Речь на ладошках (из опыта работы)
методическая разработка (младшая группа)
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь на ладошках (из опыта работы)
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Невролог и психиатр В.И. Бехтерев писал: «Движения рук всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию».
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки головного мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев и всей кисти рук, находятся рядом.
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью.
- Сделать занятия пальчиковой гимнастикой регулярной, выделив для этой деятельности оптимальное время.
- Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время стимулирующей гимнастики, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, каждый ребенок занимается пальчиковой гимнастикой 6-9 минут в день.
Какие приёмы мы используем в группе для развития мелкой моторики?
Используем мозаику.
Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используем разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаем малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываем, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложные задания - это выполнение изображений: цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
Нанизываем бусины на шнурок.
Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
Шнуруем.
Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа Для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
Нанизываем кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень.
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек — разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. Необходимо знать, что легче разобрать такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали.
Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип — сборка разных деталей в определенном порядке.
Расстегиваем и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, молнии.
Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев
рук. Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания.
Лучше начинать с расстегивания пуговиц, кнопок,
молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться.
Отстегиваем и пристегиваем прищепки.
Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.
Используем разнообразные конструкторы.
Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев.
Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.
Важно в группе иметь несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным).
Опускаем мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Для этого необходим сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагаем малышу опускать их в бутылочку. Следим, чтобы ребенок брал по одной детали, обращаем его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закрываем бутылку крышкой и предлагаем погреметь содержимым. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.
Сортируем мелкие предметы.
Развитие хватательных движений—хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагаем перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупные бусины. Таким же образом ребенок сортирует по цвету и размеру фасоль, горох, камушки, ракушки и пр.
Используем инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.
Такие игры развивают навыки действий с различными инструментами.
Обучение использованию ложки и вилки, позже ножа, происходит во время еды — ребенок учится держать ложку (вилку, нож), есть с их помощью. Кроме этого, в играх с куклой
можно использовать пластмассовые приборы. Чтобы научить ребенка использовать разнообразные инструменты, советуем приобрести их игрушечные аналоги — пластмассовые лопатки, совки и грабли, их можно использовать на детской площадке во время игры в песочнице; при помощи игрушечной удочки или сачка можно ловить рыбок в тазике с водой.
Заводим ключиком игрушки.
Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев рук.
Поворачивая ключ по часовой стрелке, ребенок учится работать большим и указательным пальцами. В этой игре используются разнообразные механические заводные игрушки — курочка, собачка, часы, машинки и др.
Запускаем пальцами волчки.
Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.
Открываем и закрываем, раскручиваем и закручиваем крышки коробок, банок, бутылок.
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки.
Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее).
Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.
Показываем театр на пальчиках.
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами — когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи.
Через какие виды деятельности мы развиваем мелкую моторику?
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).
- Индивидуальная работа с детьми.
- Самостоятельная деятельность.
- Прогулка.
- Самообслуживание.
В результате упражнения по развитию ручной умелости приносят тройную пользу:
- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость.
- Исчезает скованность движений рук, что в дальнейшем поможет овладеть навыками письма.
- Развивая моторику, мы развиваем речь и мышление детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии". Из опыта работы
опыт работы...
«Развиваем речь младших дошкольников». (Из опыта работы)
Работа по развитию речи ребёнка должна осуществляться в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественно...
"Роль узких специалистов и педагогов дополнительного образования по формированию связной речи воспитанников ДОУ(из опыта работы)
Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада включен в образовательный пр...
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)
Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...
Доклад на тему: «Пальчиковые игры, как средство развития речи, мышления детей» (из опыта работы)
доклад...
Консультация для педагогов "Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей" (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г.В.)
Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей...
ФЭМП Игра «Занимательные ладошки» (из опыта работы)
Игра - это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозн...