спрятались от жары в тень и вдруг… пошел дождь. Как вы думаете, они рады дождю?. Почему?.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Дождь»
Дождик песенку поет: кап, кап, кап.
Только кто ее поймет: кап, кап, кап?
Не пойму ни я ни ты,
Но зато поймут цветы
И зеленая трава.
-Кому же нужен дождь?. Людям тоже иногда очень нужен дождь и если он долго не идет, люди зовут его. Давайте и мы с вами позовем дождь.
Повторение закличек.
1. Дождик, дождик, припусти. 2. Дождик, дождик, пуще,
Дай гороху подрасти! Дам тебе гущи!
Игра с дождем (З. К. Р.)
-Вот и дождь пошел и запел свою песенку. Давайте поиграем с дождем и споем его песенку. Какую песенку? (Кап, кап, кап.) Сначала он идет несмело, тихо: Кап… кап… кап… (повтор). Вот он застучал по крыше веселее и громче: Кап-кап-кап (повтор). Дождь усилился и вот уже не слышно, как падают отдельные капли, а слышен общий шум дождя: Ши-ши-щи.! Как шумит дождь?. (Ши-ши-ши)
Повторение закличек.
Надоел дождь, давайте попросим его перестать лить и позовем солнышко
1. Дождик. дождик, полно лить, 2. Солнышко – ведрышко, выгляни в окошко
Малых детушек мочить Освети, обогрей наших маленьких детей!
Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые. Лей, дождь, лей (повороты, руки вверху)
Дождинки пляшут как живые. Пей, рожь, пей! (кружатся)
И рожь, склонясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет (наклоны)
А дождь такой неугомонный – Льет, льет, льет (пальцем по ладошке)
- Вот и кончился дождь, тучи разбежались, и последняя капелька сорвалась с мокрого листочка прямо в лужу и сказала: «Плюм! » Что сказала?. (Повторение)
Подбор определений
-Как вы думаете, какие бывают дожди?
Летом они (какие?) –… (теплые, ласковые, сильные, грибные)
Осенью (какие?) – … (хмурые, сердитые, затяжные, холодные)
А весной (какие?) –… (быстрые, веселые, радостные)
-Иногда дожди бывают озорными, очень похожими на детей. А чем они похожи на детей, вы узнаете из сказки «Детки – дождики»
Чтение сказки «Детки – дождики»
-В комнату дождика постучала сестра. -Пойдем, пройдемся. – Дождик открыл глаза и поднял голову с подушки.
- Пойдем, - уговаривала сестра, - погода такая чудесная! -А разве можно? – удивился дождик, - Нам без спроса нельзя! -Да ладно! Мы потихоньку – никто не узнает. Смотри, как солнышко светит! Дождик встал, и они на цыпочках выбрались из дома. Солнышко увидело, как по небу крадутся дети – дождики и очень удивилось.
- Вы куда? - Спросило солнышко с испугом.
-Мы гулять! – ответили дождики и расхохотались.
И вдруг стало необычайно весело, просто так, без причины. И солнышко засмеялось тоже. - Давайте в салки, - предложило солнышко, - Я буду водить, а вы убегайте. - Здорово! Салки! - Ура! Играть! - закричали дождики и бросились врассыпную.
И они стали играть. Они хохотали от души, бегали по небу, прыгали на одной ножке через солнечные лучи, хлопали в ладоши и визжали от счастья!
Это был необыкновенный день. Люди смотрели вверх и удивлялись: ярко светило солнце, не было ни единого облачка, и шел теплый ласковый дождь. -«Солнечный дождик» - говорили дети, и над землей лился звонкий заразительный смех детей. -«Солнечный дождик! » - говорили взрослые, и на сердце становилось тепло и уютно. - «Солнечный дождик! » - радовались трава и деревья и тянули к небу свои листочки
Художественное творчество (рисование) «Радуга»
-Так чем же похожи дети – дождики на вас?. (веселые, озорные, непослушные, любят играть)
-А вы видели такое явление, когда и солнышко светит, и дождик идет?
-Что возникает на небе после солнечного дождика? (выставляется картинка с изображением радуги)
-Назовите цвета радуги… Попробуйте нарисовать радугу. (самостоятельная работа детей)
Рефлексия.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам больше всего понравилось?
Для детей и малышей стихи про солнце, солнышко
Приходи к нам, Солнышко
автор: Вера Власова
Приходи к нам, солнышко,
Поскорей, поскорей.
Посвяти нам, солнышко,
Веселей, веселей.
Под весенними лучами
Весело ручьи журчат.
Поиграй-ка, солнце с нами,
Побалуй своих ребят.
СОЛНЫШКО
автор: Людмила Громова
На востоке круглый год
Утром солнышко встает,
Умывается дождем,
Катит огненным шаром
По небесному пути,
Чтобы к западу прийти.
Вечерком ложится спать
В облака – свою кровать.
Мы играли с солнышком
автор: Регина Новикова
Яркий лучик солнышка
заглянул в окно.
"Ты еще валяешься?
Встать пора давно."
Поласкал подушку,
простынь и кровать,
Прыгнул на игрушки:
"Хватит, соня, спать!"
Все уже проснулись:
птички и цветы.
Только задержалась
почему-то ты.
Я быстрей вскочила,
убрала кровать.
Проглотила завтрак
и скорей - гулять.
Мы играли с солнышком
в мячик на пруду,
на скакалке прыгали,
бегали в саду.
Солнышко ладонями
гладило меня.
Стала загорелою
и румяной я.
Завтра снова встану
и пойду гулять.
Буду вместе с солнышком
весело играть.
Для детей и малышей стихи про радугу
Радужная мечта
автор: Регина Новикова
Дождик лил и днем и ночью.
Мне гулять хотелось очень.
Но с утра уплыли тучи,
Показался солнца лучик.
Вышла радуга цветная,
Всеми красками сверкая, -
Над рекой повисла «АРКА».
(Мне от мыслей стало жарко):
« Вот забраться бы верхом,
Пробежаться босиком,
Станцевать, держась за зонт,
И умчать за горизонт!»
Радуга
автор: Александр Измайлов Митрофанович
Дождь идёт. Из синих туч
Просочился солнца луч.
Через небо коромысло
Разноцветное повисло.
Радуга
автор: Людмила Громова
Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,
Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
Для детей и малышей стихи про облака
Два дракона
автор: Анна Алферова
Повстречались два дракона –
Два привета, два поклона.
Друг на друга посмотрели...
– Высоко, на самом деле,
В синеве с тобой летаем,
В облаках над птичьей стаей.
– Можем мы дождём пролиться.
– Можем весело резвиться.
– Мы игривые слегка, потому что облака!
Облака
автор: Регина Новикова
Я бежала на лужок.
А за мной мой пёс Дружок.
Мы с ним шумно поиграли
И немножечко устали.
Я легла в траву на спИну.
Предо мной плывут картины:
Небо синее. На нём
Преогромный снежный ком.
Рядом вижу поросёнка.
Лес. Там дом стоит в сторонке.
Вот и птица.Вот и конь.
Это дым. А где огонь?
Всё плывёт, плывёт куда-то...
Вы не знаете, ребята?
Может звёзды их слепили,
Да и в плаванье пустили?
Всё плывёт и исчезает,
Словно снег на солнце тает...
Кучевые облака
Видно их издалека.
Я люблю смотреть на них,
Чуть забавных, озорных.
Растворяясь, мчатся вдаль...
Расставаться с ними жаль.
Облака
автор: Дима Логинов
Облака плывут по небу
Словно снежные комки.
И везут они наверно
Проливные дождики.
Может быть они из лейки
Землю дождиком польют.
Ну, а может на скамейке
Нас из душа обольют.
Солнце дружно закрывая,
Создают нам тень порой.
Друг за другом, убегая
Скрыться могут за горой.
Чудо облака
автор: Дима Логинов
Если посмотреть на небо,
Посмотреть издалека
Можно будет там увидеть
Эти чудо - облака.
Проплывают незаметно
И уходят прямо ввысь.
То кораблики с китами.
То невидимая рысь.
Собираясь дружно в кучи
Могут в тучу превратиться.
И струёй воды могучей
Могут дождиком пролиться.
Для детей и малышей: стихи про тучку
Тучка
автор: Ольга Суслова
Тучка по небу гуляла
И подружек собирала,
Чтобы стать могучей тучей,
Поливать ей будет лучше.
Стали тучки в хоровод
И полили огород.
Барабанил дождь по крышам,
Распугал он в поле мышек.
Мокрый двор и улица,
Ну а туча хмурится,
До обеда дождик лил,
Всех до нитки промочил.
С пузырями он играл,
А потом вдруг перестал –
Это тучки разбежались
И друг с другом распрощались
Для детей: стихи про грозу
Гроза
автор: Вера Власова
Налетели тучи-полчища.
Стало вдруг темным-темно.
И такой тут грянул громище.
Ветер бьется мне в окно.
И сверкают сабли острые, -
Молнии то там, то тут.
Птица редкая торопится.
И деревьям не уснуть.
Гроза
автор: Людмила Громова
Не боюсь я грома,
Пусть гремит сильней,
Ведь сейчас я дома,
С мамочкой моей.
Молнии, сверкая,
Мне слепят глаза,
Но за чашкой чая
Не страшна гроза!
Для детей и малышей: загадки про ветер
Загадка про ветер
автор: Дима Логинов
Он быстрее всех летает.
Тучи в небе разгоняет.
В луже листья собирает.
Лодку с парусом гоняет.
Может дерево сломать.
Может нас теплом ласкать.
Он сильнее всех на свете.
Потому что это… (ВЕТЕР!)
Ветер.
автор: Виталий Тунников
Его в поле не догнать,
Можно даже не мечтать.
В небе гонит облака –
Его сила велика.
Для детей и малышей : загадки про дождик
Дождик (загадка)
автор: Клара Жабова
Ходит-бродит он по свету,
Худощав и долговяз.
Головою – выше крыши,
А ногами – в грязь увяз.
Хлюпает холодным носом,
Тихо плачет под окном.
Обижается, наверно,
Что его не пустят в дом.
(дождик)
Для детей: загадки про облако
Облака. Загадки для детей
автор: Виталий Тунников
Ваты белые клубки
В небе, словно мотыльки.
С ветерком они резвятся.
Упасть на землю не боятся
Пословицы о природе и о природных явлениях
Солнце встанет, так и утро настанет.
Не всегда же ненастье, проглянет и красное солнышко.
Месяц — серебро, а красное солнышко — золото.
Как месяц ни свети, а всё не солнышко.
Хорош и лунный свет, когда на небе солнышка нет.
Куда не входит солнце, туда потом входит врач.
Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близка луна, да не достанешь.
За ветром в поле не угонишься.
Как роса упадёт, так и след пропадёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...
Формирование первичных представлений о природе родного края у дошкольников, посредством организации детской деятельности на территории экологической тропы ДОУ
Формирование представление о мире растений у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудова...
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка»....
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....
12. Объект экологической тропы «Метеоплощадка»
12. Объект экологической тропы «Метеоплощадка»Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудовани...