Проект "Роль сказки в развитие речи детей "
проект (младшая группа)
Как сказка способствует формированию у детей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rol_skazki_v_r._r_detey_v_yaselnoy_gruppe.docx | 365.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
МКДОУ детский сад «Солнышко»
Проект
«Роль сказки в развитие речи детей»
Воспитатель: В.Д. Грызунова
Г. Городовиковск
Проект"Роль сказки в развитие речи детей "
Автор: Грызунова В.Д., воспитатель
МКДОУ д/с «Солнышко». Республика Калмыкия г. Городовиковск
Вид проекта: краткосрочный, творческий, игровой
Участники проекта: дети дошкольного возраста
Воспитатель: Грызунова В.Д.
Актуальность проекта состоит в том, что у детей формируются представления о правилах дорожного движения, полученные знания, приучать соблюдать их; воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе реализации проекта «Здравствуй, сказка!».
Задачи:
- Образовательные:
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Закреплять интерес детей к русским народным сказкам.
- Развивающие:
Активизировать слуховое и зрительное внимание
Побуждать детей к речевым высказываниям
- Воспитательные:
Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
Методы и приемы:
- Наглядный
- Словесный
- Игровой
- Беседа по сказке
- Чтение художественного произведения
- Рассматривание иллюстрации в книге.
Теоретическая часть проекта:
. Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого.
И именно сказки воспитывают в ребенке сочувствие к чужим бедам, не счастьем.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят, как люди, неживые предметы обладают «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения-обычны происходят в сказке.
Сказка для ребенка-это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию и с яркими и большими иллюстрациями.
Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это-сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Колобок»- это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети младшего возраста легко запоминают сказки.
Иными словами сказка- это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему усвоить тот поток знаний, который воздействует на него со всех сторон
А такая, пусть и временное воздействие на ребенка необходима: она снижает непонимания детей к окружающему миру, делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать понять.
Поскольку многие дети плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой смену сказки в течение года. Мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».
Через народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку сохраняется
преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческая деятельность народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается воображение, поэтому в детстве роль сказки велика.
Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.
Сказки для детей младшего возраста (1,5-2лет ) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.
Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится
предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением, показ
предметов или действий, которые они обозначают. Далее идёт
непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь
воспитателя. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно выразительное рассказывание, при котором голосом изменяется и характеризует каждого героя по своему. Чтобы помочь маленьким детям воспринять каждого персонажа.
После его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные
группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к
содержанию сказки и её героям. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки сюжетными картинками.
Сказку использую как в воспитательно-образовательном процессе, так и в
повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.
Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников
включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со
сказкой, организацию творческой деятельности на её основе..
Этапы проекта
1 -ый этап проекта: Организационно-подготовительный
- Составление паспорта проекта
- Работа и подбор методической литературы
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
2- ой этап: Практический (формы работы с детьми
- Рассматривание с детьми картинок по данной теме;
- Чтение сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба" и т. д
- Игра с конструктором «Домик для зверят по сказке "Теремок".
- Использование сказочного персонажа «Курочка ряба»
- Использование подвижных и пальчиковых игр.
В ходе проекта были проведены занятия , подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки.
Ожидаемый результат:
- Познакомит детей с русскими народными сказками.
- Повысить интерес детей к сказками и рассматриванию иллюстрации.
- Через имитацию образов героев научаться различать добро и зло; оценивать поступки, поведение.
Повысить качество развития речи детей, увеличивать словарный запас
Перспективный план работы в ясельной группе
Февраль
1. занятие
Рассказывание сказки "Колобок"
2. Дидактическая игра "Кого встретил?"
Цель: Познакомить детей со сказкой "Колобок"
3. Пальчиковая игра "Детки"
Март
1. Занятие
Чтение и рассказывания "Курочка Ряба"
Учить внимательно слушать , с интересом рассматривать иллюстрации
2. Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
3. Физминутка "Курочка и цыплята"
4. Подвижная игра "Вышла курочка гулять"
Апрель
1. Повторение сказки "Колобок"
2. Подвижная игра "Зайка"
Цель: учит детей выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Подвижная игра " Вышла курочка гулять "
4. Повторение сказки "Курочка Ряба"
Заключение
В период с февраля по апрель месяц мной проводился проект в ясельной группе "Солнышко". На протяжении всего проекта была проведена большая работа.
В самом начале мной были определенны цели и задачи, мы знакомили детей с русскими народными сказками "Репка", "Колобок"
, " Курочка Ряба".
Благодаря проделанной работе дети научились различать добро и зло. Характеризовать поступки и поведение героев. Увеличился словарный запас (хорошо, плохо, называют героев сказки). Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок "Чудесный мешочек", "Кого встретили". Играли в подвижные игры "Вышла курочка гулять", "Зайка". Проводились пальчиковые игры и физминутки.
У детей повысился интерес к сказками рассматриванию иллюстрации.
Самой эффективной работой были подвижные и дидактические игры. Этот свидетельствует тому, что у детей повысился эмоциональный настрой к сказкам.
Подводя итоги проведенной работы, я пришла к выводу, что все поставленные цели и задачи соответствовали данному возрасту детей и были реализованы.
Проведенная проектная деятельность была эффективной.
Приложение
Тема: Сказка «Колобок»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид деятельности: «Коммуникативная»
Цель: совершенствовать умение слушать и понимать взрослого; напомнить сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем.
Задачи: учить детей пересказывать знакомую сказку, развивать речь детей и мелкую моторику рук и ориентировку в пространстве; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого и отвечать на них; воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: книга сказки «Колобок», игрушки: дед, бабка,колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
Индивидуальная работа: заучить с Матвеем пальчиковую гимнастику «Детки»
Ход занятия:
1. Организационный момент
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?(Спрятали ручки за спину)
Где же наши ручки?
Нет наших рук.(Повороты влево-вправо)
Вот. Вот наши ручки,(Показываем руки)
Вот наши ручки.
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.(Дети протягивают руки, показывая их)
2 Водная часть
- Сейчас мы с вами вспомним пальчиковую игру «Детки».
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать-
Крепкие, дружные,
Все такие нужные. Поднять кисть правой(левой)руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
3. Основная часть
Воспитатель: Читает сказку «Колобок»
Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:
- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.
- А из чего испечь, муки-то нету?
- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.
Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.
Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился- с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.
Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
-Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
По амбару скребем,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге – только заяц его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк:…
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки: «А лиса говорит:
- Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.
Колобок вскочил лисе на нос и запел по громче: Я колобок, колобок,
По амбару скребем,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса…
Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!
Воспитатель: Что лиса сделала с колобком?
Дети: съела
Воспитатель: Какой был колобок?
Дети: румяный и хороший
Воспитатель:-А какая лиса?
Дети: Злая, хитрая
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась сказка
- Что – то вы немножко засиделись. Давайте превратимся в зайчат.
ФИЗМИНУТКА «Зайка»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Заключение
Воспитатель: Ребята, какую сказку вы слушали
Дети: Колобок
-Воспитатель: Какой у нас колобок?
Дети: Хороший
Воспитатель: А какого колобок цветом?
Дети :Желтый
Тема: Сказка «КУРОЧКА РЯБА».
Цель: развитие устной речи посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку в инсценированном варианте, правильно отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
Развивающие: способствовать умению сопереживать к персонажам сказки, развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких, поддерживать бодрое, веселое настроение.
Словарная работа:
Бил, не разбил, бежала, махнула, упало, разбилось, плачет.
Оборудование: Игрушки: курочка, мышка, два яйца (белое и желтое)
Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа, знакомство с пальчиковыми играми, игры на развитие мелкой моторики, изучение цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент
Дети собираются полукругом около воспитателя.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Воспитатель: -Ребята, вы любите сказки?
Дети отвечаю: Да
Воспитатель: А хотите побывать в сказке?
Дети : Да
Воспитатель :Я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную сказку на паровозике! Я буду паровозик, а вы– вагончики. Поехали! (Воспитатель изображает паровоз, дети встают друг за другом, ручки согнуты в локтях, идут по кругу)
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу!»
Воспитатель: Ребята, вот мы и в стране волшебной сказки. Давайте, ребята, сядем на стульчики и будем внимательно слушать сказку (дети рассаживаются на стульчики).
Пересказ сказки: Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка Ряба - яичко, не простое - золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба! Снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое!» Тут и сказочке конец! А кто слушал – молодец!
Воспитатель: Ребята, про кого эта сказка?
Дети: «Курочка Ряба»
Воспитатель: Что снесла курочка Ряба?
Дети: Яйцо
Воспитатель: Какое яичко снесла курочка?
Дети: Золотое
Воспитатель: А кто разбил яичко?
Дети: Мышка
Воспитатель: Как курочка кричит?
Дети: « Ко-ко-ко!
Физкультминутка «Курочка и цыплята».
Воспитатель: Вышла курочка гулять, (дети ходят по помещению)
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, (гуляют врассыпную)
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко. (взрослый грозит «цыплятам» пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите,(ногой «ищут» зёрнышки)
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука, (стучат пальчиком по полу, «клюют» зёрнышки)
Дождевого червяка,
Выпили водицы, (имитируют, как пьют воду)
Полное корытце.
Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь по местам и за то, что вы внимательно слушали сказку, правильно отвечали на ответы; курочка хвалит
Воспитатель: Ребятки, давайте скажем курочке «До свидания» и отпустим её домой.
Курочка прощается с детьми и уходит.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Описание игры
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
- описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
- рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
- описать его так, чтобы другие дети отгадали его;
- назвать слова на данную букву;
- составить пример, где ответ будет данное число.
Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
Подвижная игра " Зайка"
Цель: Учить детей выполнять движения соответствии с текстом
Описание игры: выбирают "Зайку" среди детей, ставят его в центр круга. Дети Выполняют движения под слова:
Зайка беленький сидит.
И ушами шевелит.
.Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Сначала дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайчик шевелит ушами. Затем поглаживают то одну, то другую руку, хлопают в ладоши. Потом встают , подпрыгивают на двух ногах к "зайке", стоящему внутри круга, стараются согреть его, ласково глядят, затем возвращаются на место. "Зайка" выбирает себе замену и игра начинается сначала.
Подвижная игра "Вышла курочка гулять"
Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.
Литература
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая группа раннего возраста / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателядетского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
- Электронный ресурс. Режим доступаhttps://videouroki.net/razrabotki/proiektnaia-dieiatiel-nost-v-piervoi-mladshiei-ghruppie-na-tiemu-v-ghosti-k-skaz.html
- Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль сказки для развития речи детей"
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Опыт работы...
Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».
Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....
Статья. Роль сказки в развитии речи детей
Роль сказки в развитии речи детей...
Сообщение по теме: "Влияние сказки на развитие речи детей раннего возраста".
В рамках раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокомувоспр...
Роль сказки в развитии речи детей
Роль сказок в развитии речи детей...
3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...